Политики в опиумной лавочке. Ташкент. 1870 Искусство

Холст, масло. 67.8 x 47.1 см.  Верещагин Василий Васильевич.

Государственная Третьяковская галерея

12 комментариев

  • E.S.:

    Евгений, а не можете сказать, какие полотна В.Верещагина висели в ташкентском музее («Опиумоеды»? А еще?)?

      [Цитировать]

  • Сходу сказать не могу, надо идти в музей или искать в Сети.

      [Цитировать]

  • Елена:

    Из Путешествия по Средней Азии В.В. Верещагина:
    …Я скормил раз одному целую палку продажного на базаре опиума и не забуду, с какою жадностью он глотал, не забуду и всей фигуры, всего вида опиумоеда: высокий, донельзя бледный, желтый, он походил скорее на скелет, чем на живого человека; почти не слышал, что кругом его делалось и говорилось, день и ночь мечтал только об опиуме.
    Сначала он не обращал внимания на то, что я говорил ему, не отвечал и, вероятно, не слышал; но вот он увидел в моих руках опиум — вдруг лицо его прояснилось, до тех пор бессмысленное, получило выражение: глаза широко раскрылись, ноздри раздулись, он протянул руку и стал шептать: дай, дай… Я не дал сначала, спрятал опиум — тогда скелет этот весь заходил, начал ломаться, кривляться, как ребенок, и все умолял меня: дай бенг, дай бенг!.. (бенг —опиум). Когда я, наконец, подал ему кусок, он схватил его в обе руки и, скорчившись у своей стенки, начал грызть его потихоньку, с наслаждением, зажмуривая глаза, как собака гложет вкусную кость. Скоро он начал как-то странно улыбаться, нашептывать бессвязные слова; временем же судорога передергивала и искривляла его лицо…
    Он сгрыз уже половину, когда близ него сидевший опиумоед, давно уже с завистью смотревший на предпочтение, оказанное мною скелету, вдруг вырвал у него остальное и в одну секунду положил себе в рот. Что сделалось с бедным скелетом? Он бросился на своего товарища, повалил его и начал всячески теребить, бешено приговаривая: «Отдай, отдай, говорю!» Я думал, что он ему выворотит скулу…
    Календарханы не только приюты нищих — это также нечто среднее между нашим кафе-рестораном и клубом: желающий покурить наша или, еще более, запретного опиума и стыдящийся или не имеющий возможности заводить эти вещи дома — идет в календархан; пьяница отводит свою душу кукнаром также в календархане; разных новостей, как это можно себе представить, между бродягами-диванами не переслушаешь; поэтому народа всякого, болтающего, курящего, пьющего и спящего всегда немало. Мне случалось встречать там лиц довольно почтенных, которые, впрочем, как бы стыдились того, что я, русский тюра, заставал их в компании опиумоедов и кукнарчей.
    Между опиумоедами есть личности поразительные; физиономия каждого из них уже прямо говорит: я опиумоед; но те, которые едят его много и с давних пор, особенно отличаются вялостью, неподвижностью всей фигуры, какою-то пугливостью всех движений, мутным, апатичным взглядом, желтым цветом лица и донельзя обрюзглым видом всей физиономии. Мне говорили (и я имел случай проверить это на деле), что опиумоед оказывается непременно трусом…

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Акулина, при всем моем уважение. «опиумоеды» была в Ташкентском музее. Интересно другое: где сейчас картнп «Самаркандский зиндан»?

      [Цитировать]

  • Акулина:

    Я и написала, что еще была картина. Что с ней, спрашивала многократно. Ответа не получила. Я ее видела «раненную». Зал был закрыт для входа, чтобы исключить сотрясение и дальнейшее осыпание красочного слоя

      [Цитировать]

  • Акулина:

    «Опиумоеды» в ташкентском музее, по-моему, Мясоедова. Небольшая такая картина. Они там еще сидят и лежат в рваных халатах возле какой- то стенки

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    Акулина, прочитав твой коммент, полезла в гугл. НЕТ там сведений о картине. Нет — и все. Как в воду канула.

      [Цитировать]

  • LG:

    Это вы про «Самаркандский зиндан»? Неужели пропала? Насколько я помню в музее было несколько картин, на которые при показе делали упор, в том числе и на эту. Запомнился ещё проповедник на кафедре, у которого указующая или обличающая рука как будто высовывалась из полотна. Не помню ни автора ни точное название.

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    А вот все это очень интересно. Была картина — и нет! И никто ничего…

      [Цитировать]

  • Акулина:

    Почему-то не прошел мой последний комментарий. Я прошу прощения за ошибку: «Опиумоеды » в музее верещагинские. А «Зиндан» может быть, отреставрируют. А что касается ксендза-проповедника, то он настолько живой, что даже, словно слышно его голос

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.