Москвичи, не пропустите! Нукусский авангард привезут на выставку в Пушкинский музей Анонс

Сотня работ из коллекции Государственного музея Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого приедет на выставку в Москву этой весной
ГМИИ им. А.С.Пушкина, 6 апреля — 20 мая 2017, Москва, ул. Волхонка, 12

Экспозиция Государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого

Источник: fergananews.com

В конце марта 2017 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина откроется выставка работ из коллекции расположенного в Нукусе Государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого, — сообщила пресс-служба Министерства культуры и спорта Узбекистана.

Делегацией из Пушкинского музея во главе с его директором Мариной Лошак в начале февраля были лично отобраны около сотни произведений для выставки из коллекции музея в Нукусе. Музей Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого, считающийся одним из лучших художественных собраний в азиатском регионе и называемый «Лувром в пустыне», обладает значимой и объемной коллекцией произведений русского искусства. В собрании представлены значительные произведения живописи и графики художников русского авангарда (И. Кудряшова, Б. Рыбченкова); представителей московской школы живописи (А. Куприна, К. Истомина, А. Осмёркина, К. Рождественского, Р. Фалька); художников, проявивших себя в 1920–30-х годах (Б. Голополосова, Е. Ермиловой-Платовой, Г. Ечеистова, Л. Жегина, В. Пестель, «Группы 13», Р. Барто, В. Милашевского, А. Софронова и др.), а также самобытных художников, работавших в Средней Азии, — А. Волкова, Н. Григорьева, Н. Кашиной, Е. Коровай, Н. Карахана, И. Мазеля, А. Николаева (Усто-Мумина), У. Тансыкбаева, В. Уфимцева и других. Эта уникальная коллекция была собрана московским археологом, этнографом, исследователем Игорем Витальевичем Савицким. Приехавший в 1950 году в Каракалпакстан в составе археолого-этнографической экспедиции Игорь Савицкий стал основателем (в 1966 году) и первым директором (с 1966 до 1984) музея.

Марина Лошак выразила надежду, что, «раскрыв легендарную фигуру Игоря Савицкого, мы сможем привлечь огромное количество почитателей, которые приедут в Нукус специально для того, чтобы увидеть не только музей, но и землю Каракалпакстана, которая питала и вдохновляла его — удивительного человека, человека Узбекистана, Каракалпакстана и России».

Директор ГМИИ отметила, что «подлинное сокровище мирового уровня», которое находится в Узбекистане, «нуждается в огромном исследовательском труде международного музейного сообщества», и благодаря совместным усилиям человечество сможет увидеть «крупнейшие шедевры мирового уровня», — цитирует Лошак пресс-служба узбекского Минкульта.

Источник.

1 комментарий

  • Александр Двизин:

    На выставку «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)» надо идти. Это одна из лучших выставок, что проходит сейчас в Москве. Она интересна тем, что не только дает срез нукусской коллекции, но и тому азартному периоду в истории нашей культуры. И. конечно, посмотреть «живьем» работы Волкова, Усто Мумина, Карахана и некоторых других художников, стоит однозначно.
    На сегодняшний день в самом Музее находится сто тысяч экспонатов, из них, почти половина произведения живописи и графики авангардного периода советского времени. Игорь Савицкий в 50-80 –е годы, нескладный, можно сказать, бездомный, собирал и привозил в Нукус все, то есть то, что ему нравилось самому. Перед некоторыми работами я стоял и думал – ну, кто бы знал того или иного художника, если бы не неуемная страсть, художественная влюбленность, не подвижнический огонь, стучащий в душе Савицкого. Наверно, чувствуя Хранителя, ему отдавали работы под честное слово сами художники и потомки их. А так бы, некоторые и затерялись на пыльных чердаках и мусорных свалках.
    Невозможно рассказать все — все о выставке, и пишу о работах, которые запомнились или сразу же бросились в глаза.
    В красочных пятнах «Узбек», 1926 г. Василия Рождественского. Он сразу же обращает внимание и хочется пальцами прикоснуться к мягкости цветистого халата. А чалма, чайник, чашка, выполненные в одном цвете придают большую живость работе.
    Необычный свет на картине «У кофейни», 1920 г. Николая Григорьева.
    Живопись в чистом виде в работе Елены Коровай «Красильщики». 1932 г.
    Эпические творения Николая Карахана, хочется подольше стоять перед ними, и перечислить все, представленные на выставке: «Выход на работу», «Прокладка водопровода», «Строительство дороги», «Поливальщик», 1929 г. «Чайхана у хауза», 20-е годы.
    Чистота Уфимцева в «Станции Аральского моря» и в молочнице «К поезду».
    И, конечно, тонкие и нежные молодые узбеки Александра Николаева. Художник был зачарован и опьянен Востоком, потому, наверно, принял мусульманство и имя – Усто Мумин (Мастер Нежный)
    «Кузьминки», 1911 г. «Угреша», 1913 г., «Мясная лавка» — Алексея Моргунова. Какой сильный художник.
    Фресковый «Автопортрет» В.Комаровского.
    Округлая, выпуклая и красочно-красная живопись Александра Волкова. Вот его «Выход бригады в поле» — поступь шагов, остановились на миг- художник изобразил эту остановке, и отправились дальше.
    Восточный колорит переустраивал живописное видение приехавших в Среднюю Азию российских художников. И на выставке это ощущается — радуга чувств, эмоций, лихости, выплескивается на зрителя. Это может и авангард, но восточный, в какой то, поэтико — реалистической форме. После 30 — х годов этот художественный феномен, постепенно притих, был приглушен, а потом и вовсе исчез. И как здорово, что на этой выставке можно его увидеть.
    Возможно, что это легенда, но когда художник Тансыкбаев, а его работ много на выставке, в зрелые годы, достигнув званий и регалий, вдруг поехал в Музей Савицкого, увидел свои ранние работы, и они так потрясли, что он умер.
    Следуя своей традиции – «уносить» с выставок одну или две работы, выбрал «Мальчика-водоношу» Усто Мумина (Николаева) и «Чайхану в саду» Сергея Колыбанова. Но, хотелось бы забрать больше.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.