Историк Баходыр Тургунов Tашкентцы История

Опубликовала В. Лаврова

Кандидат исторических наук, начальник Узбекистанской искусствоведческой экспедиции.

Баходир Тургунов с книгой «Древности южного Узбекистана»

Город Термез находится на границе с Афганистаном. Этот город расположен в самой южной оконечности Узбекистана и обладает тысячелетней историей: Термез был когда-то сердцем буддизма Центральной Азии и одной из остановок на Великом шелковом пути. В этом выпуске “Жизнь Узбекистана” мы узнаем, какие археологические богатства таит в себе этот город.

Это чудо буддистского наследия – Фаязтепа в Термезе. Этот храмовый комплекс был построен 2000 лет назад, в период Кушанского царства. Это была одна из самых мультикультурных империй тех времен, а регион играл ключевую роль в распространении буддизма.

“Буддизм пришел к нам из Индии и оставался тут 600 лет, распространившись затем на Китай, Корею и Японию”, – рассказывает Баходир Тургунов, археолог и глава исследовательского центра изобразительного искусства.

Археолог Баходир Тургунов показывает своим студентам из Университета Термеза следы, оставленные паломниками.

Тут сохранились настенная живопись и множество скульптур, изображающих Будду.

“Стена покрывалась слоем соломы и затем наносилась краска сверху донизу. В ступе снаружи и внутри также создавалась настенная живопись”, – говорит Баходир Тургунов.

Помимо ступы комплекс включал в себя храм, монастырь и помещение для проживания паломников, в том числе столовые и кухни. Все это обладает уникальной архитектурой.

“Если вы дотронетесь до стен, то почувствуете, что прикасаетесь к истории”, – замечает студент Гафур Тогаев.

“Фантастическое и величественное место”, – продолжает он.

“Я люблю приходить сюда, сидеть и воображать себе те истории, что нам рассказывали в детстве”, – говорит Газна Мустафокулова.

“Это место было сердцем буддизма, потому люди и любят его так сильно”, – считает Гафур Тогаев.

Помимо буддизма, до прибытия ислама здесь развивались зороастризм и греческая культура.

Город насчитывает 2500 лет богатой истории. Он расположен на границе с Афганистаном, на берегу реки Амударья.

Некоторые из самых впечатляющих открытий городских раскопок находятся в Археологическом музее Термеза, одном из самых лучших в Средней Азии. В этой сокровищнице лежат тысячи скульптур, терракот, керамики, настенной живописи и драгоценных камней, отражающих богатое наследие региона.

“Это совершенно уникальный экземпляр – голова принца, найденная на Городище Дальверзинтепа,” – рассказывает Баходир Тургунов.

Дальверзинтепа – это городище в районе Термеза, основанное в третьем веке до н. э. Некогда это был богатый город с просторными домами и террасами. В одном из этих домов Баходир Тургунов и его группа нашли нечто, изменившее навсегда их жизни.

“Мы убрали камни, и в углублении здесь лежал кувшин… И внутри мы нашли шейные украшения, серьги, браслеты и мелкие предметы,” – говорит Баходир Тургунов.

“Я в жизни еще золота в руках не держал”, – признается он.

Всего он нашел 36 килограммов золота, принадлежавших ранее ювелиру, спрятавшему свое сокровище. Сегодня оно хранится в государственном банке.

“Вот тогда мне в голову ударило, что мы нашли большой тяжелый клад. Это была первая находка золотого клада на территории Средней Азии,” – рассказывает Баходир Тургунов.

Археолог и его команда все еще ищут новые сокровища – ключи к пониманию прошлого. Баходир Тургунов убежден, что здесь спрятано еще немало секретов Кушанских царей, ждущих того, чтобы их раскрыли.

http://ru.euronews.com/2015/12/14/uzbekistan-life-the-buddhist-legacy-of-termez

2 комментария

  • Куврук:

    Несколько уточнений.
    «Термез был когда-то сердцем буддизма Центральной Азии».
    Если быть последовательней, то основным центром буддизма в Центральной Азии до X в., все же был Западный край (Сиюй, или современный Синьцзян), о чем свидетельствуют масштаб и качество буддийских памятников в регионе.

    «Буддизм пришел к нам из Индии и оставался тут 600 лет, распространившись затем на Китай, Корею и Японию».
    Это довольно спорное утверждение, жаль, что оно дается в безапелляционной форме. Но, может быть, это не мнение самого ученого, а журналистское переложение. Вопросы направлений распространения буддизма в Китае и хронология этого процесса остаются нерешенными, являются предметом академических дискуссий. Кроме «среднеазиатского», рассматривается возможность существования еще «таримского», «тибетского», «индокитайского», и, наконец, «морского» направлений.

    «Это была первая находка золотого клада на территории Средней Азии».
    Это также спорно. Смотря, что историк понимает под регионом Средней Азии. В классическом географическом понимании в Среднюю Азии входит и Северный Афганистан. Знаменитый Амударьинский клад был найден в 1877 г. на территории Бухарского эмирата (позже эта левобережная часть Амударьи отошла к Афганистану), т.е. почти за столетие до находки в Дальверзинтепа, по художественной ценности Амударьинский клад до сих пор остается непревзойденным среди других известных находок, сделанных в Средней Азии.

      [Цитировать]

  • ANV:

    «Знаменитый Амударьинский клад был найден в 1877 г. на территории Бухарского эмирата (позже эта левобережная часть Амударьи отошла к Афганистану)»
    Возможно я ошибаюсь, но мне почему-то помнится что клад был обнаружен на нашем правом берегу. Там и рельеф для сокрытия подходящий — лёссовые обрывы с оврагами, а на другом берегу пески. Да и левобережная сторона не принадлежала эмирату.
    P.S.
    Выше в рассказе речь идёт о том кладе который Ртвеладзе отвозил в Ташкент через Душанбе?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.