Благодарность История

Интервью Арье Юдасина с Вячеславом Шатохиным. С купюрами так как многое посчитал неподходящим для нашего сайта. Полностью опубликовано в газете The Bukharian Times 16 – 22 февраля 2017. ЕС.

[…] я попросил о встрече Вячеслава (Шломо) Шатохина, создателя некоммерческого проекта под рабочим названием: «Украденное детство или спасённые души». Проект посвящён спасению ашкеназских евреев в эвакуации в Узбекистане во время Второй Мировой войны.

[…] Арье Юдасин. Здравствуйте, Слава! Вы — человек в мире известный, но представьтесь, пожалуйста, нашему читателю.
Вячеслав Шатохин. Меня зовут Вячеслав Шатохин, в еврействе Шломо, я занимаюсь этим проектом с 2010 года. По образованию я юрист, закончил в 1983-м юрфак Ташкентского Университета, работал по специальности — в правоохранительных органах (прокуратуре) и в народном хозяйстве.

А. А, так Вы — соратник «победителей хлопковой мафии» Гдляна и Иванова?
В. Да, я работал в прокуратуре именно в те годы, когда они находились в командировке в Узбекистане. Но я занимался расследованием других дел. То, что творили они в Узбекистане — это был «наш локальный 37-й год»…

А. Наверное, стоит нам с Вами ещё разок покалякать, тема уж больно занимательная! Но явно не сейчас, иначе мы вообще не дойдём до того, ради чего встретились. Что Вас, человека, родившегося через 16 лет после окончания войны, в 61-м, подвигло на эту, весьма большую и уж точно связанную с тратами, а не с доходами работу?
В. История семьи моей мамы. (вот она малышкой на довоенном фото) Сам я родился в Ташкенте и жил там до отъезда в Америку - в 1997-м году, уже из независимого Узбекистана. В девичестве моя мама: Хотимлянская София Назаровна.

Мне дали имя в честь тёти, маминой старшей сестры, её звали «Слува». Так что моё «Слава» - слегка замаскированный идиш. Обе они эвакуировались в Узбекистан в 41-м. Тётя — 22-го года рождения, мама — 30-го. Их мама, моя бабушка — Хотимлянская Мария Наумовна, 1900-го года рождения, и тётя, бабушкина старшая сестра Лея с дочерью и мужем — все они бежали из Полтавы. Под немецкими бомбёжками, которые начались прямо с полтавского вокзала. А мой дед, Назар Эмануилович, следы которого я ищу уже больше лет 30, остался в полтавском ополчении и пропал без вести в 41-м, в августе или сентябре, при обороне Полтавы.

А. Эвакуированы они были прямо в Узбекистан?
В. Нет. Целью поездки состава с эвакуироваемыми был город Камышлов Свердловской области. (вот письмо деда, в Камышлов, главпочтампт, до востребования)

Но, когда состав прибыл на вокзал, «доброжелательные» жители встретили состав булыжниками и возгласами: «жиды приехали!».

А. Что-то до боли знакомое и родное! Помнится, и Америку этот обычай не обошёл — после урагана Катрина, когда жителей Нью-Орлеана эвакуировали в Техас, по автобусам постреливали местные «доброжелатели» с причитаниями: «чёрные понаехали!». Правда, по коже, а не по цвету шевелюры.

В. Дядя Зиновий «сгрёб» пять женщин в охапку и объявил: «Этого нам не надо, это мы уже видели и проходили, только во время войны нам не хватало еврейских погромов! Едем в Узбекистан».

А. Почему в Узбекистан?
В. Я не могу этого объяснить. Наверное, потому, что там тепло и «Ташкент — город хлебный». Фильм появился позже, а книга-то уже была написана. Сперва Ташкент, а из Ташкента семья уехала в Фергану, где провела все годы войны. Туда их распределили из центрального эвакопункта.

А. Отношение местного населения было «камышловским»?
В. Небо и земля! Узбеки приняли тепло, радушно, сердечно. Все только превосходные степени. Делились самым последним. Тем, что было и даже тем, чего не было — этим тоже делились.

А. Что это означает?
В. Кров, еда, работа... Давали одежду, мебель, нужные для дома вещи, старались найти хоть какую-нибудь работу взрослым, а если кому-то везло, те приезжие работали даже по специальности. Девочки учились, по вечерам работали — шили телогрейки, рукавицы для солдат, для фронта.

А. Чем, Вы думаете, Слава, было вызвано такое человеческое, благородное отношение узбеков к эвакуированным вообще и в особенности к евреям? Традиционным для мусульман гостеприимством, им, как и нам, доставшимся от праотца Авраама?
В. Во-первых, это внутренняя культура, воспитание. И — очень важный момент — милосердие, присущее этому народу в целом.

А. Я нашёл такие слова Корнея Чуковского об узбекской эвакуации:«Этого, действительно, никогда не бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого климата, другой части света проявляли такую пылкую любовь. Это происходит впервые за всю нашу историю. Всегда знал, какое большое значение имеет дружба народов, но должен сознаться — мне и в голову не приходило, что эта дружба может дойти до такой взволнованной, задушевной, самоотверженной нежности...»
В. Да, это именно то, что я хочу показать, напомнить людям, напомнить моим соплеменникам. На этой планете есть, у кого учиться не только быть нелюдями, но и учиться быть людьми.

А. Я знаю, что и сегодня узбеки, приехавшие в Россию на заработки из своей, отнюдь не жирующей республики, считаются лучшими бебиситерами, лучшими, самыми заботливыми в ухаживании за стариками. Жену моего отца, год назад попавшую в больницу с тяжелейшими ожогами,- которой врачи, учитывая её и без того не блестящее состояние, давали 3-5% процентов шансов на жизнь,- буквально выходила в больнице «хомотенда», узбечка Соня.

В. Наверное, не «Соня», а «Сонабар»?

А. Наверное, но в Питере её звали так.

[…]

А. Кратко формулируя, главный посыл Вашей работы — это благодарность и желание увековечить подвиг милосердия узбеков во времена тягчайших испытаний Второй Мировой?

В. Да, можно так сказать.

А. Слава, Вы позволите, я сейчас приведу моё старое стихотворение? Благодарить за добро Тора требует от еврея самым категорическим образом.

В. Да, конечно.

А.“Помни, что сделал тебе Амалек” из Германии.

Помни народы, что были к тебе добры.

Речь не о мести – внимании и понимании;

И – посмотреть: или зубы как прежде остры?

Да, это воля Творца - всё, что с нами содеяно,

Праведный суд, милосердная жалость Его…

Но ведь и память не зря над могилами взвеяна,

И благодарность за благо – добра естество.

В. Не надо забывать, что мы, иудеи, тысячелетиями делаем мицвы и ничего не просим взамен. Моя мицва — это создание документального фильма и написание книги. Вместе с соавтором, главой Московского отделения фонда «Холокост» Леонидом Терушкиным мы работаем над ней уже второй год. Мне присылают письменные воспоминания и документы реальные участники и свидетели тех событий, а также их дети — по рассказам своих родителей. Присылают фотографии, вырезки из газет, журналов, книги, какие-то школьные работы того времени… Короче, всё, что связано с эвакуацией в Узбекистан. Ищу спонсоров, книга и особенно фильм потребуют немалых расходов. Надеюсь, люди откликнутся, особенно те, кто сам или чьи близкие испытали на себе это добро и гостеприимство.

А. Вы не могли бы дать Ваши координаты — очень может быть, у наших читателей найдутся воспоминания, какими они хотели бы с Вами поделиться?

В. Пожалуйста, мой е-майл slavashat@gmail.com и селорфон 646-420-7230, так проще всего.

А. Я слышал от разный людей, что вообще в Средней Азии эвакуированных в основном принимали по-человечески, и не только в Узбекистане.

В. Да, это правда.

А. В гигантском Казахстане во многих местах свирепствовал голод, особенно в дальних аулах и колхозах, многие эвакуированные бежали оттуда - кто был ещё в силах, кто выжил. Вина в этом не местного населения, конечно…

В. Война. Все республики голодали, всё шло на фронт. Узбекистан был тёплым, но Узбекистан тоже не был сытым. Но человеческое бескорыстие, человеческое тепло помогли очень многим пережить эту тяжкую годину.

А. Сколько примерно эвакуированных вообще и в частности сколько евреев нашли тогда приют в Узбекистане?

В. По эвакуированным вообще по стране, не только в Узбекистан — всего от 17 до 19 миллионов. Имеется в виду: Средняя Азия, Казахстан, Сибирь, Закавказье, Дальний Восток. На начало войны население Узбекистана составляло 4 с половиной миллиона. Узбекистан принял полтора миллиона эвакуированных.

А. А сколько из них было евреев?

В. Я думаю, не меньше полумиллиона.

А. То есть каждый третий?!

В. Может быть, скажем так: как минимум каждый четвёртый. Профессор Саиб-Джон Курбанов, кибернетик из Бухары, собрал по заданию вашингтонского Музея Холокоста и передал в фонд музея карточки на эвакуированных евреев за 1942-й год. Этих карточек насчитывается 250000.

А. Я нашёл на сайте этого музея почти 152000 карточек.

В. Остальные, видимо, пока не оцифрованы и не отсканированы. Мне точно известно, что этих карточек, с биографичесими данными и указанием национальности, было 250 тысяч. Подчёркиваю, только за 1942-й год. Видимо, сюда вошли и данные за 41-й, просто в 42-м в Узбекистане производилась (видимо, частичная) перепись населения. Данных за 43-й год, когда, пусть не в столь больших масштабах, но тоже людей эвакуировали, у меня нет. На каждой карточке указано от одной до шести фамилий, иногда даже больше. Обычно был записан глава семьи «и сопровождающие его такие-то».

[…]

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

4 комментария

  • Серега:

    Вячеслав Штохин случайно не знал в Ташкенте (по-моему они работали вместе в бизнесе после развала союза) Александра Адамова (старшего сына Л.Т. Адамова)?

      [Цитировать]

    • Вячеслав:

      Да это я. Если не ошибаюсь. Сергей Веденин

        [Цитировать]

    • Вячеслав Шатохин:

      К сожалению ни Адамова старшего ни Адамова среднего нет в живых. Оба похоронены в штате Вашингтон. Семейная могила где покоится ещё и мама Александра Адамова.

        [Цитировать]

    • Зухра:

      Я его знала…. Он был учеником моего мужа. Последний раз я видела Сашу в 90е годы на Алайском. Тогда он сказал, что живет в США , а сюда приехал повидать родителей.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.