О храме в Никольском поселке. История Старые фото

Татьяна Вавилова пишет в Фейсбуке:

Молодые уже не знают, но старожилы должны помнить переселенческое село Никольское под Ташкентом. Оно давно вошло в черту города и более известно под послереволюционным названием – Луначарское. И автобусную остановку должны помнить – центр Луначарского. О прежней истории поселка напоминают одноэтажные дома с садиками, зеленые улицы и большая центральная, сплошь засаженная чинарами – проспект Луначарского, ныне Буюк Ипак Йули.

Однако с селом Никольским и местностью, где оно расположено было, связано много исторических событий. Взять, например, территорию парка Гульшан. Виктор Фесенко установил, что именно там 9 мая 1865 года шел решающий бой за Ташкент между войсками кокандского полководца Муллы Алимкула и отрядом полковника Черняева.

Луначарского проспекта тогда, конечно, еще не было, Алимкул вел войска от Дархана где-то между будущей Паркентской и Луначарского. А ставка Черняева располагалась в районе бугра Шор-тепа, там, где сейчас закрытое русское кладбище на массиве Кара-су. Это первое русское кладбище под Ташкентом. По преданию, на нем похоронили русских солдат, погибших в бою с Алимкулом. Так вот, есть мнение, что после победы над Алимкулом и завоевания Ташкента, Черняев решил около Шор-тепа заложить село Никольское и построить церковь. Но бугор омывался речками, а по берегам их рос камыш, место болотистое, малярийное. Пришлось построенные дома перенести дальше, на сухую территорию. Вырос первый русский поселок под Ташкентом.

Поселились в нем отставные воинские чины с семьями – 1800 человек, около 400 усадеб, более 300 домов по обе стороны дороги, ведущей в горы, в Акташ, Ходжикент и Чимган. Климат поселка выгодно отличался от городского, природа живописная и воздух чистый. Ташкентцы стали приезжать сюда на отдых и строить дачи. Часто бывал в Никольском и знаменитый коммерции советник Иванов Николай Иванович. Он заметил одно большое неудобство – в Никольском не было православной церкви и жителям приходилось ходить на моление в город. А ближайшая к Никольскому городская церковь – тюремная, там, где сейчас Алайский. Далековато!

Иванов уже построил несколько храмов. Решил и в Никольском поставить. В статье «Его дорога к храму» Вести.uz писали в 2005 году: «Можно без всякого на то сомнения сказать, что это был полностью его (Иванова) проект, придуманный, продуманный и просчитанный им, да еще в итоге реализованный на его личные средства.
Жители сами выбрали место… Споров по этому поводу было немало, а там, где споры, решение может быть и случайным.

8 ноября 1883 года Преосвященным Неофитом была совершена закладка храма в селе Никольском во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Н. И. Иванов

В то время многие церкви строились из сырца, потому не отличались прочностью. Николай Иванович же задумал соорудить храм из обожженного кирпича, прочный, капитальный, на века. Так и порешили.

Таким образом, строительство храма началось только в сентябре 1887 года и обошлось Николаю Ивановичу Иванову в 55 тысяч рублей.
Внешний вид и внутреннее убранство строители сумели выдержать в строгом русско-византийском стиле. Церковь выделялась благолепной красотой и многими художественными достоинствами. К пятиглавому храму с запада примыкал входной притвор с колокольней. Архитектурное решение было строгим, но весьма изящным. Вытянутые вверх шатры увенчивались тонкими, красивыми главками. Весь храм как бы тянулся, взмывал навстречу Царству Небесному.


Взгляд наблюдателя останавливался и на живописном крыльце с килевидным покрытием и двумя кувшинообразными столбами, а также фронтонами, украшенными кокошниками. Во внутреннем убранстве храма строгость также гармонировала с изяществом. Николай Иванович закупил и заказал художникам много икон, причем все они выделялись хорошей живописью. Благотворитель продумал каждую мелочь.
Кроме того, вблизи церкви на средства Н.И. Иванова в 1890 году был построен дом из 6 комнат из жженого кирпича под железной крышей — для священника. Он и дальше заботился об этом приходе…» К сожалению, автора статьи установить не удалось.

Текст нашла на Фромузе

Время шло, наступили события 1917 года, смена власти, борьба идеологий. В 1919 году – осиповский мятеж. Проигравшие бунтовщики бежали в горы через Никольский поселок. За ними мчалась погоня, догоняли и бились друг с другом. В память о красноармейцах, погибших в стычках с осиповцами, поставили в Никольском-Луначарском памятник. Я его помню. Маленький, скромный, слева от дороги, если ехать в горы. В 90-х, если не ошибаюсь, его снесли.
А Никольский храм разрушили в 1930-х, в эру богоборчества. Жаль, здание было очень красивым. Теперь из значительных строений Никольского поселка остался лишь Кауфманский приют, отделенный от Луначарского шоссе новыми постройками, к нему пройти можно со стороны Академгородка.

Фото из альбома Б.А. Голендера «Вечный свет куполов».

9 комментариев

  • Виктор Фесенко:

    Татьяна Александровна, большое спасибо за статью с неизвестной ранее для меня информацией. Позволю себе некоторые дополнения и уточнения.
    На месте старой Ниязбекской дороги во второй половине позапрошлого века образовалось Троицкое шоссе, ведущее, надо думать, к русскому селению Троицкое, ставшее ныне районом города Чирчик. На одном из участков этого шоссе и образовалось селение Никольское. После революции Никольское переименовали в поселок Оржоникидзе, ставший районным центром Оржоникидзевского района Ташкентской области, поглощенной после 1966 г. разросшимся Ташкентом. В народе сложился топоним «Центр Луначарского», который толковали как «Центр Луначарского шоссе». О т.н. поселке Луначарский я никогда ранее не слышал.
    В Никольском было три основные улицы: Верхняя, собственно шоссе Луначарского и улица Нижняя. Нижнюю переименовали сначала в Калинина, а позднее в Хусанбаева. Сейчас она имеет название Газалкент. Прилагаю фото ул. Калинина 50-х годов.
    По имеющейся у меня информации с русской стороны погибших при бое с Алимкулом не было. Предполагаю, что православное кладбище на месте бугра Шор-тепа образовалось для «обслуживания» селения Никольское.

      [Цитировать]

    • Татьяна Вавилова:

      Спасибо, Виктор, за уточнение. Насчет погибших при бое с Алимкулом надо проверить в донесениях Черняева, постараюсь найти, возможно, кто-то умер от ран. Косвенно о захоронении солдат говорит и то, что генерал Макаров завещал быть похороненным в солдатском простом гробу именно на кладбище в Шор-тепа, как на солдатском. Поселок Никольский называли Луначарским мои родители и их знакомые, так и я привыкла. )))

        [Цитировать]

    • Татьяна Вавилова:

      Вы правы, Виктор, в бою на Шор-тепа убитых не было, только раненые и контуженные, хотя и неизвестно, все ли из 10 получивших ранения выжили. А вот насчет переименования Никольского не так однозначно. В справочнике по административному делению Узбекистана за 1938 год есть Орджоникидзевский район с центром в одноименном поселке, образован по одним сведениям в 33, по другим в 38 году. После революции прошло достаточно много времени, возможно, посёлок Никольский уже побывал Луначарским, поэтому старожилы так его называли в течении многих лет. Пока документального подтверждения или опровержения у меня нет, но встретилось другое, что еще больше запутало. Посёлок Орджоникидзе в Википедии — «прежнее название села Джалаир Кибрайского района Ташкентской области». Так что есть над чем работать. Спасибо, Виктор, задали задачу.)))

        [Цитировать]

  • Ю.Ф.:

    В Никольском храме ряд лет (до революции и некоторое время после революции) священником был Петр Александрович Остроумов — племянник известного педагога, туркестановеда Николая Петровича Остроумова. Именно его стараниями около храма был разведен сад, за которым он ухаживал лично. После революции в церковных советах многих приходов оказалось много сомнительной околоцерковной меркантильной публики, которую вера интересовала отнюдь не в первую очередь. Такие люди активно вмешивались в деятельность священников, часто пытались ими манипулировать, настраивали в нужном им направлении прихожан. Такая же ситуация сложилась и в Никольском. Отцу Петру пришлось покинуть Никольский приход. Потом он в первой половине 20-х годов некоторое время был «сверхштатным» священником в ташкентском храме Александра Невского (ныне известного как «Боткинский»). Был направлен на служение в Ашхабад, там его арестовали. Умер в заключении.

      [Цитировать]

    • Татьяна Вавилова:

      Спасибо, Ю.Ф.! Интересная информация. Так общими усилиями и соберутся дополнительные сведения и о храме, и о посёлке.

        [Цитировать]

  • Виктор Фесенко:

    Еще немного информации о селе Никольском из книги Е. Маркова «Россия в Средней Азии», первый файл:

      [Цитировать]

  • Виктор Фесенко:

    Второй файл:

      [Цитировать]

  • Виктор Фесенко:

    Третий и последний файл:

      [Цитировать]

    • Татьяна Вавилова:

      Спасибо, Виктор! Хорошо, что Марков написал свою книгу. Я тоже часто к ней обращаюсь. А о советском периоде села Никольского не встречала мемуаров, а жаль.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.