Хамза-Хакимзода Ниёзий — родитель, прародитель узбекского профессионального театра Искусство История Фото

Камариддин Артуа:

ИМЕНА.Чти отца своего! Наше родное самое патриархальное (не значит плохое!) твердит с утра до вечера, что надо почитать взрослых, чтить своих родителей. Но почему-то эти назидания все воспринимают как «дежурные» тексты адресованные только подросткам и к «нехорошим» келинкам… На самом деле получается говорим, но не делаем… Наверное, мало кто помнит, что Хамза-Хакимзода Ниёзий — родитель, прародитель узбекского профессионального театра… Учитель (Устоз — отангдандан хам улуг!) и коллега почти всех нами любимых деятелей театра!

Кто и как чтит память своего отца, учителя, коллеги???!!! Не просто не чтут, а делают всё, чтобы изъять это имя из культурной памяти?! Почему?! Никто ничего не знает, Ответов нет. Да и закона, возможно такого принято не было?! Но раньше это называлось: «по телефонному праву» или же указывали указательным пальцем «на верх»! Но это на самом деле «акция» очень не дальновидная, неумная… Королевы в Англии меняются, но не возможно представить себе, что имя Шекспира может быть запрещено?! Или имя Мольера во Франции?! Я почти уверен, что узбекский театр в упадке, потому что на нём печать вины: он трижды предавал имя своего отца ((((

После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году значение деятельности Хамзы, как советского пропагандиста, было пересмотрено. Следствием стало переименование ряда объектов в стране, названных в советское время именем Хамзы. Были переименованы: улица Хамзы в столице (1990, ныне Заркайнар), Узбекский государственный академический драмтеатр в Ташкенте (2001, ныне Узбекский национальный академический драматический театр), город Хамза (2012, ныне Тинчлик), Хамзинский район Ташкента (2014, ныне Яшнабадский), станция ташкентского метро Хамза (2015, ныне Новза) и др.

11 комментариев

  • Это всё так несправедливо! Тем более, что Хамзу уже предавали. Как случилось, что в конце жизни этот бесконечно театральный человек оказался вне театра? С его радикальными взглядами, устремлёнными в будущее, на должности учителя в самой ортодоксальной точке Узбекистана? Его просто вытолкали из современного ему Театра!!! И спровадили «на убой». Его пьесы собирали по вариантам театров, где они шли, а иногда по переписанным ролям!

      [Цитировать]

    • Надежда Думина:

      О, как вы справедливо написали! Именно, что предавали, изгоняли и спровадили на убой! Именно! Это так очевидно!
      Ради документальной достоверности следует отметить, что собственно революционные мотивы появились в творчестве поэта Хамзы не до, а после свершившейся революции.
      Да, он был активным и талантливым пропагандистом, однако до 1917 года его жизнь протекала не столько в плоскости политической борьбы и революционной пропаганды, сколько в области народного просвещения, попытках создать народный театр и созидать народную культуру. И на это он также двинул все свои силы, когда утверждал в Туркестане Советскую власть. Просто ему, видимо, казалось, что новая власть даёт подлинный шанс для такого духовного возрождения и развития.
      Однако, оставаясь свободным человеком, Хамза в 1929 году погиб не столько от рук, как это принято писать, «религиозных фанатиков», сколько от незримо возникшего ещё примерно в 1924-1925 годах внутреннего конфликта с Советской властью. В Шахимардан его просто отправили на верную гибель. Активность и непримиримость Хамзы был смертельно опасна в таком центре ортодоксального ислама, как Шахимардан.
      Вот только не могу понять, Хамза — известная фигура (пусть и неугодная почти любому режиму), так почему же никогда и нигде не встречаются сведения о его второй жене и маленьком сыне, которые были с ним в этом страшном Шахимардане, видели его гибель… Или они тоже были сразу убиты? Или остались в живых, но бежали и скрылись? Поразительно, что ни один из четырёх-пяти прочитанных мною биографов поэта никогда не упоминает об этой немаловажной посмертной линий его жизни? Так уцелел ли этот младший сын Хамзы? Столько исторических и художественно-правдоподобных подробностей дают эти тексты, но ни один не упоминает о ближних поэта, которые после его смерти тоже были на грани гибели…

        [Цитировать]

  • Надежда Думина:

    А где расположен памятник, на фоне которого сфотографировался автор материала?

      [Цитировать]

  • Дилдор:

    В советское время я смотрела фильм про Хамзу , покапзывали его жену и говорили , что сын погиб в первые годы войны , где , что неизвестно

      [Цитировать]

    • Надежда Думина:

      Простите, Дилдор, что я не сразу откликнулась на ваше сообщение. Но, пожалуйста, уточните: о каком фильме речь? Это, наверное, документальное кино было? Если — да, то не могли бы вы вспомнить его название, режиссёра и год выхода. Я занимаюсь киноведением, мне это очень важно!

        [Цитировать]

      • Светлана:

        Был такой многосерийный художественный фильм — «Огненные дороги» (1977-1984г). Очень неплохой фильм. Странно, что вы не знаете о нём))

          [Цитировать]

  • Тамара:

    Надежда, я тоже задалась вопросом, а где же дети Хамзы. Ведь от русской жены у него тоже был ребенок.

      [Цитировать]

  • Абдуллах:

    Андрей, прошлое Узбекского народа не начиналась в 19 веке, истории Узбекского народа исчеслятся нескольками тысячами лет. А Хамза был хорошим деятелем культуры своей эпохи но не лучшим, из за него Узбекский народ на потеряль большую часть своей культуры, были растреляны и отправлены в ГУЛАГ лучшие сыновья своей родины, одним словом он был пропагандистом большевизма, противником религии, за это не только нужно переименовывать все объекты названные его именем, но еще я бы убрал с учебных програм его творчество

      [Цитировать]

    • Ильдар:

      Касалми сан, Абдуллах ? Нет, ты просто обычный национал-шовинист.

        [Цитировать]

      • ANV:

        Точно касал — «прошлое Узбекского народа не начиналась в 19 веке, истории Узбекского народа исчеслятся нескольками тысячами лет.» Вероятно родословную от Тешикташского мальчика ведёт.

          [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    «…Поэты ходят пятками по лезвию ножа
    И ранят в кровь свои босые души…»В. Высоцкий.@
    В 30 лет (!!!) был убит (забросан камнями) мужчинами
    кишлака Шахимардан после того, как организовал 8 марта праздник,
    в ходе которого 23 женщины кишлака сбросили паранджу.
    #1961 год. Режиссёр Загид Сабитов > художественный кинофильм «Хамза» .
    Главная роль = узбекский актёр Алим Ходжаев.
    #1977—1984 год. Режиссёр Шухрат Аббасов > 17-серийный
    художественный телевизионный фильм «Огненные дороги».
    Главная роль = узбекский актёр Ульмас Алиходжаев.
    * Оба фильма «Узбекфильм» по одноимённой пьесе Камиля Яшена.

    P.S.Наши родные жили в Фергане. Когда мы презжали к ним в гости,
    то они всегда возили нас в Шахимардан — там был большой базар
    где дёшево можно было купить импортные пальто, плащи и обувь.
    Был и на мемориале Хамзы > пил чистую воду из горной речки.
    Там справа тот утёс, где закончилась его жизнь
    > слева лестница на вершину, где Мавзолей.
    Вначале Музей >много исторических фотографий,
    на ВСЕХ фото его семьи (где жена и дети) окурками выжжены глаза.
    Осталось впечатление тихого ужаса…
    На фото : Алим Ходжаев в фильме «Хамза».

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.