Семья Кадыри Искусство История

Ризо Ахмад

Родителями Абдуллы Кодири были садовод  и торговец фруктами Кодир – бобо  и домашняя хозяйка Жосият. Между родителями была огромная разница в возрасте, более тридцати лет. Он был суров с ней, нередко избивал и мучил, но она всё сносила, терпела – так было принято по законам шариата и тогдашним традициям семейного домостроя. Она знала – у нее есть муж, он глава семьи, его надо слушаться и во всем поддерживать. Он понимал, что у него есть семья и ее надо кормить, о ней заботиться. Хотя было трудно, иногда невыносимо…

До Жосият Кодир – бобо женился трижды. Но детей от трех предыдущих браков не имел. И вот наконец, будучи в преклонном возрасте, в 1879 году он увидел сына. Назвали Рахимберди (“Бог, пожалевши, дал, подарил”). После первенца пошла целая череда неудачных рождений. Двенадцать подряд родившихся детей оказывались мертворожденными или в скором времени умирали. Желая изменить такие вот горестные обстоятельства, семья перебирается из махалли Эски Жува в махаллю Эшонгузар в районе Самарканд дарваза (“Самаркандских ворот”). Здесь на земле в полгектара Кодир – бобо посадил фруктовый сад, от торговли своими фруктами он и содержал свою семью и дом. Новое место оказалось счастливым. Сразу же в 1894 году родился второй сын, Абдулла, а за ним и третий, самый младший Кудратилла.

В медресе и русской школе Абдулла учился с желанием и очень хорошо. Некоторые его учителя потом признавались, что им было трудно с ним, они зачастую не находили ответы на вопросы любознательного мальчика. Успещно окончив в 1912 году русскую школу, Абдулла за отличную учебу самим генерал – губернатором Самсоновым был премирован серебряными часами.

Дальше надо было помогать отцу. Наступили трудовые будни. Его, совсем еще юного, сразу поставили приказчиком, так как времена менялись, Туркестан становился всё ближе к России, а Абдулле помогло знание русского языка, он мог перевести хозяину нужное, прочитать или составить письмо. Работа дала возможность знакомиться с интеллигентными людьми, беседовать с ними. Уже тогда он начал писать, делать литературно – художественные зарисовки портретов, пейзажей. Он много и жадно читал Навои и других узбекских классиков, а также книги русских писателей, что приносили ему новые русские знакомые, не пропускал газеты на узбекском, русском и татарском языках. А первая его коротенькая газетная заметка о богатом человеке – филантропе и меценате появилась 1 апреля 1914 года.

Женился Абдулла Кодири в двадцатилетнем возрасте на дочери своего хозяина Расулмухаммада. Все свадебные расходы понес тесть Абдуллы. Он также тайно передал большую сумму денег своему будущему свату, чтобы родители Абдуллы заплатили за калым, выкуп (калым за невесту – обязательная часть ритуала сватовства и женитьбы, так как тогда считалось, что семья невесты, отдавая дочь в другую семью, лишается рабочих рук и вправе требовать выкуп). Впрочем тесть Абдуллы сам желал такого умного, начитанного, честного и порядочного, любящего работать и скромного зятя. Видимо Расулмухаммаду так по нраву был этот молодой человек, что он, невзирая на заведенный порядок сватовства,  пошел на нарушение обычаев. Ведь любая мусульманская семья, где есть взрослая дочь на выданье, скромно ждет предложений и сватовства. А тут, несмотря на то, что парень – то не из их круга, бедный, да голый, отец дочери сам проявляет настойчивость в предложениях своей дочери именно ему (и никому больше!) и все материальные и финансовые проблемы решает сам..

Со своей женой Рахбарбону Абдулла жил мирно, они любили – уважали друг друга и нажили пятерых детей, двух сыновей и трех дочерей. Дача имен своим детям еще раз говорит о глубокой поэтической  натуре Кодири. Старшая дочь Назифа (“Чистейшая”) родилась в 1916, старший сын Хабибулла (“Любимый богом”) — в 1918, средняя дочь Адиба (“Писательница”) — в 1724, младший сын Масуд (“Счастливый”) — в 1926, младшая дочь Аниса (“Друг”) — в 1930 годах.

Детей Кодири любил, но держался с ними строго, не баловал. По свидетельствам детей строго следил за их успехами в учебе, не любил, когда кто – либо слонялся по дому без дела, еще более – когда шли пустые, никчемные разговоры, сплетни, хвалебные оды особенно о нем. Всего должно быть в меру. А в доме всё должно быть в норме – считал он, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, затем – к помощи родителям, особенно матери – в уборке улицы, дома, комнат, стирке, приготовлению пищи, мытье посуды, отцу – в ухаживании за садом, уборке мусора, ремонте дома, сбору урожая, поливе деревьев и цветов. Но Абдулла не забывал и играть с детьми, беседовать на различные темы, много читал из своего, попутно проверяя мелодию написанного, еще раз выверяя текст… Но детей без озорства, стычек и шума не бывает. Иногда они не слушались, капризничали. Тогда старшие, их бабушка, мать обращались к Кодири. А уж его дети слушались беспрекословно, но не от боязни, а очень уважали, постояно видя, чувствуя, ощущая, как, с каким огромным уважением, глубоким почтением относятся к нему другие люди у них дома, в других домах, на улице. А с каким большим достоинством он говорил с ними и требовал от них такого же достоинства. Так вот, на просьбы старших урезонить или наказать провинившегося ребенка, он сразу отвечал отказом, мол, не буду наказывать, потому что это мой сын или моя дочь. И что с того? Потому что мои дети никогда не вырастут плохими, недостойными. :Но ведь?.. Буду ругать, наказывать или нет – не суть важно. Они должны быть похожи на меня. А я человек хороший, потому что тружусь честно и на честные деньги кормлю, одеваю вас. Они это видят и никогда не будут плохими. В этом главное… И в самом деле, рассказывают дети, отец был светлая чистая душа, с чистыми помыслами, искренний и правдивый, никогда не позарившийся на чужой труд, считающий, что честным трудом, правильным мировоззрением и добрыми взаимоотношениями можно добиться уважения дома, среди соседей, в махалле.

Абдулла Кодири считал, что детей нельзя баловать деньгами. Человеку нужно необходимое, а сверх того – только излишества. Давая детям деньги на книги или что-либо другое для учебы, он мог разрешить использовать оставшиеся деньги от сдачи только на одно мороженое, остальные должны быть возвращены. Помимо экономии семейного бюджета он думал и о том, что человек не должен выделяться от других своим богатством или просто своим более выгодным материальным положением. Ведь справедливое мнение важно: человек живет не  в безвоздушном пространстве… Выделяйся умом, знаниями, делами. Но не одеждой и побрякушками. Как-то Хабибулла захотел велосипед. В качестве посланника к Кодири была направлена бабушка, подготовленная к возможному отказу и имеющая веские аргументы выиграть бой. Но всё рассыпалось вмиг:

— Деньги есть, но велосипед не куплю.

— Почему?

— Скажите – ка, у кого из наших соседей ребенок катается на велосипеде?         

— Какое нам дело до других?

— Вы должны понять, мама, с людьми надо идти вровень. Хабибулла будет кататься на велосипеде, и что, другие дети будут спокойны? А назовите мне еще хоть одного из соседей, кто в состоянии купить велосипед. Нет.  У соседей в доме начнутся скандалы, они будут недовольны вами, мной…

Но когда на самом деле были необходимы деньги и немалые, Кодири даже и не раздумывал. Так, Хабибуллу из-за искривления позвоночника пришлось полгода держать в лежачем положении в кровати, в гипсе, на уколах , дорогих лекарствах  и массажах. И всё было сделано как надо. Или видя бедственное положение соседа, пришедшего наниматься к нему на хоть какую-нибудь поденную работу, Кодири теперь, есть или нет работа по дому, звал его, кормил, давал деньги всегда…

Кодири очень интересовали отношения его детей с их сверстниками на улице, в школе, с кем кто общается, дружит, просто симпатизирует, с кем дети пойдут сегодня в кино.

Всё это воспитание, безусловно дало свои плоды. Дети выросли без отца. Вскоре в 1943 году умерла и мать, милая, светлая Рахбарбону. Но дети выросли хорошие. Все имеют свои семьи, пошли уже внуки и правнуки. Сыновья – врачи. Все стали достойными членами общества, достойными своего великого отца и простой матери.

Романы Абдуллы Кодири переведены на многие языки мира и, минимум на трех языках, узбекском, русском и английском, имеются во всех центральных библиотеках городов Узбекистана. Литература о нем тоже достаточно обширная. Вот что мне понравилось:

Кодирийни кумсаб. – Т., 1994.

Абдулла Кодирий – таърифи адиб. _ Т., 2004.

М. Кужжонов. Кодирий эрксизлик курбони. –Т., Фан, 1992.

У. Норматов. Кодирий боги. – Т., Ёзувчи, 1994.

Х. Кодирий. Отамдан хотира. – Т., Янги аср, 2005.

Абдулла Кодири был не только творческим, но и нравственным эталоном писателя. Абдулла Кодири – великий сын узбекской нации, неотторжимый от судьбы узбекского народа.

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.