ГЯП Разное

(Дружеская или родственная вечеринка)
Автор Дильдор Курбанова

Буквальный перевод этого короткого слова означает «разговор». Еще в ХVI веке, в записях поэта Зайнутдина Васифи, гератца, прожившего в Ташкенте почти 40 лет, рассказывается об общественных собраниях горожан – гяпах или меджлисах. Они проходили в Сибзарской части города, в обширном парке, и обсуждались на них философские вопросы. Знаменитые Сибзарские сады, как и придворный литературный кружок, ушли в прошлое. А гяп, сильно видоизменившись, живет в современном узбекском обществе.

Гяп — это не обряд. Его не исполняют. В гяп играют: гяп уйнаймиз, или, если это хозяин вечеринки – гяп «подают»: гяп берамиз. Не существует точного аналога этого понятия ни в других культурах, ни соответственно, в других языках. Одни называют гяп встречей родственников, своего рода большим «семейным советом», другие – кассой взаимопомощи. Третьи — представители сильной половины — хорошим поводом выпить и расслабиться с друзьями в чайхане за пловом.

Гяп удивительно прост: понадобилось всего несколько фраз, чтобы обрисовать его внешнюю сторону. Но и потрясающе сложен, чтобы донести глубинный смысл и то значение, которое он имеет для узбекского общества.

Гяп – это нечто большее, чем регулярные встречи на основе взаимопомощи. Гяп – это нечто намного большее, чем просто общение. Это сообщество, где каждый уверен, что его внимательно выслушают, поддержат, дадут совет. Еще гяп — иллюстрация к тому, насколько социализирована жизнь узбеков: она почти вся проходит среди людей. Всегда есть силы и структуры, которые могут вмешаться в частную жизнь, диктуя свои законы, и каждый вынужден строить свою жизнь в соответствии с этими силами и законами.

Если же человек не хочет жить на виду, старается во всем полагаться на себя, он редко участвует в подобном сообществе. Или участвует в таком, где люди собираются только потому, что симпатизируют друг другу, им легко и приятно вместе. Такой стиль общения очень редок в кишлаках, но все чаще встречается в больших городах. Тогда встречи не регулярны, приурочены к каким-либо праздникам или смене времен года, чтобы можно было выехать всем вместе на природу или просто устроить застолье, потанцевать. Медитативное состояние, которое возникает в танце под ритмичную восточную музыку, очень ценится узбеками как хорошая форма психологической разгрузки.

Состав группы гяп разнообразен. Бывают населенные пункты, где «играть» в гяп позволено только мужчинам, а женщины обеспечивают приготовление пищи и обслуживание гостей. Есть места, где участие в мероприятии надо заслужить и первым критерием является солидный возраст. Но на сегодняшний день это очень и очень редко встречающиеся ограничения.

Часто гяп организуют женщины. Восточные красавицы, привыкшие всегда ухаживать за своими мужчинами, ценят в таком мероприятии возможность вести себя более свободно, танцевать более раскованно, говорить более откровенно. В хорошей женской компании можно и употребить острое словцо, и поиграть в чисто женские игры: «О, каких бы высот я достигла, если бы он меня не ограничивал, если бы я не должна была за ним ухаживать и вести дом».

Мужской состав гяп нередко возникает по профессиональному, «цеховому» признаку. Например, его могут организовать таксисты, поджидающие пассажиров в одном и том же месте, или продавцы на рынке, или просто коллеги по работе. В виде гяп могут проходить и встречи друзей детства. «Играют» бывшие одноклассники, однокурсники, семейные пары, трудовые коллективы. Гяп составляется и из родственников – например, все братья и сестры с мужьями и женами или все двоюродные сестры или братья. Иногда собираются невестки, живущие на одной улице, но только если свекрови разрешат.

Удобно, если вместе собираются 12 человек. Тогда они встречаются ежемесячно, и каждый «подает» гяп — гяп беради — 1 раз в год. Очень большая группа препятствует психологической разгрузке во время встреч, очень маленькая – накапливает скуку и однообразие, которую ошибочно принимают за недовольство друг другом.

Образованию будущей группы гяп предшествует обсуждение насущных вопросов. Как часто собираться, где (в последнее время даже женщины свои встречи все чаще проводят не дома, а в кафе или ресторане), для чего – просто для общения или для материальной взаимопомощи тоже. Тогда обговаривается сумма взносов от каждого члена группы, и общий конверт передается хозяину или хозяйке очередной «игры». Приоритет имеет тот, у кого наступил важный момент в жизни: свадьбы детей, рождение детей или внуков и так далее. Или же по расписанию, кто когда может. Если группа сугубо молодежная, то свадьба одного из членов группы становится большим событием. К тому же основная нагрузка по проведению этого, ох, непростого мероприятия, ложится на гяпдош – членов группы гяп.

Чаще всего инициатор группы гяп становится ее руководителем: джура боши — глава друзей. Иногда руководитель выбирается на общем собрании. Он ведет общую кассу, если она есть, следит за расписанием встреч, является генератором идей по праздничному проведению игры. Но возможно, что эти функции выполняет неформальный лидер группы.

Маленькая зарисовка о жизни одной из групп «Гяп».
…70-е годы ХХ столетия. Выпускной класс средней школы перед расставанием решает организоваться в сообщество гяп. Потом, в первые годы после школы, кто-то уходит сам, кто-то уезжает. Остается 12 человек – и девушки и юноши. Они поступают в вузы, учатся, работают. Вот первые свадьбы, на которых главные роли распорядителей и помощников играют участники гяп. После радостных событий встает нелегкий вопрос: принять ли в группу новых членов, молодых супругов и супруг? Как они вольются в сплоченный, понимающий друг друга с полуслова коллектив? Не подорвут ли они его изнутри? Не станет ли это причиной распада? Наконец, вопрос решается в пользу расширения группы.

Проходят годы. Идет сквозь годы и гяп. Впервые возникает раскол, группа недовольна поведением одного из своих членов в его семье или в социуме. Целый год всех волнует эта проблема. Потом, в дальнейшем, этот человек с благодарностью вспоминает, каких неприятностей он избежал благодаря друзьям.

А жизнь идет. Кто-то внезапно разбогател и не справился с широтой новых возможностей, кто-то преуспел во властных структурах. Узбеки считают, что более всего выявляет недостаток духовности человека именно рост социальной или политической власти – мансаб. Но и это решается вслух, открыто. Какой бы взлет или падение не испытал кто-либо из участников гяп, среди своих он остается тем же, кем был, занимает то же место, что было у него, когда они были еще школьниками. С этим тоже надо смириться! И это же дает новый импульс росту, самосовершенствованию. Увеличенная в составе вдвое, прошедшая все непростые притирки, группа движется вперед.

Первые горести: разводы, которые особенно шумно и неоднозначно воспринимаются в группе. Первые потери: родителей, или супругов, не дай Бог, детей. В такие тяжкие дни особенно остро ощущается тепло дружеского взгляда. Поддержка и материальна — собирается общая сумма. Поддержка и чисто физическая – многие узбекские обряды невозможно выстоять в одиночку, так много людей надо встретить, проводить, и, конечно, накормить. Тогда, отбросив все личные проблемы, ваш гяп рядом с вами плечом к плечу.

Вот ушел в мир иной и кто-то из группы. Его семья получила максимум поддержки, через несколько лет его жену вновь выдавали замуж для нового счастья. А как прекрасно всем вместе встречать радостные события! Защиты диссертаций, преодоление материальных трудностей, подъем по социальной лестнице. Успешное поступление или окончание детьми школ и вузов, их свадьбы, рождения внуков. Поразительно, как весело и озорно проходят их встречи. Всегда хозяин, тот, чья очередь «давать» гяп, старается приятно удивить своих каким-нибудь сюрпризом. Ведь годы летят незаметно, а они все те же школьники. И они по-прежнему вместе.


Примечание. Источник — Диск «Welcome to Taskent».

2 комментария

  • T-Moor:

    Да гяп хорошая вешь…

      [Цитировать]

  • Ильгиза:

    Моя мама именно так играла в гап всем классом! Как я любила, когда очередь доходила до нас, в нашем доме собирались её шумные и интересные одноклассники. Танцевали, ели, разговаривали, рассматривали школьные черно-белые фотографии. Они отмечали 20 лет со дня окончания школы, потом 25, 30 лет…. Это замечательная традиция! Уже лет 7 их гап не имеет продолжения, к сожалению. Мы уехали, многие разъехались, у кого-то здоровье не позволяет и так далее.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.