Погружение в эпоху шпор, господ офицеров и скаковых лошадей… История Разное

Пишет Олег Николаевич

Выловил в сети необыкновенный подарок для любителей поковыряться во временах оных, когда автомобильные выхлопы еще не отравляли жизнь человечества и грация породистых лошадей восхищала больше, чем никелированные прибамбасы новых марок авто. Короче, посмотрите и почитайте фрагменты из новой старой книги, которую я случайно отловил в сети…

Распознавая дореформенный текст для публикации, я замучился с ятями и прочими древностям, которые плохо воспринимаются нашими глазами… так, что не обессудьте и примите полуфабрикат. А лучше скачайте всю книгу и получите удовольствие, читая первоисточник… ссылка для скачивания перед Вами…

Итак, перед Вами несколько фрагментов… в текст я позволил себе вставить несколько картинок и фотографий, которые в какой то мере иллюстрируют содержание книги…

«…Въ столице всего Туркестанскаго края, въ Ташкенте, практикуютъ въ настоящее время следующие барышники: Акбаръ, наибольший любитель кровныхъ лошадей, и «Максимъ» (Макзумъ), служившие когда то отрядными джигитыми во времена прежнихъ походовъ, брать последняго Мухитдинъ, Абдулла и Хассанъ, изъ конюшенныхъ мальчиковъ. Изъ нихъ Акбаръ и Абдулла ведутъ самостоятельныя операции, Максимъ занятъ поставкой лошадей для казачьихъ частей, а Хассанъ служитъ исключительно подручнымъ при торговле другихъ.

Сказавъ о барышникахъ, нельзя обойти молчаниемъ другую среду, близко стоящую къ жизни туркестанской лошади, это такъ называемыхъ джигитовъ или конюховъ. Въ настоящее время профессия эта, къ сожалънию, переводится и контингентъ ея людей, подобно бывшимъ крепостнымъ, теперь вымираетъ. Въ ханскiя времена, существовала многочисленная служилая знать, владевшая огромными верховыми конюшнями, спросъ на хорошихъ конюховъ былъ громадный; последние прекрасно были известны целому ханству и настолько ценились, что многie изъ нихъ подъ старость прибретали огромное значение на дела государственныя и во всякомъ случай оставались до конца своихъ дней ближайшими советчиками своихъ сатраповъ…

Перед Вами ахалкетинец… как Вам красавец?

Для полноты картины остается сказать еще несколько словъ о конокрадахъ. Кроме заурядныхъ любителей чужой собственности, которыхъ находится достаточно среди туркестанскаго населешя, ими становятся нередко и люди выдающихся душевныхъ качеств, внутренние запросы которыхъ не находятъ себе удовлетворения въ тъсныхъ рамкахъ векового быта туземцевъ. От молодыхъ летъ они ведутъ жизнь полную приключений и часто пользуются среди инородцевъ если не уважениемъ, то, во всякомъ случай, известной долей обаяния и некотораго страха. Профессия ихъ хорошо известна всемъ окружающими но это нисколько не мешаетъ волостнымъ управителямъ, старшинамъ и вообще лицамъ туземной администрации, а также почетнымъ старикамъ не только посещать ихъ, но и пользоваться ихъ гостеприимствомъ. Вредъ, наносимый ими интересамъ населения Туркестанскаго края, громадный и по местнымъ условиямъ борьба съ ними крайне затруднительна…

Въ 1880 году въ самомъ г. Ташкенте возникъ конский заводъ потомственнаго почетнаго гражданина Саидъ-Гани Саидъ Азимбаева, владевшаго на протоке Саларъ участкомъ земли въ 300 десятинъ. При открытии заводъ имелъ всего 2-хъ туркменскихъ жеребцовъ и 5 карабаирскихъ матокъ, а въ 1886 г. составъ его былъ разделенъ на ручныхъ и косячныхъ съ общимъ числомъ производителей-8, матокъ-20 и приплода—39. Сортъ лошадей былъ xopoший верховой местныхь породъ, хотя въ числе заводскихъ жеребцовъ содержался и одинъ орловский рысакъ. Весной и летомъ заводские лошади паслись въ горахъ въ 8о верстахъ отъ Ташкента близь селения Ходжакента Ташкентскаго уезда на местности Карангъ-Куль, где владельцемъ было заарендовано около 10 000 десятинъ пастбищныхъ пространствъ. На Туркестанской сельско-хозяйственной выставке 1886 г. въ Ташкенте Саидъ-Гани экспонировалъ 13 недурныхъ лошадей, имевшихъ большой интересъ, какъ результатъ разведения местныхъ породъ самихъ въ себе при более тщательномъ подборе производителей. Въ 1889 г. около 200 заводскихъ лошадей было уничтожено вследствие заражения ихъ сапомъ, а въ 1899 г. у владельца оставался лишь одинъ небольшой косякъ, все время пасшийся въ горахъ при сстественныхъ условияхъ. Вскоре после этого заводъ и окончательно прекратилъ свое почти 20-ти летнее существоваше, также не давъ никакихъ результатовъ, благодаря отсутствно надлежащихъ знаний, а также вследствие аферизма хозяина, кидавшагося на самыя разнообразныя предприятия.

Въ 1886 г. строитель Закаспйской железной дороги генеральная штаба генералъ-лейтенантъ Анненковъ, бывший кавалерийский офицеръ, привезъ изъ Парижа чистокровнаго жеребца, купленнаго имъ лично за 20 тысячъ франковъ.

Русския скачки начались въ Туркестанскомъ крае тотчасъ же после его покорения…

 

Еще въ 1868 г. въ Ташкенте возникло первое въ крае «Ташкентское скаковое общество» въ составе 69 членовъ, вице-президентомъ котораго былъ избранъ полковникъ Штрандманъ. Генералъ-адъютантъ К. П. Кауфманъ, считаешься президентомъ вновь учрежденнаго общества, в течение многихъ лет своего управления Туркестаномъ, жертвовалъ на его нужды по 500 р. деньгами и призы различными вещами. Впрочемъ, общество это получило более или менее правильное устройство лишь въ 1882 г., возродившись подъ новымъ именемъ «Туркестанскаго скакового». Первоначальная задача его была поставлена очень широко, такъ какъ оно преследовало не только улучшение мстныхъ породъ вместе съ поднятиемъ туземнаго коневодства, но имело еще въ виду развитие среди своихъ членовъ удали, ловкости и выносливости въ верховой езде, попутно оно старалось также предоставить сочленамъ возможность покупки хорошихъ лошадей подъ офицерское седло…

Въ силу различныхъ неблагоприятныхъ обстоятельствъ Ташкентский ипподромъ Туркестанскаго скакового общества за все 27 летъ своего существования выдвинулъ не особенно много местныхъ ездоковъ-охотниковъ, почему съ особеннымъ удовольствиемъ приходится отметить такия выдающиеся ипподромныя имена, какъ А. А. Монтвидъ, I. В. Павловский. В. А. Пяновский, П. Г. Баженовъ и В. В. Эргардтъ, изъ которыхъ двое последнихъ и теперь ежегодно съ большимъ успехомъ принимаютъ участие почти во всехъ скачкахъ.

Вторымъ по времени возникновения въ крае является общество Самаркандское, всецело связанное съ именемъ покойнаго гр. Н. Я. Ростовцова и его неутомимыхъ помощниковъ А. Н. Черневскаго и К. О. Магазинга. По его инициативе 10 октября 1893 года были устроены въ Самарканде первыя общественныя скачки, а 11-го марта 1894 г. оффициально было призвано къ жизни «Самаркандское скаковое общество» утверждениемъ его устава и гр. Н. Я. Ростовцовъ былъ единогласно избранъ первымъ его президентомъ. Съ 1898 г. общество стало пользоваться отпускомъ поощрительныхъ призовъ отъ Главнаго Управления Государственная Коннозаводства и ежегодно устраивать скачки на временномъ кругу въ местности «Афросиабъ »…»

На этом экскурс в прошлое заканчиваем… хорошего понемножку…, желающим продолжить предлагаю скачать всю книгу…

Последняя иллюстрация с картины Мельникова Е. «Скачки на ипподроме» более поздняя, советских времен… а ипподром вроде ташкентский… так сказать еще добазарного периода…

1 комментарий

  • Олег А.:

    Ещё одна иллюстрация — старший член Самаркандского скакового общества, Самаркандский уездный землемер, Магазинг Карл Оттович.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.