Исторические города Узбекистана как архитектурное наследие цивилизации и народное достояние в свете развития туристической отрасли государства Искусство Разное Фото

Автор Мазинов Э.Б. ст. преподаватель ТАСИ

Для иллюстрации статьи мы с Эмилем Бекировичем проехали по дорогам старого города (Беруни, Карасарайская и пр.) и пофотографировали творения, заполонившие историческую часть города. ЕС.

Древняя земля Узбекистан.

Для земледельца – это бескрайние хлопковые поля, цветущие  сады, огромные территории культурных растений.
Для геологов, уже в наши дни,- кладовые природных богатств.
Для историков — гигантский архив древней культуры.

Уже на протяжении более двух столетий узбекская земля привлекала и привлекает к себе ученые умы как “кладовая памяти,” в недрах которой выявляются следы деятельности человека. А это значит, что древний Узбекистан – это непрерывное грандиозное строительство. Тому свидетельство отложенные в памяти земли стоянки племен, курганы, руины селений и многослойных городищ, сети каналов, погребальные поля, а также нередко встречающиеся в  пещерах каменных скал “картинные галереи.”

Все эти факторы говорят нам о том, что древняя узбекская земля всегда манила кочевые племена своими благоприятными природными условиями, наличием богатой флоры и фауны, вынуждая кочевников принять оседлой образ жизни, создавать оазисы, возводить города.

Караванные пути способствовали дальнейшему развитию и обогащению этого края. Основным фактором развития цивилизации на территории нынешнего Узбекистана является колоссальное трудолюбие, любовь к земле, тяга к творчеству людей, обосновавшихся на этой территории.

Хорезм и Фергана, Согд и Чач, Чиначкент, а впоследствии Чиназ, так же как и древний Тункент, в недрах которого были выявлены рудники и плавильные стойбища, где стало возможным уже в более поздние времена образование поселения — города Алмалык, — вот не полный перечень древних названий, дошедших до нас. Все они когда-то были крупными цветущими государствами со своеобразной культурой, вошедшей могучим пластом в общую культуру народов Узбекистана.

Эпохи расцвета сменялись разрушительными нашествиями и гибелью городов и целых государств. Но живший на этой земле человек вновь и вновь начинал свою созидательную, творческую деятельность. Строительство, созидание – это древнейшие жизненные принципы узбекского народа.

Сегодня миллионы людей со всего мира, могут созерцать великолепные памятники архитектуры и народного творчества. Тысячи и тысячи туристов ежегодно посещают наши древние города, наслаждаясь их красотой, гармонией, особым колоритом.

Специфика наших исторических городов особенна и требует от архитекторов и градостроителей особого пристального внимания. За годы независимости Узбекистана осуществлены грандиозные планы капитального строительства, решены сложные реставрационные работы памятников архитектуры исторических городов, решались и решаются вопросы по застройке и обустройстве их исторических центров. Новейшая методика строительства и современная система застройки городов раскрывает перед архитекторами творческие возможности в реализации крупномасштабных градостроительных решений, более совершенного способа расселений при новой структуре города, одновременно не нарушая исторической ценности. К сожалению, не всегда данные принципы отражены в действительности и нередки случаи, когда с соседствующим историческим памятником на исторической улице строятся дома, абсолютно не вписывающиеся в окружающую историческую застройку. Архитектура таких новостроек безлика, как правило, не отвечает восточному стилю. Особенно это проявляется в отделке зданий и в архитектурном их декоре.

Такая картина наблюдается практически во всех наших исторических городах и в Ташкенте, в частности.

По распоряжению руководства Узбекистана, с целью увековечивания одного из исторических районов города Ташкента – религиозного ансамбля Хазрати Имам, включенного в список посещения туристов, вокруг которого был сооружен ряд зданий, объединивших древний ансамбль и новое строительство, отвечающее архитектурному стилю национального зодчества, в единый комплекс. Если оставить за рамками обсуждения правильность и пропорциональность того или иного сооружения, пропорциональность объемов и их частей, стилистику отделочных работ и выбор соответствующих строительных материалов новых сооружений, то комплекс можно считать состоявшимся и достойным для показа гостям нашей столицы.

Композиционно вся окружающая и прилегающая к комплексу, охранной зоне, застройка должна быть во всех своих проявлениях регулируема и в строгом соподчинении с памятниками архитектуры. Окружающая и уличная застройка, прилегающая к магистрали, должна восприниматься как единое целое в объемно-пространственном решении, в стилистике и в материале. Только при таком подходе к комплексам городских исторических зон, застройка благо-приятно воспринимается жителями города и туристами.

Что же мы видим, зачастую, в реальности? В существующей застройке, рядом с историческим комплексом, абсолютное отсутствие архитектуры, характерной для традиций национального зодчества, полная неприемлемость примененных в отделке новых зданий отделочных материалов, чуждых историческим памятникам (алюкобон, металло-черепица и прочий современный материал) Одним словом, непрофессиональный подход к обустройству исторических районов существенно ухудшает восприятие исторических зон города. К сожалению, такую картину можно наблюдать не только в историческом комплексе Хазрати Имам, но и в других наших исторических городах.

Одновременно хотелось бы затронуть еще один немаловажный вопрос застройки центральных магистралей и улиц, двух-трехэтажными зданиями, предназначенными для проведения свадебных и прочих торжеств, салонов красоты, мебельных магазинов и прочего предназначения, в отделке которых безмерно присутствует обилие гипсовой лепнины с позолотой в стиле псевдо “Барокко,” а названия – сплошной “итальянский” стиль: “Верона”, “Версаль”, “Колизей”, “Флоренция” и тому подобное. Конечно, это  допустимо в единичных случаях, но когда западноевропейская стилизация большинства наших зданий переходит в разряд массовой, то тенденция преобладания восточного национального колорита наших улиц, городов, исторических комплексных ансамблей утрачивается.

Нередко в городах мира и в России, в частности, можно встретить общественные заведения, рестораны, магазины с названиями наших, узбекских, городов и терминов – “Бухара”, “Самарканд”, “Хива”, “Караван – Сарай,” “Уч-Кудук”, но они не массовы в этих городах и являются своего рода “изюминкой,” украшающей ту или иную застройку.

Узбекистан по всем показателям не только является научным и  технически, развитым государством, но и в рейтинге туристических государств занимает ведущее место в мире, а значит и современная архитектура должна быть с преобладанием восточного национального колорита.

Такие Директивы руководства нашего государства, как Распоряжение Кабинета Министров и Указ Президента Узбекистана от 2.12.2016 года “О мерах по обеспечению ускоренного развития туристической отрасли республики Узбекистана” способствуют эффективному использованию туристического потенциала, а также дальнейшему развитию туризма в целях повышения уровня и качества жизни населения. Принятое правительством постановление, являет собой комплекс мероприятий, в основе которых лежит сохранение памятников древней архитектуры – культурного наследия и достояния узбекского народа. И в деле претворения в жизнь этих решений высокая ответственность лежит на архитекторах, реставраторах, градостроителях.

        

Напротив Хаст Имама:

4 комментария

  • J_Silver:

    За такую архитектуру надо руки отбивать и прочие части тел! Но нельзя не отметить, что полно примеров, когда убогостью страдают не только туйхоны — многие новостройки, мягко говоря, далеко не шедевры архитектуры, а являются примерами творческой бездарности архитекторов и лиц, утверждавших это убожество на наших улицах…

      [Цитировать]

  • шамиль:

    остекленные бараки ….

      [Цитировать]

  • Гость:

    Материал нужный (спасибо ЕС за площадку, страшная головная боль!), но какой-то блеклый. Особенно на фоне вчерашней статьи знаменитого российского блоггера и дизайнера Артемия Лебедева. Всем рекомендую, и не обращайте внимание на брань, сильно написано: http://tema.livejournal.com/2478037.html

      [Цитировать]

    • Aida:

      Извините, что не по теме сайта: по сравнению с тем, что выстроили в Йошкар-Оле, в Саранске просто гении архитектуры творили))

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.