Узбекский цирк в годы войны Tашкентцы История

75 лет назад в Ташкенте был создан Узбекский цирковой коллектив

Создание Узбекского циркового коллектива явилось значительным событием не только в культурной жизни республики. Сформированный в суровые годы Второй мировой войны, он вошел в историю как первый национальный цирковой коллектив в бывшем Союзе. Об этом поистине выдающемся событии упоминается во многих исследованиях по истории  циркового искусства.

Предыстория же создания труппы такова. В начале 1940-х годов ведущие мастера узбекского цирка, в частности, народный артист России и Узбекистана Ташкенбай Эгамбердиев и народный артист Узбекистана Карим Зарипов неоднократно обращались к руководству республики с предложением рассмотреть вопрос о создании национального циркового коллектива. Эти предложения были обусловлены тем, что в то время в разных городах республики работали  опытные, высокопрофессиональные узбекские артисты, которые могли составить ядро национального коллектива и объединить вокруг себя талантливых молодых исполнителей.

Вскоре после этих обращений были подготовлены необходимые документы для принятия правительственного решения, но начавшаяся война поставила на повестку дня другие, более актуальные задачи, от решения которых зависела судьба страны. Решение вопроса о создании коллектива было отложено на более поздний срок.

В первую военную зиму – в конце 1941 года, группа канатоходцев под руководством Ташкенбая Эгамбердиева обслуживала строителей ударной стройки – Северного Ташкентского канала. Когда строительство было завершено, для приема канала в эксплуатацию прибыла правительственная делегация во главе с руководителем республики Усманом Юсуповым. После торжественного пуска воды состоялся многотысячный митинг, а затем мастера узбекского сценического искусства дали концерт прямо на берегу канала, на импровизированной сцене. В программу концерта был включено и выступление канатоходцев под руководством Ташкенбая Эгамбердиева.

Выступление канатоходцев прошло успешно, зрители бурно аплодировали их виртуозному мастерству. После концерта Усман Юсупов искренне поблагодарил артистов за их самобытное искусство и вновь поднял вопрос о  необходимости создания национального циркового коллектива. Он поручил Ташкенбаю Эгамбердиеву заняться подготовительной работой.

Спустя непродолжительное время, 6 июня 1942 года правительство республики принимает Постановление «Об организации передвижного Узбекского циркового коллектива». Несмотря на трудные условия военного времени, руководство Узбекистана и Главное Управление цирков (в т.Москве – прим.авт.) выделили необходимые средства для создания творческой труппы. Работы велись настолько быстрыми темпами, что за рекордно короткий срок – всего за три месяца – коллектив был полностью укомплектован артистами разных жанров.

Для подготовки первой программы Узбекского циркового коллектива была создана постановочная группа, в которую вошли ведущие мастера искусств. Главным режиссером программы был назначен режиссер-постановщик Главного Управления цирков Н.С.Байкалов, консультантом – режиссер Бобо Ходжаев. Над постановкой отдельных номеров работали режиссеры-тренеры Джиованни (Конев) Ф.С. и Ушаков В.Д.

Литературный текст для пролога  «Всё для фронта, всё для победы»  написал народный поэт Узбекистана Гафур Гулям. По эскизам, разработанным художником-постановщиком Ш.Шорахимовым, были пошиты сценические костюмы и изготовлено декоративное оформление манежа, украшенные национальным орнаментом. Балетмейстер Али Ардобус осуществил постановку танцевальных номеров, исполняемых ансамблем узбекского танца. Над музыкальным оформлением программы, сопровождавшейся оркестром и ансамблем национальных инструментов, работали композиторы Мамадазиз Ниязов и С.Файнтух.   Художественным руководителем коллектива был назначен Ташкенбай Эгамбердиев. Значительную роль в создании коллектива, в решении творческо-производственных и организационных вопросов сыграл Карим Зарипов, имевший большой опыт административной работы.

Наконец, после тщательной подготовки, 11 сентября 1942 года в Ташкентском цирке состоялась премьера программы Узбекского циркового коллектива, состоящая из трех отделений.

Основу труппы составили семейные номера и аттракционы, возглавляемые основоположниками современного узбекского цирка. Это «Джигиты-наездники» под руководством народного артиста Узбекистана Карима Зарипова, «Дрессированные лошади на свободе» под его же управлением, «Гротеск-наездница» Лола Ходжаева при участии народного артиста Узбекистана Мухаммада (Чаккана) Ходжаева, «Дорбозы» под руководством народного артиста России и Узбекистана Ташкенбая Эгамбердиева.

Для поиска талантливых исполнителей и укомплектования программы номерами других жанров в разные города республики были направлены отборочные комиссии во главе с мастерами манежа. В результате творческого отбора в программу были включены новые номера в исполнении артистов традиционного цирка. Это гимнасты на двойной трапеции – отец и дочь  Хатам и Замира Мадалиевы, музыкальный эксцентрик на ходулях Юлдаш Хайдаров, исполнители факирских номеров Али Агран и Азизхан, пластические акробаты Курбан-Али Гуламов и Ахмеджан Аширов, силовые атлеты под руководством Таджи Аглаева и другие.

В паузах между номерами выступали популярные комедианты – народный артист Узбекистана Юсупджан кизик Шакарджанов и Усман-кары Раимбеков, которые разыгрывали сценки из традиционного репертуара узбекских комиков – кизикчи и острословов – аскиябозов.

Разножанровая программа, красочно оформленная в национальном стиле, давала зрителям возможность познакомиться как с самобытными жанрами площадного цирка, уходящего своими истоками в глубокую древность, так и с современными достижениями узбекских артистов.

После успешной премьеры в Ташкенте Узбекский цирковой коллектив отправился в первую гастрольную поездку по республике и показал свою программу в Намангане и Самарканде.

В то же время, разбившись на три-четыре бригады, артисты давали выездные представления перед раненными воинами в госпиталях и воинских частях, выступали на призывных пунктах перед отправляющимися на фронт бойцами,  а также на ударных стройках.

Мастера узбекского цирка, наряду с ведущими деятелями культуры Узбекистана, участвовали в сборе средств для нужд фронта. В частности, 4 марта 1943 года из Москвы в Ташкент поступила правительственная телеграмма . Она была адресована начальнику Управления по делам искусств Совета Народных Комиссаров Узбекистана Л.Э.Велиеву, Лауреату Сталинской премии, народной артистке СССР Халиме Насыровой, Народной артистке Узбекистана Шаходат Рахимовой, Народному артисту Узбекистана Тухтасину Джалилову и Народному артисту России и Узбекистана Ташкенбаю Эгамбердиеву. Содержание текста телеграммы следующее: «Прошу передать работникам искусства города Ташкента, собравшим один миллион четыреста тысяч рублей на строительство авиаэскадрильи и танковой колонны «Работники советского искусства» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

Большую роль в пополнении коллектива молодыми исполнителями сыграла студия акробатики под руководством А.Гисматулина, действовавшая при Ташкентском цирке в годы войны.

В июне 1944 года в республиканских газетах, рядом со сводками Информбюро о ходе военных действий, были опубликованы сообщения о том, что в Московском цирке состоялась премьера Узбекского циркового коллектива – первого в стране среди национальных цирков.

Гастролям в Москве, послужившим для труппы своеобразным экзаменом на профессиональное мастерство, предшествовала большая подготовительная работа. Для постановки новой программы в  Ташкент прибыл художественный руководитель Московского цирка заслуженный артист России Ю.М.Юрский. В возглавленную им постановочную группу вошли режиссер-консультант заслуженный деятель искусств Узбекистана Музаффар Мухамедов, балетмейстер Е.Н.Барановский, художник М.Е.Гольдштейн, авторы текстов Сабир Абдулла и Махмуд Рахманов, композиторы Семенов и Мальтер.

После успешных выступлений в Москве, по инициативе Комитета по делам искусств, в целях широкой пропаганды достижений узбекского циркового искусства, были организованы гастроли Узбекского циркового коллектива, как первого в истории страны национального цирка, по всем  союзным республикам. Творческий опыт артистов из Узбекистана способствовал созданию в этих республиках в послевоенные годы новых национальных  цирковых коллективов.

П.И.Ташкенбаев, кандидат искусствоведения

Источник

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.