Моя туркестанская история. Тайна старинной фотографии История Разное Старые фото

Пишет в своём ЖЖ helengreentree

Начинаю выкладывать  историю семьи моего покойного мужа. Поскольку неожиданно для меня самой получилась целая повесть, делаю это частями, чтобы не утомлять читателя...

Эта история достойна романа-эпопеи или сценария хорошего историко-приключенческого сериала.
Но в силу того, что весь мой журналистский опыт связан с опорой только на факты и документы, роман или сценарий, требующий изрядного художественного домысла и вымысла, у меня вряд ли получится. Не хватит знания множества особенностей местного колорита, на что требуется опыт жизни в Средней Азии хотя бы несколько лет. Да и фантазировать я не умею. А какой же роман без вымысла, который мы называем «художественным», то есть без того, чего не было на самом деле, но вполне могло бы быть?

Очень хотелось еще в молодые годы написать документальную повесть. Но за недостающими архивными материалами и фактами нужно ехать очень далеко – в Андижан, Ташкент, Ош, Санкт-Петербург, и проделать труд, достойный целой научной монографии. Живя в Харькове, работая в газете, воспитывая детей, это условие, увы, выполнить невозможно. А ныне, когда на огромной территории, которая еще четверть века тому назад была нашей общей родиной, пролегли границы, и подавно. Да и денег на такие путешествия и скрупулезную работу в архивах нет! А на основе одной лишь устной семейной легенды  достойной документальной повести не напишешь.
Поэтому в этих записках о среднеазиатской ветви моей семьи я буду опираться, как на семейную легенду, так и на те сведения, достоверность которых подтверждается опубликованными источниками. Оказывается, даже с помощью Интернета таковых можно обнаружить не так уж и мало!
У меня нет оснований сомневаться в том, что в основе романтической семейной легенды - реальные исторические персонажи, события, люди. Конечно, устное предание, пройдя через несколько поколений и субъективное восприятие, может в чем-то быть не совсем точным, но только не в своей сути. Я лишь позволила себе логически установить определенные связки-«мостики» между опубликованными фактами и устным семейным преданием.
Речь пойдет об удивительных людях -  предках моего мужа Бехбуди (Бориса) Ариповича Маруфия, родившегося 30 декабря 1924 года в Андижане.

Саодат 001

Город у Трона Соломона
В сентябре 1983 года мы с Борисом поехали из Москвы к его среднеазиатским родственникам на «смотрины» в «южную столицу» Киргизии – город Ош.
Очень древний город, сакральное место, в котором легендарные мусульманские пророки удостаивались божественных откровений, лежит у подножья Сулейман-горы.
В незапамятные времена эта гора получила название Трон Соломона. Многие и теперь верят, что библейский царь Соломон посещал эту гору.
В раннее средневековье гора приобрела культовое значение для язычников, особенно – огнепоклонников. По преданию,  сам Заратустра, жил в одной из ее пещер и знаменитая «Авеста» была написана именно здесь.
Затем гора стала святыней для правоверных мусульман. Говорят, на вершине горы молился пророк Сулейман. Встав на колени, он поклонился лбом Всевышнему, и в камне на века запечатлелись следы от его коленей и лба. С тех самых пор почитается эта каменная плита священной и называется - следы Сулеймана.
Во время посещения святыни, Бабур  - потомок Тамерлана, основателя империи Великих Моголов, приказал построить над этим местом небольшую красивую худжру (беседку) с мехрабом, чтобы люди могли приходить и беспрепятственно молиться.
Вот сюда, в город Ош, из Андижана после революции 1917 года переехала семья моего мужа. Его отец и мать покинули богатые дома в Андижане, чтобы скромно поселиться в домике с небольшим тенистым двориком на кривой улочке у подножия Сулейман-горы.
До Великой Отечественной войны Ош был городом, населенным преимущественно узбеками. Здесь мой муж провел детство.  Здесь на одном из камней у подножья горы они с братом, будучи подростками, выбили большущими буквами имя своей матери «Саодат» и, спустя полвека, эта надпись еще была там. Хотя в 80-е годы прошлого века на месте дворика его детства уже стояли многоэтажки, в одной из которых мы остановились у родственников.

Тайна старинной фотографии
Надо было видеть многочисленную семейную делегацию, которая состояла из двух сестер и брата моего мужа, его племянников с их женами. Перед завтраком нарядное «посольство» торжественно внесло в гостиную на серебряном подносе старинную фотографию, размером с обычную почтовую открытку.
На этом снимке, сделанном в 1925 году, особенно впечатляет молодая женщина. Она приковывает к себе внимание прямым и открытым взглядом, гордо вздернутым подбородком и двумя роскошными длинными косами. На ней - европейское платье, довольно простое, но явно пошитое у отличного портного, на ножках - парижские ботиночки на шнуровке. Это мама Бориса – Саодатхан. Родственники вспоминали, как хорошо она играла на дутаре (струнный инструмент, распространенный в Азии).
Высокий красавец с густыми усами – муж Саодатхан и отец Бориса - Арипжан. Подросток, который стоит во втором ряду, - младший брат отца, который спустя десять лет после того, как был сделан этот снимок, станет то ли министром, то ли заместителем министра просвещения Узбекской ССР. До репрессий 1937 года не доживет, трагически погибнет - утонет в бассейне во время купания. Мне рассказали подробности, но я их уже позабыла.
Ну, вот, а на руках у Арипжана – крепкий жизнерадостный малыш, мой муж во младенчестве, 6 месяцев от роду. Первый ребенок в семье. Одна из сестер Бориса – учительница Инабатхан объяснила необычное для узбекской женщины тех времен европейское платье матери. Оказалось, что красавица Саодат - узбечка не простая, а внучка "самого Назарова - русского генерала, царского наместника в Андижане».

Продолжение здесь: Моя туркестанская история-2. "Пусть войдут"

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.