Иван Панов Tашкентцы История Старые фото

Сергей Пряхин:

В 1922 году революционный лозунг «Культуру в массы» начала осуществлять АХРР — Ассоциация художников революционной России. И одной из первых была выпущена серия открыток «Жизнь и быт народов СССР». Тираж в 5000 экземпляров состоял всего из 18 открыток, на которых были репродукции картин, отображающих советскую действительность — «Пионеры в деревне», «Алтайская хижина», «Рыбаки с Мурмана». Сегодня они считаются большой редкостью.

На фото в центре (с кофром) — Иван Николаевич Панов, 1930 год

С мая 1928 года издательство стало именоваться АХР — Ассоциация художников революции. В это время выпускается много пейзажных открыток, посвященных красоте природы Крыма, Урала, Средней Азии.

В 30-х годах производство почтовых открыток было поставлено на конвейер. Их выпуск осуществлялся государственным издательством искусств в Москве. («ГИЗ» до 30 года, после-«Изогиз» (Изобразительное искусство). Некоторые открытки были выпущены типографией Меццо-тинто Сокрайшефсовета Москвы. Это таинственное название объясняется так — в начале 30-х годов были образованы советы по шефству над деревней под лозунгом «Смычка города с деревней». Делегации горожан отправлялись на село учить крестьян новой жизни: создавать коммуны, подписываться на заем, вместо икон вывешивать портреты советских руководителей. Для изготовления агитматериалов шефсоветам было предоставлено право издательской деятельности с привлечением частных типографий. Так вот и попало нэпманское гравюрное предприятие «Меццо-тинто» в Сокольнический районный шефсовет города Москвы – Сокрайшефсовет.

В эти же годы в Средней Азии плодотворно работали фотокорреспонденты Иван Панов и Макс Пенсон. И, несмотря на провинциальную изоляцию, в их творчестве отражены основные мировые тенденции фотоискусства того времени. Фотографы сумели создать не только своеобразную фотолетопись Ташкента и других азиатских городов, но и сохранили для потомков неповторимый восточный колорит памятников культовой архитектуры, картины городских улиц и зданий, которых уже давно нет. В те годы существенно менялся уклад жизни людей, что также находило яркое отражение на их снимках. Макс Пенсон печатался в московских журналах, а в 1934 году его фотография «Узбекская мадонна» получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Иван Панов в 1929 году работает в Средней Азии О высоком профессионализме этого замечательного фотомастера мы сегодня можем судить только по нескольким десяткам сохранившихся открыток. Они тематически продолжали серию «Жизнь и быт народов СССР», а также открывали серии «Народы СССР» и «Ташкент». Только благодаря Панову мы можем увидеть п тенистые улицы-аллеи Ташкента, неповторимые бытовые сюжеты, фотографии отдельных персонажей и многолюдных базаров. На его открытках раскрывается не постановочная, а реальная жизнь того времени, и, возможно, гораздо точнее и шире, чем в иных многословных описаниях. Для него характерен нестандартный ракурс, в кадре обычно много людей, можно рассмотреть их одежду, предметы быта.
В 1930 году выпускаются его открытки с видами Челябинска и Златоуста. Они были изданы в типографии “Изд. ЦИК СССР и ВЦИК” в Москве, напечатаны в черно-белой, коричневой и темно-зеленой гамме на плотном полукартоне. Часть открыток были использованы Челябинской окружной детской комиссией для благотворительных целей. Они продавались по 10 коп вместо 5, наценка шла в пользу беспризорных детей. Позже появляются его хрестоматийные снимки Москвы, а затем И.Н. Панов увековечивает города и курорты Черноморского побережья. В 1959 году Панов работает в Кисловодске, Сочи и Ставропольском крае.

К фотографу И.Н. Панову очень подходит пословица-сапожник без сапог. Оставив память на фотографиях, он ни на одной не запечатлен сам. Во всяком случае, мне не удавалось найти его изображения. Да и вся жизнь этого замечательного фотографа прослеживается только благодаря его работам.

И вот совсем не давно я получаю в свое собрание отпечаток, И.Н.Панова с авторского негатива (хранящейся в архиве) на котором изображен Ташкентский Сквер 1930 года, а на нем в группе людей (в центре с фото — кофром) автопортрет Ивана Николаевича Панова (так указано в пояснительной записке к негативу!) Так значит все же существует его фотография и я нескончаемо этому рад!

Восемьдесят две оригинальные фотографии советского Узбекистана, в том числе более тридцать видами старого Ташкента созданы до 1966 года, улицы Ташкента, виды Бухары, Ферганы, Намангана, Вид на реку Сырдарья и реку в Худжанде, Аральское море, а также ряд живописных портретов местных жителей.

P.S. Большое спасибо Viktor Viatkin за предоставленную фотографию.

2 комментария

  • Gangut:

    «На его открытках раскрывается не постановочная, а реальная жизнь того времени, и, возможно, гораздо точнее и шире, чем в иных многословных описаниях». – да кто ж такие в СССР выпустил бы? «ГИЗ»?

      [Цитировать]

  • ANV:

    Не совсем в тему, но лозунг «Культуру в массы» виден по обезображенному памятнику на заднем плане.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.