Народы Узбекистана. Казахи Разное

Самоназвание — казах, устаревшее — киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки. Народ, основное население Казахстана. Казахский язык относится к северно-западной, или кипчакской, подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие — мусульмане-сунниты. В прошлом у казахов большую роль играли шаманизм и культ предков.

Казахи в Узбекистане:

1926 г. — 106 980
1979 г. — 620 136
1989 г. — 808 227
2000 г. — 990 022

Казахи — один из крупнейших тюркоязычных народов, занимающих по численности в Средней Азии третье место среди национальностей, не имеющих здесь своей автономии. Происхождение и точный смысл самоназвания «казахи» не установлены. Существует много гипотез. Одни говорят, что это название объединения нескольких племен (каспии, саки, кеоги, хазары), другие (А. А. Семенов) связывают его происхождение с «xasaq tengen» (повозка на колесах); казахские легенды производят его от племенного тотема — «каз» (гусь), «ак» (белый), видоизмененного в имя девушки, легендарной родоначальницы казахского народа. Дореволюционные этнографы производят слово «казах/к/» как «вольный человек», «свободный», «ушедший от своего рода».

В Узбекистане сосредоточено подавляющее большинство проживающих в Средней Азии казахов (82,8% по переписи 1970 г.). Основная масса их (93,2% всего казахского населения республики) сосредоточена в Республике Каракалпакстан, Ташкентской, Бухарской и Сырдарьинской областях.

По характеристике автора энциклопедического издания «Туркестанский край» В. И. Масальского, «киргизы (казахи — В. Г.) одарены хорошими умственными способностями, и учение дается им нетрудно… Способность к восприятию внешних впечатлений, в особенности же к запоминанию событий, людей и природы, у киргизов весьма значительна, усвоение же отвлеченных понятий дается им гораздо труднее. Киргиз отличается живым, общительным и веселым характером; он находчив, сообразителен и сравнительно честен, но лукав и хитер. Добродушие, гостеприимство и уважение к старшим принадлежат к числу коренных качеств киргиз.

Отличительной чертой киргиза является любовь к поэзии и умение излагать свои мысли не только ясно и изящно, но и красноречиво. Отсюда высокое развитие устной народной литературы, отличающейся богатством и разнообразием.»

Издавна казахи имели многочисленные политические, экономические и культурные связи с народами Средней Азии. Рассмотрим лишь те из них, которые подводят нас к вопросу о расселении казахов на территории нынешнего Узбекистана.

В Казахстане уже в XVI в. наметилось деление на три обособленных кочевых района: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан. Эти районы у казахов назывались жузами: Улу Жуз (Старший Жуз), кочевавший в Семиречье (юг, юго-восток современного Казахстана); Орта Жуз (Средний Жуз), расселившийся на территории Центрального Казахстана (имели зимовки по среднему течению реки Сырдарьи, летовки — по притокам Тобола, Ишима, Сары-су, в степных районах Центрального Казахстана) и Киши Жуз (Младший Жуз), владевший Западным Казахстаном (его зимовки были в Приаралье, в низовьях Сырдарьи, на плато Устюрт, на полуострове Мангышлак, в низовьях Урала, а летовки — в верховьях Тобола, по Иргизу, в Мугоджарских горах).

Границы жузов были весьма условными и приближались к границам среднеазиатских ханств — Бухарскому, Кокандскому и Хивинскому. Они могли изменяться под воздействием различных внешнеполитических факторов. В частности, вследствие агрессии со стороны Джунгарского ханства в начале XVIII в. произошло вытеснение казахов Старшего Жуза с их кочевий в Семиречье. Опасность, грозившая казахам с юго-востока, заставила, с одной стороны, часть их устремиться в Бухару, с другой стороны, казахи Старшего Жуза потеснили кочевья казахов Младшего и Среднего Жузов, в результате чего они прикочевали ближе к российским границам.

В 1723 г. джунгары захватили всю территорию кочевий Старшего Жуза. Казахи пережили неслыханный погром, надолго оставшийся в памяти народа, как «год великих бедствий» (ак табан шубранды). В поисках спасения часть казахов бежала к границам России, другая устремилась в Мавераннахр. Свыше 150 тыс. семей казахов, обращенных в бегство в сторону Самарканда, так и остались здесь на жительство, расселившись в Ташкентском, Ферганском, Самаркандском, Хивинском и Бухарском владениях.

Казахские ханы вели упорную борьбу с Бухарским ханством за города по Сырдарье и ее притокам, в частности за Ташкент. В 40-е гг. XVIII в. во владения Ташкента входила значительная часть южноказахстанских степей, а северная граница Ташкента проходила где-то за современным г. Джамбулом.

В начале XIX в. между Ташкентом и Хивой нередко возникали вооруженные конфликты из-за некоторых казахских родов Среднего Жуза, которые кочевали по восточной стороне Аральского моря. Сами они признавали себя подвластными Ташкенту, в то время как Хива считала их своими подданными. В начале 20-х гг. они активно расселяются в степном Канимехском районе Бухарской области, где в 1925 г. был создан Казахско-Каракалпакский автономный район, в котором проживало 20268 казахов.

По переписи 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 1091925 казахов. После нацразмежевания в 1926 г. в Узбекистане осталось 107 тыс. казахов. По данным переписи населения 1939 г., число казахов, проживающих здесь, составляло уже 305,4 тыс. чел. Увеличение связано с тем, что в 1936 г. в состав Узбекистана вошла Каракалпакская автономная республика, где проживало значительное количество казахского населения, а также с голодом в Казахстане в 1933 г., вызванным насильственной коллективизацией, что способствовало миграции казахов на территории соседних среднеазиатских республик. По переписи 1959 г. в Узбекистане насчитывалось 335,3 тыс. казахов; в 1970 г. их здесь проживало 476,3 тыс.

По сравнению с 1959 г., общее количество казахов в Узбекистане возросло в 1,4 раза. Такой высокий прирост вызван тем, что за межпереписной период в состав Узбекистана была передана часть территории Чимкентской области Казахстана. По приблизительным подсчетам, это составило около 80 тыс. казахов (теперь эти районы возвращены Казахстану). В 1989 г. в Узбекистане проживало 808987 казахов, в т. ч. в Ташкенте — 30166.

Традиционно казахи занимались кочевым животноводством. Из ремесел — в первую очередь, обработкой шерсти, изготовлением войлока, из которого делались кошмы и ковры, покрытия для юрт, матрацы и подушки, сумки, одежда (шапки, плащи, кафтаны, чепраки и покрывала седел верховых лошадей). С этим ремеслом тесно связана и обработка кожи, из которой делали колчаны для стрел, воинские пояса, обувь и сосуды, конскую упряжь и седла. Кожа художественно украшалась тиснением.

Славились казахские резчики по дереву, продававшие свою продукцию в Сырдарьинскую, Бухарскую области и Приаралье. Сюда ходили большие караваны, нагруженные юртами, арбами, посудой и хозяйственной утварью, в которой нуждались сырдарьинские казахи-земледельцы.

Резное дерево широко использовалось для колонн и дверей культовых зданий сырдарьинских городов, свидетельствуя о распространении у казахов художественной обработки дерева.

Источники отмечают особое искусство казахских ювелиров — «зергеров», работавших с золотом, серебром, самоцветами и владевших мастерством холодной и горячей чеканки, ажурной техники.

Эпизодические случаи перехода к оседлой жизни активизируются в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. в значительной степени благодаря принудительной системе, навязанной Советской властью. В 1929 г. создаются первые земледельческо-скотоводческие объединения, преобразованные затем в колхозы и совхозы. Эта политика привела к кризису 1930 г., усиленному засухой, в результате чего от голода погибли сотни тысяч казахов. Значительная их часть была вынуждена мигрировать в Китай.

С переходом к оседлому образу жизни появились квалифицированные агрономы, трактористы и рабочие МТС. В 1932 г. на предприятиях республики насчитывалось 1 435 рабочих-казахов. В 1934 г. только в Ташкенте из сельской местности на строительство привлекаются 643 чел. В эти годы казахи составляли основной потенциал рабочих из национальных меньшинств республики. В отдельных районах создавались казахские сельсоветы, школы с казахским языком обучения, казахский детский дом.

В последующие годы растет число казахов, живущих в городах, в первую очередь в Ташкенте. Они работают в промышленности, науке, культуре. В довоенном Ташкенте функционировал казахский театр. В этот процесс активно включаются женщины-казашки, в первую очередь как врачи, артистки. Одна из первых казашек-врачей — акушер-гинеколог Умми Гульсум Асфандиярова работала в Ташкенте, Папе, Хорезме; гинеколог Зайнаб Садыковна Абдурахманова — в Ханабаде.

Сегодня в Узбекистане функционирует около 600 средних школ для детей казахов, а в Ташкентском педагогическом университете им. Низами открыт факультет казахской филологии. В Сырдарьинском, Джизакском, Нукусском и Навоийском пединститутах действуют отделения, где обучение ведется на казахском языке. Во многих вузах и техникумах республики прием вступительных экзаменов для казахской молодежи проводится на родном языке.

На Ташкент и Ташкентскую область регулярно ведется трансляция программ Казахского телевидения, радиовещания на казахском языке, выходит газета «Нурлы жол». Организованы передачи Узбекского телевидения на Казахстан.

Казахи вносят достойный вклад в науку и культурную жизнь республики. Известны научные труды историка В. А. Туленбаева, этнографа В. X. Шалекенова, работы архитектора М. Джандарбека, монументалиста-мозаичника А. А. Бухарбаева и его сына — миниатюриста Э. Бухарбаева.

М. М. Мендикулов (1909—1986) — крупный ученый и общественный деятель, архитектор и педагог Казахстана, с 1930 по 1937 гг. учился и работал в Узбекистане. Совмещал преподавание с работой в проектных институтах. В 1941 г. занял пост главного архитектора города Ташкента, но война прервала карьеру зодчего. После возвращения с фронта, с августа 1945 г. по май 1947 г., продолжал работать в столице Узбекистана до перевода в Казахстан.

В Ташкентском университете получил образование один из первых казахских археологов Хасан Алпысбаев.

В Узбекистане жил и творил народный художник республики казах Урал Тансыкбаев (1904—1974), уроженец Ташкента. На базе его художественной студии создан мемориальный Дом-музей У. Тансыкбаева. Большую известность в регионе получило творчество скульптора Ж. Куттымуратова.

В. В. Германова

Литература:

  1. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. Ташкент, 1998. С. 52, 54, 62, 118.
  2. Масальский В. И. Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга / Под ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. СПб., 1913. Т. 19. С. 369, 370.
  3. Народы Средней Азии и Казахстана: В 2-х т./Под ред. С. П. Толстова. М.: АН СССР, 1963. Т. 2. С. 322.
  4. Салимов X. С. Население Средней Азии. Ташкент, 1975. С. 100, 101.
  5. Устюгов Н. В. Научное наследие. Население Средней Азии и Приуралья в XIII— XVIII веках. М.: Наука, 1974. С. 191.
  6. Хуршут Э. Ши-Чач-Ташкент. Очерк политической истории. Ташкент, 1992. С. 38.
  7. Шалекенов У. X. Казахи низовий Амударьи. К истории взаимоотношений народов Каракалпакии в XVIII—XX вв. Ташкент, 1966. С. 18.

Этнический атлас Узбекистана.

© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

История.

5 комментариев

  • J_Silver:

    А мне так кажется, что нынешних казахов определяли как бродячих киргизов, в отличие от относительно оседлых черных (нынешних киргизов) — может и не так красиво, как «вольные», но все-таки гораздо точнее…

      [Цитировать]

  • Аскар:

    Поверхностное представление и изложение.Во-первых,самоназвание не казах,а qazaq (къазакъ).Откуда произошел этноним черным по белому написано достаточно в мусульманских исторических источниках.Но автор,видимо не читал,в противном случае знал бы что предыдущее название казахов-узбеки,жившие в Дешти Кыпчаке в Узбекском улусе.И по этой причине казахи никак не могли быть шаманистами ибо предки казахов успели принять ислам еще до того как сложилась казахская нация.Поэтому устаревшее название не киргиз-казаки,т.к.казахи никогда себя не называли киргизами,к которым не имеют никакого отношения,даже считали оскорбительным.Так по ошибке писала царская администрация.Интересно что настоящих киргизов называли бурутами или дикокаменными киргизами.Среди известных казахских личностей не названы Жалантос (Ялантош) бахадур из племени алшын,правитель Самарканда,Толе би-бывший правитель Ташкента и похореный там же,Айтеке би,племянник Жалантос бахадура,похороненый также в Узбекистане,в Навои,генерал Сабыр Рахимов,герой Советского Союза.Из скромности автор забыл добавить что Ташкент был передан из состава Казахстана Узбекистану по решению Сталина.Имхо,автор не должен был освещать эту тему имея поверхностное представление о казахах.

      [Цитировать]

    • J_Silver:

      Ташкент был передан из состава Казахстана по решению Сталина? Чего курил автор этого утверждения?
      Любому дураку известно, когда была организована Казахская ССР (совершенно напрасно, кстати) и что кому передавали!

        [Цитировать]

      • EC EC:

        J_Silver:
        Ташкент был передан из состава Казахстана по решению Сталина? Чего курил автор этого утверждения?
        Любому дураку известно, когда была организована Казахская ССР (совершенно напрасно, кстати) и что кому передавали!

        Ведите себя корректно. Об этом есть информация в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82

          [Цитировать]

        • J_Silver:

          А чего тут стесняться, если в Вики ссылка на проказахский бред? Единственное, что правда — казахи хотели Ташкент! А надо было бы и весь нынешний Южный Казахстан к Узбекистану присоединить! И никаких Казахстанов быть не должно — с Севера Россия, с юга Узбекистан, ну, может посредине пусть бродят полукочевые племена…

            [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.