Куклы тоже плачут Искусство История Фото

Турсунали Каримович:

Манипуляция марионетками, искусство кукольников в Средней Азии насчитывает не одно тысячелетие. Конкретно, узбекский кукольный театр ровня Узбекской ССР, с 1924 года.
В 1928 году в здании Ташкентского Православного храма начал действовать первая в Средней Азии профессиональная кукольная студия «Петрушка». Со временем которую преобразовали в первый в регионе Республиканский Кукольный Театр.
Учитывая вековые традиции этого искусства у узбеков, значение в деле духовного воспитания детей, а также в ознаменовании 40-летия театр , Ш.Рашидов (тогда Первый секретарь ЦК КП Узб) поручил возвести современное здание для Республиканского Кукольного театра на территории Детского парка, расположенного прямо под боком здания ЦК.

В то время ни один театр в Республике (не считая ГАБТ Навои) не имел такого здания. И оборудовали театр этот самым передовым для того времени техническим, сценическим. Ташкентский пример стал примером для всего региона.

Создание кукольных театров и возведение зданий для них зданий принял широкий размах. Появились интересные здания для кукольных театров во всех столицах, областных и районных центрах. Даже в древней Хиве построили красивое здание в духе памятников истории (правда, как поется в песне: страшное внутри, но оригинальное снаружи). В Термезе переоборудовали под областной кукольный самый красивый кинотеатр и тд.

Здание и внутренние интерьеры Ташкентского Кукольного оформляли самые талантливый и известные тогда художники монументалисты , скульпторы, керамисты, мастера художественного металла, кукольники, живописцы…
На фасаде было установлено панно работы Бахадыра Фазлетдиновича Джалалова и Галины Моисеевны Джалаловой. Это, по сути, было первое произведение флорентийской мозаики в исполнении узбекистанских монументалистов. За эту работу авторы были удостоены Премии Ленинского Комсомола. Фонтанные киты и рыбки — это произведения известного ташкентского керамиста Юлия Кима, скульптор из Москвы Пологова выполнила образы сказочных героев со всего мира в фойе театра.
С возведением на месте детского автодрома, офиса главы государства, у этого чудного здания наступил долгий период ожидания. Было объявлено о предстоящем скорейшем переезда театра от такого соседства.

Может этой подвешенностью объясняется что на протяжении двух десятилетий не производились ремонт ни здания, ни территории (хотя тут больше мне кажется бесхозяйственное наплевательское отношение руководства самого театра что территория оказалась в таком плачевном состоянии).
Два десятилетия плакали Куклы в театре Кукольном. И Ташкентский театр загрустил как сирота. Первыми остановились медные герои на фасаде, представление медной сцены над порталом, сломался механизм, перестали двигаться герои сказок. Как будто остановился мир…

С 2004 года перестал работать фонтан, потом погасли внешние осветители, сгорели лампочки и тд. Один за другим отпали гранит, мраморные плиты, керамические дельфины стали разрушаться. Вибрации проходящего с грохотом под театром поезда метро тоже вносят свою лепту в разрушительную тенденцию.
Ташкентский Кукольный таки сохранил это оригинальное здание, немного из традиций, прекрасную коллекцию марионеток. Приближающиеся сорокалетие этого памятника ХХ века, храма воспитания детей обязывает Минкульт, городские власти, всех кто вырос на сказках, кто водит детей и внуков в театр, отдать долг этому храму воспитания.

Тем более что теперь в связи с появлением рядом нового Музея пространство вокруг Ташкентского Кукольного станет многолюдным, посещаемым.

Видимо наступило время когда куклы засияют улыбкой. Дай Бог!

И две фотографии от Анвара Ходжаниязова

6 комментариев

  • Куврук:

    Кукольный театр такого формата — заведомая роскошь, и позволить себе ее могла только богатая страна. Не Рашидов, отдавший высочайшее распоряжение (эта формула мысли предполагает, что все, что созидалось в период секретарства Рашидова — есть продукт его деятельности). Возрождение традиций кукольного театра — дело безусловно благородное, даже желательное. Можно выделить деньги (и немалые), отреставрировать куклы, нанять актеров и даже запустить фонтан. Другое дело — насколько такой театр будет востребован. Как вместить кукольный театр, ориентированный преимущественно на детей, в пространство современного «детского мира» — компьютерных игр, телевизионной анимации, мобильных игровых приложений и пр. Одним словом, как вернуть детей в кукольный театр через естественный интерес, а не по административному повелению. Тут вряд ли помогут призывы к «отданию долга». Что касается времени — наступило ли оно или безвозвратно ушло, сказать сложно…

      [Цитировать]

  • Gangut:

    Государственный Театр Кукол Узбекистана
    Летние дни проведите с вместе театром кукол. 17 июня в субботу приходите посмотреть новый спектакль «Кот в сапогах».

    Далёко ли блИзко, высОко ли низко, в старые давние времена жил старик мельник и у него было три сына: Себастьян, Людвиг и Жак, и жили они, помогая отцу молоть зерна в муку на мельнице. Вот пришло время старику покинуть этот бренный мир и отправиться в дальний путь странствий, откуда ещё никто не возвращался. Не успел он умереть, как сыновья стали делить стариково наследство. А вот чем дело кончится, вы узнаете когда придёте в Государственный театр кукол.

    Спектакли начинаются в 11:00 на русском и в 13:00 на узбекском языках.

    Забронировать билеты вы можете по телефону 256-73-95

    Так пишут сегодня на
    https://m.facebook.com/teatrkukoluzb/about?refid=17

      [Цитировать]

  • Сергей Седухин:

    Спасибо Вам за эту статью, уважаемый Турсунали Каримович. Очень точно указаны причины и виновники нынешнего состояния театра. Я очень коротко отвечу предыдущим комментаторам. Уважаемый Куврук, современное искусство театра кукол далеко ушло вперед (посмотрите в нете хотя бы фрагменты английского театра «Horse War» или спектакли Филиппа Женти) и в техническом и в профессиональном уровне, в отличии от того, что я вижу на сценах наших театров кукол, скатившиеся по своему техническому и художественному уровню лет на 90 назад. Поэтому у меня двойственное отношение к вашему комментарию. Если говорить о жанре вообще, то театр кукол востребован, но если говорить о нашем театре кукол, то. к сожалению, вынужден согласиться с Вами частично.
    Уважаемый Gangut — я не имею чести знать, какое отношение Вы имеете к этому театру, в котором я начинал свою творческую жизнь в 1979 году, но вот что я Вам скажу. Вы прежде, чем размещать рекламу этого театра, прочитайте этот очень грустный текст и задумайтесь над тем, что в данном случае это звучит как насмешка (мягко сказано) над вышесказанным. Плакать нужно над состоянием театра. а не пихать рекламу, где ей не место.

      [Цитировать]

    • Gangut:

      Вот-вот! Там не место, эдесь не место, это не положено, так не принято… Прочитал ваш комментарий к этой статье на Фейсбуке. Странно, что вы так реагируете на мои слова. Лишнее упоминание о работающем, другой вопрос как, театре, всегда ему, театру, на пользу. Если кто-то здесь, бабушка или дедушка, прочитает мою «рекламу», как вы говорите, и пойдет с внуком в кукольный театр – что в этом плохого? Понравится – замечательно, разочаруются – тоже результат. Создастся общественное мнение, может что-то сдвинется. Я надеюсь.
      С И.Р.Якубовым и некоторыми артистами вашего театра я был знаком по СТЭМПу ТашПИ в 1977 году. Не думаю, чтоб они заняли бы выжидательную, более того – «плачущую» позицию при нынешней ситуации.

        [Цитировать]

  • Детские представления всегда очень востребованы. В мире существуют и продвинутые в техническом плане, в поисках новых форм театры, и театры абсолютно ортодоксальные. Неужели в Ташкенте Кукольный Театр плохо посещаем? Что может быть лучше соседства главы государства и театра для малышей? Не всё же пушками цитадели окружать. Это целая программа в таком соседстве, надежда на будущее. Одна закономерность тут есть. В 70-80 кукольные театры вдруг побежали -побежали и оставили далеко позади солидные драматические театры. Причём, особенно в провинции. В самых неожиданных городах загоралась яркая творческая звёздочка. Наверное, «взрослые» всё еще держались за «ношение своих пиджаков» как образчик реализма на сцене? Куклы играли спектакли для детей и взрослых, ставили Шекспира и Гальдони. Да как интересно! А потом бег этот замедлился повсеместно и талантливые люди что-то заскучали. Наверное, у ташкентских кукольников — кризис идей? Театр, конечно, надо привести в порядок. Это лучшая реклама для города. Кто поведёт ребёнка туда, где разруха? И НЕ УСТАВАТЬ!

      [Цитировать]

  • Лола:

    Да когда-то этот театр нас радовал а сейчас пироводиш детей а театр не работает хотела показать какие классные куклы там играют не то что сейчас в остальных театрах .Куклы на ниточках и почти как люди двигаются сейчас нет нигде.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.