Полвека прошло с того времени, когда в марте 1967 года вышел из печати 3 номер журнала «Звезда Востока» – «Писатели России – Ташкенту», который раскупался читателями мгновенно Искусство История

Б. Бабаев

Теперь это библиографическая редкость , номер очень трудно найти, он был немедленно изъят из всех киосков и не доставлен подписчикам.  В нем были напечатаны, – наряду с отличной прозой и поэзией российских авторов, статьями и  воспоминаниями, другими материалами , присланными  Константином Симоновым,  Львом Кассилем, Робертом Рождественским , Расулом Гамзатовым, Риммой Казаковой и другими корифеями  советской литературы того времени, – как замечает один из бывших сотрудников журнала, «золотые самородки» запрещенных авторов. Это была чудом сохранившаяся глава из уничтоженного романа Бабеля «Великая криница», стихи запрещенного в ту пору Осипа Мандельштама, с трудом пробивающая себе дорогу проза Платонова, пьеса Булгакова «Зойкина квартира» , поэзия Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского , Булата Окуджавы. Многие из них тогда официальной критикой назывались антисоветчиками…

Великий Евгений Евтушенко, с которым прощается в эти дни весь литературный мир, в предисловии к присланным для этого номера своим стихам писал:

«Ташкентцам.

Замечательно, как мы научились быть героями в борьбе со стихией, даже не замечая подчас сами нашего героизма. Если бы, исходя из этого опыта, мы научились бороться с отвратительной стихией фальши, лицемерия, корыстолюбия, трусости, если бы мы научились бороться с самими собой!».

В этом комплекте были такие его прекрасные стихотворения, как «Баллада о совершенстве», «Баллада о смертнике», «Белое и черное», «Баллада о бочке». Невероятно интересен рассказ Якова Кумка «Михоэлс», посвященный жизни и творческой деятельности великого русского режиссера, главы из неоконченного романа в четырех книгах Всеволода Иванова «Сокровища Александра Македонского», пьеса Андрея Платонова «Голос отца» и иные  поистине уникальные сочинения российских авторов. Среди других обращает на себя внимание стихотворение Людмилы Татьяничевой «Нулевая отметка», отправленное в Ташкент из Челябинска 31 июля 1966 года. И при этом она пишет в редакцию «Звезды Востока» следующее небольшое письмо: «Посылаю новые стихи. Если они будут приняты и опубликованы, то прошу мой авторский гонорар  перевести на счет 170064 в пользу жителей Ташкента, пострадавших от землетрясения. Трагедия, которую вы пережили, глубокой болью отозвалась в каждом сердце».

А теперь ее проникновенные строки:

НУЛЕВАЯ ОТМЕТКА
Из всех дорог,
что встретятся в пути,
всего трудней нам первую пройти,
начав ее с отметки нулевой,
где каждый промах и успех –
впервой!

И первый бой,
И первая любовь,
И тяжесть первых выстраданных слов.
Отметка та,
что сам ты начертал,
в твоей судьбе –
начало всех начал.

Она – начало всех твоих вершин,
дорог, что в путь сливаются один!

Через год после разрушительного ташкентского землетрясения 26 апреля 1966 года, город еще лежал в руинах.  Нужны были огромные средства для его восстановления и дальнейшего развития. И эта поистине титаническая работа разворачивалась во все больших масштабах, в Ташкент  для его возрождения приезжали строительные отряды из всех, как тогда называли, братских союзных республик. Большими партиями приходили самые необходимые строительные и другие материалы. Ш.Р. Рашидов, руководитель республики того времени, предпринимал для этого очень большие усилия, можно сказать, с полной нагрузкой  работал весь партийно-хозяйственный аппарат. Ташкент и ташкентцы переживали очень трудные дни.

И именно в этот период у главного редактора литературно-художественного и общественно-политического журнала Союза писателей Узбекистана «Звезда Востока» Вячеслава Костыри появилась идея сделать мартовский номер безгонорарным, за счет литературных пожертвований  российских писателей. И эти средства передавались в фонд восстановления Ташкента. Тут, как говорится, сказано–сделано. И как писала одна из газет: «Карусель завертелась нешуточная –  Костыря мыслил в правильном направлении. «Писатели России – жертвам ташкентского землетрясения» – лучшего пропагандистского лозунга  на тему братской солидарности  советских народов трудно было придумать. Об инициативе сотрудников «Звезды Востока» заговорили печать, телевидение и радио. Почтальон приносил и сваливал ежедневно на стол ответственного секретаря  увесистые бандероли.

Журнал вышел с предисловием Шарафа Рашидова. В нем он, в частности, писал: «Прошел всего год – и посмотрите, какая гигантская работа сделана! Со дня на день все зримее, все отчетливее становится облик нового, будущего Ташкента – поистине города-красавица! Все новые и новые этажи поднимаются в солнечную синеву ташкентского неба. И естественно, что и древние поговорки «надстраиваются». Теперь говорят:

«Мир улыбнется – солнца свет,
Мир пальцем шевельнет – новый Ташкент!»

А Виктор Шкловский, Константин Паустовский и  Вениамин Каверин в письме, направленном в этот  «крамольный» номер  «Звезды Востока»,  написали очень коротко и ясно: «Мужеством и работой ташкентцев должно гордиться человечество». К этому добавим, что жизнь журнала в наши дни успешно продолжается и его коллектив  старается  продолжать лучшие традиции своих предшественников.

БОРИС БАБАЕВ,
Kultura.uz

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.