Хидоятов Тимур Аброрович Ташкентцы

Автор Э. Мазинов

Рабочий кабинет. На массивном деревянном, обтянутым зеленым сукном письменном столе – бумаги, книги, справочники, чертежи, необходимые канцелярские принадлежности. Ничего лишнего, что могло бы отвлечь от повседневной интеллектуальной работы. Тщательно отточенные карандаши, аккуратно разложенные все материалы, необходимые в работе, говорят об очень серьезном отношении хозяина кабинета к своему делу. Слева уже на протяжении многих лет стоит позолоченная траурная рамка – фотография  молодой, красивой и единственной его дочери Риммы, рано ушедшей и оставившей после себя грустные тяжелые воспоминания и двух красивых детей. Извечный вопрос – почему так жестоко и несправедливо отнеслась к его семье судьба, почему ?!

Но жизнь идет и идет со своими требованиями, Сегодня необходимо просмотреть все наработки подопечных студентов и магистров, дать этим работам соответствующую оценку, проанализировать схемы проектных решений. Но рабочего настроя сегодня нет.

На календаре – 16 февраля 2017 года.
16 февраля 2017 года профессору Ташкентского архитектурно-строительного института Тимуру Аброровичу Хидоятову исполнилось 85 лет. Настольная лампа, когда-то подаренная ему отцом, ярко освещает рабочий стол и не по возрасту моложавое серьезное лицо профессора. Взяв семейный альбом с пожелтевшими фотографиями, тщательно вложенными в специальные прорези – фотодержатели. Тимур Аброрович весь уходит в прошлое, в воспоминания.

Год 1932. Ташкент. В махалле Дегрез Шейхантахурского района в одном из традиционных глинобитных домов узкой улочки в семье известных артистов Аброра Хидоятова и его супруги Сары Ишантураевой родился второй сын. Родители Аброра Хидоятова были образованными и уважаемыми в махалле людьми. Отец Аброра – Хидоят ходжа слыл в махалле серьезным, грамотным человеком, имевшим бакалейную лавку Он прекрасно читал Коран, любил литературу и музыку. Его супруга, Пашшахон отин, была наделена мягким характером, грамотной и в свободное время занималась обучению девочек своей махали, грамоте. После рождение внуков Пашшахон полностью посвятила себя внукам. Если первенца назвали совсем не узбекским именем Гога, то Сара очень хотела назвать второго сына Тимуром. Муж и свекровь не возражали.

Рос мальчик крепким и смышленым. Быстро пролетели четыре месяца. Театральная жизнь, частые гастроли не позволяли родителям заниматься воспитанием детей вплотную, поэтому Гога и Тимур постоянно жили в доме родителей отца. В один из вечеров, улучшив момент, Пашша-опа подошла к своему сыну и сказала, что необходимо, при всей их занятости, получить метрики о рождении Тимура. Были выписаны метрики, и Тимур 27 июня 1932 года официально обрел свой настоящий день рождения. Пашшахон, хотя очень любила внуков, была с ними строга и воспитанием занималась очень серьезно. Внуки с раннего детства знали свои обязанности по дому, помогали бабушке и дедушке. В часы досуга, сидя в тени под кроной высоченного тута, Пашша-опа ласково рассказывала, какими внуки должны быть – умными, хорошо учиться, трудолюбивыми, с уважением относиться к старшим. Простейшие истины, но пройдут годы, и братья с большой благодарностью и теплотой будут вспоминать наставления любимой бабушки и доброго немногословного дедушки, а годы, проведенные в их доме, останутся в воспоминаниях как самые счастливые.

Наконец родители получают большую хорошую квартиру в доме специалистов по улице 9 января (ныне ул. Тураба Тулы ), и у братьев начинается совсем другая жизнь. В доме родителей всегда была творческая атмосфера. Здесь часто можно было встретить известных писателей и поэтов, артистов и композиторов, людей, связанных с большим искусством, и просто очень хороших друзей семьи. В этом доме всегда были рады гостям. При серьезности и строгости отца, мама Тимура своим обаянием и теплотой создавала атмосферу гостеприимства, душевности, которая на долгие годы оставалась в сердцах их друзей.

Быть простыми в общении, открытыми и доброжелательными к людям независимо от их социального происхождения, быть такими, какими были его родители, во всем находить творческий подход – стало основными жизненными принципами Гоги и Тимура. Братья, обретя новых друзей в новом доме, заинтересовали их театральным искусством, создав кружок, ставили театральные постановки и пьески, с декорациями и сценическими костюмами. Для придания соответствующего образа в своих постановках приходилось тайком у родителей брать остатки не использованного ими грима Научившись играть на аккордеоне, Тимур сопровождал спектакли музыкальным оформлением или просто устраивал сольные концерты. Аброр Хидоятов поддерживал увлечения детей, видя в них будущих артистов. В школе учеба давалась легко, тут уместно вспоминались наказы любимой бабушки. Самостоятельность и добросовестность в учебе, присмотр за ними няни давали возможность родителям полностью отдаваться любимой работе и даже выезжать на гастроли.

Наступили тяжелые времена: началась Вторая мировая война. Тысячи узбекистанцев встали на защиту своей страны. А в Ташкент начали прибывать эшелоны эвакуированных с западных границ жителей Советского Союза. Шел третий год войны. Однажды в школе, где учился Тимур, появилась новая девочка из Харькова – Калика Богуслава, или просто Буся. Девочка, познавшая ужасы войны, видевшая смерть, была не по годам серьезна. Между Тимуром и Бусей завязалась дружба. Тимуру нравилось всегда быть рядом с Богуславой, прислушиваться к ее советам, с большим вниманием слушать ее рассказы о жизни в Харькове, о занятии ее отца – шорника. о лошадях. Тимуру все было интересно, о чем ему рассказывала простая в общении, скромная, понравившаяся ему девочка. В свою очередь, выполняя роль краеведа, Тимур часто сопровождал ее по Ташкенту и с большим воодушевлением рассказывал об Узбекистане, о своем народе, народных традициях, о театре, где работали его родители. Дружба была взаимна, крепла с каждым днем и вскоре переросла в красивую, чистую, искреннюю любовь. Так впоследствии родилась новая семья, и Калика Богуслава, приняв фамилию мужа, стала с гордостью называться Хидоятовой Богуславой, но все это потом, а пока они учились в школе, дружили и радовались каждому моменту их беззаботной юной жизни.

Уже стали забываться раны военных лет. Люди с большим энтузиазмом создавали новую мирную жизнь. Ташкент строился, и Тимур, глядя на новостройки, радовался обновлению родного города

Сейчас трудно вспомнить, как Тимур оказался в стенах Дворца пионеров в изо-кружке, руководимым известным художником Александром Волковым. Гипсовые античные скульптуры, рисунки, акварельная живопись кружковцев заворожила будущего архитектора. Это искусство, доныне ему не знакомое, заставило Тимура взяться за карандаши и краски. Еще раньше домашние замечали, что у младшего Хидоятова есть склонности к рисунку, и вот теперь под руководством опытного педагога эти навыки  развивались и совершенствовались. Упорство во всем, целеустремленность – не этому ли его в детстве учила бабушка? – ежедневные занятия рисунком и следование наставлениям опытного педагога уже скоро принесли свои плоды. Занятия живописью и рисунком окончательно предопределили выбор будущей профессии. Самостоятельный выбор сыновьями своих будущих профессий отец, Аброр Хидоятов, одобрял. Если он и его супруга достигли на театральном поприще высокого положения, признательности миллионов зрителей и поклонников театрального искусства, то он верил, что придет время, когда его сыновья, будучи честными и порядочными людьми, станут достойно представлять Узбекистан и как специалисты – профессионалы.

В 1951 году Тимур, успешно выдержав вступительные экзамены, зачислен  студентом архитектурного отделения Среднеазиатского политехнического института. Быть архитектором, и только истинным профессионалом – такую цель поставил перед собой студент Хидоятов. История архитектуры, традиции национального зодчества, основы советской и западноевропейской архитектуры, принципы градостроительства. ряд технических наук – вот тот перечень дисциплин, требовавших глубокого изучения. Тимур Аброрович с большим энтузиазмом постигал науку под руководством опытнейших преподавателей того времени, таких, как Слоним Е. М., Бабиевский К. В., Петелин А, Архангельский В.И. Ванке А.И. и многих других известных препода-вателей – архитекторов. Завершающим этапом стал диплом по теме – “Архитектурное формирование общеобразовательных школ Узбекистана.” Тема проектирования и строительства общеобразовательных школ станет основой всей трудовой и научной деятельности будущего доктора архитектуры, профессора Хидоятова Тимура Аброровича.

В 1958 году молодого специалиста направили по распределению в Хорезм в качестве главного уполномоченного по охране памятников культуры и архитектуры Узбекистана. В 1959 году – Тимур Аброрович работает в ГПИ-4, где вдумчиво и пытливо, познает процессы рабочего проектирования общественных зданий и сооружений.

Любимая, жизненно-важная тема – общеобразовательные школы новой формации в четвертой климатической зоне – разрабатывались в Ташкентском архитектурно-строительном институте Академии строительства и архитектуры СССР, впоследствии ТашЗНИИЭПе.

И Хидоятовым было принято решение продолжить дальнейшую свою научную работу именно в этом институте под руководством архитектора Абдуллы Бабаханова. Определившись с темой будущей диссертации, Тимур Аб-рорович в 1961 году едет в Москву и поступает в аспирантуру при ЦНИИЭП общественных зданий и сооружений, под руководством Змеула Сергея Георгиевича. Три года учебы, упорного труда дали свои результаты. Необходимо было многие расчеты подтвердить практикой. И вновь Ташкент, институт ТашЗНИИЭП и дальнейшая работа над подготовкой и завершением диссертационного материала. В 1972 году многолетний научный труд был завершен, получив высокую оценку оппонентов, Хидоятов успешно защитил диссертацию и ему была присвоена ученая  степень кандидата архитектуры.

Но не в правилах этого ученого останавливаться на достигнутом. Необходимы дальнейшие научно-исследовательские изыскания, климатические и социальные обследования действующих школ. В 1969 году Тимур Аброрович, был приглашен на преподавательскую работу в Ташкентский политехнический институт на архитектурный факультет.

С 1975 года Хидоятов начал скрупулезно готовить материал для докторской диссертации, хотя преподавательская работа отнимала массу времени и не позволяла полностью посвятить себя науке. Но Тимур Аброрович видел плоды своего труда: под его непосредственным руководством были выпущены сотни профессиональных архитекторов, разработаны и написаны десятки учебных программ и пособий, опубликованы сборники научных статей. Студенты радовали своими успехами. Многие молодые ученные, защитившие свои научные труды и диссертации, с большой теплотой и благодарностью выражали и выражают свою признательность своему учителю, педагогу, руководителю их научных трудов Хидоятову Тимуру Аброровичу. Это было и остается основным предназначением профессора Хидоятова, скромного, отзывчивого, трудолюбивого и талантливого человека.

Наступило новое тысячелетие. Весь мир шагнул в двадцать первый век. 2002 год. Профессор Хидоятов отмечает очередной свой юбилей, семидесятилетие. В хорошей рабочей форме, бодрый, подтянутый, всегда готовый провести цикл очередных лекций, руководитель своих студентов и магистров, он  изо дня в день ведет и научную, и педагогическую деятельность. Близится к завершению докторская диссертация: все эти годы, каждый вечер, проведенный в своем кабинете за своим рабочим столом при свете настольной лампы – память отца — Тимур Аброрович  тщательно готовит свой научный труд. Вот получены десятки положительных отзывов оппонентов, выверены все расчеты, проверены десятки схем и проектных решений. В 2002 году состоялась защита докторской диссертации и прошла успешно. Не заставило себя ждать и подтверждение этого научного труда.

Теперь в семье Хидоятовых появился второй доктор наук – доктор архитектуры. Ранее узбекский историк, известный не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами, признанный многими ассоциациями и научными организациями мира – Гога Хидоятов, защитив докторскую диссертацию и получив звание профессора, стал признанным представителем Узбекской науки.

Если когда-то Аброр Хидоятов и Сара Ишантураева – актеры с мировым именем вписали в историю узбекского национального драматического театра свою яркую страницу, то теперь их сыновья на своем научном поприще стали достойными представителями и продолжателями творческих традиций семьи Хидоятовых, прославляющих науку Узбекистана.

Тимур Аброрович с автором.

Сегодня Тимуру Аброровичу 85 лет. Утро начинается как обычно, днем научная работа, лекции на архитектурном факультете Ташкентского архитектурно-строительного института. А рабочий день профессора Хидоятова традиционно и на протяжении многих лет заканчивается в рабочем кабинете за массивным деревянным рабочим столом, обшитым зеленым сукном, и обязательно при свете настольной лампы, когда-то подаренной ему его отцом.

Жизнь продолжается! И будет долгой и плодотворной!

Архитектор Мазинов Э.Б.

6 комментариев

  • Фото аватара Вячеслав Шатохин:

    Очень интересный материал спасибо автору и отдельное спасибо герою за жизненный путь. Я уверен что на меня не обидеться автор если пару строк я посвищу жене героя. Которая пережила две эвакуации в Ташкента сначала из Харькова затем вернувшись в Сталинград потом назад из Сталинграда в Ташкент. Без достойной жены трудно говорить о любом человеке без обеспеченных тылов. Долгих лет Вам в здравии и любви.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светлана Арапова:

    Мы жили в одном дворе с Сарой Ишантураевой на Хорезмской 16. Я дружила в детстве с Риммой , дочкой Тимура, а она часто была у бабушки. У Тимура Абраровича я училась на Архитектурном факультете.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.