Каким воздухом дышит мегаполис? Разное

Что представляет собой мегаполис — всем известно. Это огромный город, чаще всего столица, красивый и многолюдный. Таковым в нашей республике является Ташкент, сочетающий в себе прелесть древнего Востока и архитектуру новых стилей. Можно долго рассказывать о красоте столицы, однако коснемся несколько иной темы, непосредственно связанной с главным городом республики. Речь пойдет об экологической ситуации именно в Ташкенте и прилегающей к нему области.
Экологическая картина любого мегаполиса вырисовывается не в самых ярких красках: автотранспорт, промышленные предприятия — все, что оказывает пагубное влияние на воздух, воду и почву в городе. Одной же из главных экологических проблем является загрязнение атмосферного воздуха. Правда, начиная с 1991 г., его загрязнение имеет тенденцию к снижению, что объясняется прежде всего сокращением промышленного производства по стране в целом.

В экологии существует такое понятие, как индекс загрязнения атмосферы (ИЗА):

1). ИЗА> 14 — загрязненность воздуха очень высокая;

2). 7 < ИЗА < 14 — загрязненность воздуха высокая;

3). 5 < ИЗА < 6 — загрязненность воздуха относительно высокая;

4). ИЗА < 5 — загрязненность воздуха низкая.

В ходе постоянного мониторинга экологической ситуации в столице узбекскими экологами был выведен ИЗА г. Ташкента: в 1999 г. он составлял 6,48, а в 2007 — 5,71. Согласно шкале ИЗА, в столице загрязненность воздуха колеблется от высокой до относительно высокой. Если сравнить показатели ИЗА г. Чирчика (4,40 — 3,35) и г. Ташкента, то сразу видна разница между мегаполисом и небольшим областным городом. Самые низкие ИЗА присвоены Бекабаду (2,27), Намангану (2,26), Гулистану (1,85), которые действительно являются экологически чистыми населенными пунктами.

Как показали исследования, основными источниками загрязнения воздуха являются строительная индустрия (существующие в нашей республике, а также в черте г. Ташкента, цементные заводы, главным образом, выделяющие пыль) и автотранспорт, на долю которого приходится 94% загрязнения воздуха в целом. Безусловно, существуют и другие источники загрязнения воздушной среды: металлургия, химическая, легкая и пищевая промышленности, однако предприятия этих отраслей, осуществляя выбросы вредных веществ в атмосферу, не превышают предела допустимых санитарных норм.

Итак, как было сказано выше, автотранспорт загрязняет воздух более других источников загрязнения, тем более, если речь идет о мегаполисе, где каждый третий житель имеет собственный автомобиль. В период 1996 — 2000 г.г. наблюдалось резкое увеличение выбросов загрязняющих веществ, связанное непосредственно с ростом количества индивидуального автомобильного транспорта. Удивительно, не правда ли, что ежедневно пользуясь различного вида транспортом, мы не заостряем внимания на том, насколько он загрязняет воздух, которым мы в свою очередь дышим. Однако главная проблема загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами обусловлена прежде всего изношенностью существующего автопарка, ввозом иномарок, находящихся в эксплуатации сверх установленного срока или не отвечающих современным техническим требованиям, использованием низкосортного топлива, не соответствующего общепринятым стандартам, несовершенством системы управления дорожным движением при низком качестве дорожных покрытий автодорог, шоссе, магистралей. Из этого следует вывод, что не столько сам транспорт повинен в загрязнении воздуха, сколько вышеперечисленные аспекты, связанные и с дорогами, и с дорожным движением, и с топливом.

Ощутимое влияние на вредные выбросы автотранспортом оказывает износ и старение подвижного состава. Более 50% автотранспорта государственного сектора и 40% индивидуального эксплуатируются свыше 8 лет, что является безусловным фактором, влияющим на загрязнение атмосферы. При этом необходимо отметить, что к повышенному выбросу вредных веществ в атмосферу приводят несовершенство конструкции двигателей и слабая ремонтная база автомобилей.

Согласно данным Узгидромета, среднегодовые концентрации окиси углерода в городах республики, где проводятся наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, колеблются от 2 до 4мг/м куб., при этом в Ташкенте в центре перекрестков в момент остановки автомобилей перед светофором его концентрация превышает в 20 раз установленный нормативный уровень. Недостаточное количество подземных и надземных переходов, низкий уровень дорожной культуры как пешеходов, так и водителей приводит к дополнительным выбросам в атмосферу из-за вынужденных торможений и дальнейшего резкого движения с места.

В принципе вышеперечисленные причины, по которым возникает проблема загрязнения атмосферного воздуха, человек создает сам, но и решить их он тоже может сам. Чтобы снизить количество выбросов автотранспортом, нужно, во-первых, серьезно заняться реконструкцией и строительством автодорог. В Ташкенте за последние годы практически заново выстроены многие дороги и реконструированы улицы города. Безусловно, строительство и ремонт — это серьезная проблема, но не глобальная, она вполне решаема и имеет под собой лишь материальную подоплеку.

Помимо этого, ежегодно Госкомприродой РУз совместно с МВД и Министерством здравоохранения РУз с привлечением Узнефтетегазинспекции по всей республике в два этапа проводится операция «Чистый воздух», в ходе которой проверяется экологическое состояние автотранспортных предприятий, автозаправок, станций технического обслуживания (автосервисов) и непосредственно автотранспорта. Автотранспортные средства подвергаются проверке на содержание токсичности и дымности. В Ташкенте, начиная с 2000 г., функционирует экологический взвод, который ежедневно на постах безопасности дорожного движения, расположенных на Ташкентской кольцевой автомобильной дороге, ведет контроль токсичности отработанных газов и принимает меры по сокращению вредных выбросов. В целом по республике количество автомобилей, эксплуатируемых с повышенной токсичностью и дымностью, колеблется в пределах 10%.

Однако наиболее экологически неблагополучным является городской общественный транспорт, работающий на топливе низкого качества и эксплуатируемый (не весь транспорт, но большая его часть) сверх установленного срока. Разумеется, чтобы заменить все автобусы, маршрутки и другие виды знакомого нам общественного транспорта, потребуются очень большие материальные затраты для государства, хотя частичная, постепенная замена старых на новые все-таки происходит — перед нашими глазами по улицам столицы ездят уже целых три вида «зеленых» автобусов. Но факт и в том, что наряду с новыми автобусами продолжают эксплуатироваться и старые.

Одновременно с операцией «Чистый воздух» разработан типовой проект экологического пункта «Экотрансназорат», а также схемы расположения таких пунктов по республике. Цель создания проекта предельно ясна: пункты экологического контроля располагаются на дорогах на определенном расстоянии друг от друга, где опытными сотрудниками осуществляется экодосмотр «сомнительных» автомобилей.

В соответствии с разработанными мероприятиями более 500 автомобилей в год переводятся на альтернативные виды использования газового топлива, однако это проводится очень медленно, что объясняется отсутствием в республике производства по выпуску газобаллонного оборудования. Количество автомобилей, эксплуатируемых на газовом топливе, составляет лишь 3,4% от общего числа зарегистрированных.

В нашей республике, в частности в столице, загрязнение воздуха и экологическая ситуация в целом постоянно контролируются, но выполнение всех мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта сдерживается также отсутствием необходимых финансовых средств на предприятиях и в организациях.

Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия напрямую влияет на загазованность нашего воздуха, вынуждая автотранспорт работать в экстремальном режиме. А возникающая при этом еще и запыленность доставляет много хлопот жителям домов, расположенных вдоль автомагистралей. Но очагами выбросов пыли являются также и строительные площадки — не везде соблюдаются защитные меры, предусмотренные строительными технологиями. Впрочем, чистоту нашего городского воздуха жители научились определять сами, когда своеобразным индикатором является видимость гор. Однако в редкие весенне-летне-осенние дни удается их увидеть — разве что после дождя, а ведь об опьяняющем свежем горном воздухе ташкентцы знают не понаслышке.

Видимо, поэтому мировая практика показывает одинаковый сценарий развития мегаполисов — деловой, активный центр и престижные спальные районы на окраинах или за чертой города для богатых людей. Жилье же в центре — для малоимущих слоев населения. Эта тенденция докатилась и до СНГ. Московская элита, выбрав живописную и экологически чистую Рублевку, показала пример состоятельным москвичам, которые в свою очередь обратили взор на районы Подмосковья. Девелоперы отреагировали моментально, разрабатывая проекты поселков таунхаусов типа “Polyanka deluxe”. Дойдет ли такая тенденция до Ташкента? Скорее всего, да, но произойдет это, пожалуй, не ранее чем через 15-20 лет.

А какую воду мы пьем? В окружающую природную среду республики сбрасывают сточные воды порядка 500 объектов-водопользователей с общим объемом водоотведения более 6 000 млн. м/куб. — из них объем загрязненных сточных вод составляет 141 — 150 млн. м/куб. в год. Большинство водотоков являются умеренно-загрязненными или загрязненными. Согласно проведенным исследованиям, очень сильно загрязнены отдельные водотоки Ташкента и Ташкентской области — такие, как река Чирчик и канал Салар. По Ташкентской области подземные воды загрязнены под влиянием промышленных объектов, сосредоточенных в долинах рек Чирчик и Ахангаран. На локальных участках города уровень загрязнения изменялся от 2,0 до 10,0 ПДК (Куйлюкская, Пахтинская нефтебазы, участки железной дороги, отдельные склады ГСМ, автомойки, АЗС, Саларская станция аэрации, ГАО «ТТЗ», ТАПОиЧ, Ташметрополитен, а также жилой массив г. Ташкента — Сергели ).

В мегаполисе загрязнение водных ресурсов антропогенного происхождения можно идентифицировать следующим образом:

— загрязнение в результате индустриальной деятельности в черте города;

— источники бытового загрязнения в районах города.

Поверхностные и подземные воды загрязняются стоками промышленных и коммунальных предприятий населенных пунктов и городов, не имеющих очистных сооружений или таких сооружений, но работающих неэффективно. Доля промышленных предприятий, в общей нагрузке влияющих на качество воды, составляет менее 20%, но они порождают местные очаги загрязнения и являются основными источниками загрязнения воды тяжелыми металлами и другими токсичными веществами, имеющими тенденцию аккумулирования в водоемах.

Существуют ли пути улучшения экологической ситуации в Ташкенте? Безусловно, существуют, и одним из них, по нашему мнению, является планировка вновь строящихся городских автодорог с минимальным четырехрядным движением в каждом направлении, рассчитанная на перспективу. Как пример удачной планировки, можно назвать проспект Дружбы Народов, где хорошая пропускная способность транспорта и зеленая зона, являющаяся своеобразным санитарным кордоном между автомагистралью и жилыми домами.

Увеличивающийся парк автотранспортных средств, естественно, создает нагрузку на городские автодороги, однако не все наши улицы имеют резерв для расширения, и здесь уже от органов Госавтоинспекции требуется комплексный подход к решению этой проблемы. Иначе говоря, и безопасность дорожного движения чтобы не страдала, и экологическая ситуация чтобы не ухудшалась.

Ташкент — мегаполис, с населением, превышающим 2,5 млн. человек, и жизнь, и здоровье этих людей зависят от экологической здесь ситуации. Вся красота города будет не нужна никому, если над величественными, прекрасными зданиями нависнет смог, а в грациозных фонтанах будет бить грязная вода.

Максад Джангиров.   Источник

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.