Ногай-курган – первый татарский аул в Узбекистане История

Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи. Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Многочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках среднеазиатских ханств.

Самая большая татарская община – аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента, который входил в состав Кокандского ханства. Татарский аул располагался на берегу реки Салар. Когда-то Салар был полноводным. Чтобы переплыть его с одного берега на другой, надо было хорошо «помахать» руками. О тех легендарных временах еще помнят старики. А вот молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились кабаны и даже тигры. Благодаря упорному труду жители аула осушили болота и вернули почве былое плодородие.

Сохранился архивный документ, в котором говорится, что предки ногай-курганцев были выходцами из Волго-Уральского региона России. В 1827 году они обратились с прошением к кокандскому правителю Мадали-хану, в котором извещали, «что по мере заселения Ногай-Кургана отведенной земли для потребностей его населения стало мало, и в связи с тем, что хозяйства развились, просили отвести дополнительно земли, необходимые для посевов, посадок, выгонов». Мадали-хан велел прирезать к аулу Ногай-Курган до 600 десятин земли, выдав на это документ с приложением своей печати.

Аул Ногай-Курган имел широкие, прямые, обсаженные деревьями с многочисленными гнездами аистов на них, улицы, по сторонам которых располагались маленькие глинобитные дома. Кишлак отличался самобытной планировкой, а стены домов, выходящие на проезжую улицу, были с окнами, что тогда удивляло коренных жителей. Татарами были построены мактаб и мечеть, действующая и поныне. Существует и старинное кладбище с древними захоронениями двухсотлетней давности.

Большую роль в сближении ногай-курганцев с коренным населением сыграло знание казанскими татарами местных языков, общность их религии, знание обычаев, быта, уклада жизни народов Средней Азии.

С аулом связано много разных интересных событий. Вот что пишет в своих путевых заметках 1867 года известный востоковед, писатель, путешественник Петр Иванович Пашино: «Деревня Ногай-кишлак расположена в нескольких верстах от густо населенного центра Занги-ота. Состоит из сотни дворов и получила свое название от того, что там живут семейства татар, которых называют ногайцами. Ногай-Курган примечателен тем, что это единственное место в здешнем крае, где разводят картофель».

Также жители аула знают историю появления и распространения клубники в Туркестанском крае. Еще в 1981 году 76-летний житель махалли Шакир-ота Исмаилов вспоминал, что у генерал-губернатора Туркестана был сад, где он выращивал клубнику, и кто бы у него не попросил рассаду, никому не давал. Но однажды житель Ногай Кургана тайком вынес 3-4 клубня рассады. «Разбогатеть на клубнях ему не удалось, — рассказывали, улыбаясь, жители аула, — но только с тех пор эта вкусная ягода распространилась не только в кишлаке, но и по всему краю.

В Ногай-Кургане побывали такие известные исследователи конца XIX – начала XX века как Ахметзаки Валиди, Пётр Пашино, Николай Остроумов, Джозеф Кастанье (француз). Здесь останавливался и известный русский художник Василий Верещагин. Ему удалось сделать здесь несколько набросков и эскизов людей и предметов.

Известен и такой любопытный факт. В начале 1970-х годов из мечети Ногай-Кургана в библиотеку Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) был увезён целый грузовик старинных книг. Муфтий САДУМа Зиявуддин Бабаханов, будучи в здесь и восхищёнье восклинул: «Я бы назвал это место «Ногай-Обод» (благоустроенный аул), освящённый благодатью.

На территории аула Ногай-Курган находится археологический памятник — холм Кугаит-тепе. Археологические исследования позволяют датировать его I веком нашей эры, т.е. ему около двух тысяч лет. Ценность этого археологического памятника заключается еще и в том, что он содержит культурные слои, рассказывающие нам о поколениях племен и народов периода I–XVI веков, т.е. временах, предшествующих его заселению татарами.

Прежде этот холм был весьма обширным, но и сохранившая часть является бесценным памятником истории Ташкента и Узбекистана. Здесь неоднократно проводились и проводятся археологические раскопки. Их вели такие известные ученые нашей страны как Михаил Массон, Юрий Буряков, Светлана Лунина, Замира Усманова, Маргарита Филанович и многие другие. О Ногай-Кургане народным писателем Узбекистана Уткуром Хашимовым написан известный роман «Между двух миров».

Представляется, что здесь, в Ногай-Кургане, можно создать туристический комплекс с филиалом Музея истории. Экспонатов для этого достаточно. Многочисленные находки с древнего городища, полученные в ходе археологических раскопок, хранятся в коллекциях ташкентского отряда Института археологии АН Республики Узбекистан. Думается, жителям аула с помощью учёных по силу создать такой музей. Их славное начинание не осталось бы без поддержки, учитывая значимость памятника как культурного наследия разных народов, проживающих здесь на протяжении двадцати веков!

Татарский аул — ныне это махалля «Ногай-Курган» Сергелийского района города Ташкента. В настоящее время в махалле полтора десятка улиц и переулков, где проживают более 6,5 тысяч жителей.

На сегодняшний день махалля Ногай-Курган, вероятно, единственный аул, представляющий своеобразный феномен, где совместно живут татары и узбеки более двухсот лет, сохраняя при этом свой язык, традиции и обычаи, поддерживая связь с исторической родиной. Здесь, как и раньше, не только хорошо трудятся, но и умеют повеселиться. К примеру, на весь Ташкент славился здешний музыкант по имени Шаймат-гармончи. В ауле Ногай-Курган родился и жил известный певец, организатор и ведущий многих узбекистанских сабантуев – заслуженный работник культуры Татарстана Вилли Ахмадеев. Видимо, это не случайно: здесь всегда был и остается татарский дух – дух трудолюбивого, веселого и очень дружелюбного народа.

В целях изучения богатой и древней истории Узбекистана, его богатого культурно-этнического многообразия Татарский Общественный Культурно-Просветительный Центр города Ташкента (ТОКПЦ) регулярно проводит экскурсии молодёжи и взрослых в Ногай-Курган. Люди, соприкоснувшись с древней историей, становятся духовно богаче и крепче и искренне гордятся своей Родиной.

Жители махалли Ногай-Курган прилагают усилия для сохранения исторического наследия своих предков. Недавно была расширена и реконструирована старинная мечеть, являющаяся памятником архитектуры Узбекистана, а также построены двухэтажная школа, новая поликлиника.

Махаллинский комитет Ногай-Кургана возглавляет М.А. Холманов, коренной житель кишлака. Вместе с активистами он стремится сделать махаллю более благоустроенной и комфортной, с современной инфраструктурой и самое главное — устремлённой в будущее.

Примечателен и такой факт, в 2010 году, участвуя в смотре-конкурсе на звание лучшей махалли, Ногай-Курган занял первое место в районе и почетное третье место по городу Ташкент.

Сегодня в Ногай-кургане татары, узбеки, казахи, русские, как и прежде, живут дружно, знают историю, язык и обычаи друг друга. Они всегда вместе – в труде, в горести и радости – таковы непреходящие традиции.

Ринат Шигабдинов, старший научный сотрудник Института истории АН Республики Узбекистан, Член правления татарского общественного культурно-просветительского центра г. Ташкента

Ташкент, Узбекистан, 2016 год.

Источник

Найденj на Shosh.uz.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.