3. Фёдор Шейн и другие. Декадные страсти. История Старые фото

Опубликовала Лидия Козлова в своём блоге. (Первая часть и вторая часть.)

1.
5289008_holishonefremova44 (541x700, 240Kb)

1. Сцена из первого акта сп."Тайны паранджи". 1958г.

Назначение Клавдии Ефремовой на роль Холысхон вызвало много толков. Ведь актрисе было уже 40, а её героине лет 16-17… Проклятый возраст! Но дело в том, что передать такую силу чувств, такую Любовь к Рустаму, которые заставили бы бедную девушку бежать сломя голову навстречу своей гибели, могла только большая актриса. Зритель должен был поверить в то, что в притоне Холысхон сохранила чистоту души, любовь и надежду на счастье с любимым. А когда надежда рухнула, всадила с размаху клинок в собственную плоть. Наконец, по силе характера Холысхон не должна была уступать Мастуре. Альтернативы тогда в труппе не было.  Выбирая между молодостью и мастерством, театр выбрал Мастерство.

Я не знаю, как репетировал Фёдор Шейн... Что поделаешь, для подобных оценок и анализа творческого метода в конце 50-х я ещё не доросла. История Холысхон разворачивалась подробно, со всеми нюансами взаимоотношений героев. Отец, матушка, тётка — ведь они любили Холыс и боролись за её счастье.. против неё самой, к сожалению. Это были живые люди, «гадкие и сладкие». Я всей душой сочувствовала "нехорошему семейству" Умурзака, ведь тётушку Хаит играла моя матушка. Хороша была  Вера Александрова в роли Мастуры. Ей удавались на сцене такие сильные, но противоречивые натуры. Негодяя Нар-байбачу сыграл молодой Лев Колесников. В наши дни его назвали бы брутальным, но тогда такого слова не знали. В более ранней программке значился ещё и Дмитрий Алексеев, но на Декаде он не играл. В этом случае победила молодость...

 Театр не пытался копировать или соревноваться в чём-то с узбекскими актёрами. Это было бы просто смешно. Подлинник есть подлинник. Фёдор Шейн искал художественный эквивалент в воплощении национальной пьесы на русской сцене. Но быту тоже уделялсь внимание. С актёрами работал педагог, специалист по обычаям, привычкам, манерам узбеков. Тётушка Хаит (актриса Софья Печковская) без конца дома репетировала, как она кауши снимает, как паранджу надевает и т.д. Думаю, другие актёры тоже. В сцене посиделок песенниц танцы ставила сама Мукаррам Тургунбаева

В сценографии не стали экспериментировать, а пригласили народного художника Узбекской ССР Х.Икрамова. С достоверностью и передачей национального колорита, естественно, всё было в порядке. Нарядные интерьеры чередовались с серо-коричневыми, «глинистыми» сценами на улице. Театр не забывал о звучных красках и богатстве народного искусства Узбекистана. Всюду, где только сюжет позволял, появлялись то нарядная паранджа и платье из хан-атласа, то шитые золотом жилетка и тюбетейка, то столик с инкрустациями и сюзане.

В спектакле звучали не народные узбекские мелодии, а музыка — стилизация композитора Г. Мушеля. (Это не все зрители воспринимали. Ждали исполнения национальных песен). Появился интересный персонаж - отверженная бродяжка, судьбой которой стращали Холыс, сумасшедшая Зухра (Л.С. Меньшикова). Не могу сказать, что играла актриса лучше всех, а вот пела замечательно. «Перепела» даже Клавдию Григорьевну. Она шла вдоль рампы, высокая, худая, в рубахе до полу, длинные чёрные с проседью волосы и пела... У неё был низкий с хрипотцой голос. Персонаж эпизодический, но в создании атмосферы спектакля очень важный. Существовало такое клише - "Спектакль был тепло принят общественностью города и простыми зрителями". Ну так оно и было!

Но  в том же 1956-ом году в Театре им.Хамзы появился свой спектакль по этой же пьесе!!! Он шёл под названием «Холисхон». Театры и раньше обращались к одинаковому материалу. Зрительскому вниманию это не мешало. Но навряд ли в Декадном показе могли участвовать спектакли - двойники. Мои родители посмотрели спектакль друзей - соперников, а потом долго - долго обсуждали, что и как у нас и у них. Обсуждали за ужином, обсуждали при свете ночника, сквозь сон я слышала их взволнованный диалог. Узбекский Театр обращался к этой пьесе во второй раз. В 1940г. ставил Я.Бабаджанов, а в 1956 - Магзумова.

 Спектакль Театра им.Хамзы «Холисхон» тоже имел много поклонников!!! Образовалась группа фанатов, которая объявила войну «Тайнам паранджи» в постановке Театра им. Горького. В театр приходили подмётные письма, где группа «телезрителей» (так они себя называли) костерила Ефремову и требовала, чтобы Русский Театр добровольно отказался бы от участия в Декаде «Тайн паранджи» в пользу «Холисхон». Подписывались самыми обычными русскими фамилиями, без инициалов. Конечно, это было просто смешно. Репертуар определялся на уровне Союзного министерства. Никто ни от чего, ради кого-то отказаться не мог. Письма писались нарочито безграмотно, подписи были вымышленными - всё в лучших традициях смутных времён. Наверное, такие же писульки поступали и в вышестоящие организации? Будущее казалось весьма туманным... В Театре им. Горького взялись за постановку второй национальной пьесы. На всякий случай...

5289008_holishonefremova22221 (458x700, 179Kb)  

2.Письмо якобы от "группы телезрителей".

«Большая любовь» Бахрама Рахманова была написана в 1957г., а 23 марта 1958г. уже состоялась премьера на сцене Театра им. Горького. Пьесы Рахманова считались тогда злободневными, острыми. Активно ставились театрами в республике. На главную роль пригласили Софью Клычеву. До этого она успешно снялась в туркменском фильме. Кажется, это была единственная роль в её жизни. 

Помню первое появление «новенькой» в театре. Десятилетняя Я крутилась в районе столба с зеркалами. Возле репзалов нарядные актрисы смеялись и щебетали как птички. Вдруг я увидела, что из полутьмы фойе, прилегающего к буфету, выплывают две фигуры. Высокий, восточного типа мужчина вёл под руку стройную молодую даму в меховой пелерине. А ещё у неё были прекрасные чёрные косы! Для Ташкента это не диво, но в театре - необычно. Ведь длинные волосы мешают одевать парики. Актрисы как-то разом притихли и поскучнели. Не помню, кто сопровождал эту великосветскую пару? Кто-то из администрации, наверное? Или из городских чиновников? Дело даже не в том, кто и как был одет. Эти люди показались мне пришельцами из другого мира.

5289008_klicheva1 (656x519, 194Kb)

3.Софья Клычева в фильме.
клычевабуклет1 (689x518, 231Kb)

4 Актриса Софья Клычева.1958.
В общем, хорошая была идея иметь в труппе молодую героиню, способную играть как в европейском, так и в национальном репертуаре. Но почему-то развития она не получила. «Большую любовь» в столицу не взяли. На показе в Москве София Клычева сыграла (точнее, станцевала) фею в «Драконе и солнце». А потом ушла из театра. А жаль! Недавно в электронном каталоге Красногорского Архива я нашла цветные фотографии двух спектаклей: «Тайфун» и «Большая любовь». Цветные фотосессии в то время в практике Русского Театра — случай исключительный. До этого делали цветные снимки спектакля «Дачники», но его выдвигали на Сталинскую премию. Значит, как и «Тайфун», «Большая Любовь» рассматривалась как безусловный лидер среди кандидатов на участие в Декаде. Но оба спектакля в последний момент сошли с круга. Фотографии не понадобились и перекочевали в архив. Спектакль я видела, но как-то он мне не запомнился.

5289008_taifynarhiv66 (366x560, 33Kb)    

5. Качество снимков в каталоге ужасное. Это специально, чтобы не копировали. Вот выбрала более-менее приличный снимок Николая Григорьевича Хачатурова в роли Каландара в сп. "Большая любовь". Автор съёмки Л.Раскин. 1958. Изображения Софьи Клычевой в архиве нет.

Фортуна была на стороне «Тайн Паранджи» - классики  узбекской драматургии. Спектакль, поставленный Фёдором Самуиловичем Шейном, был включён в репертуар Третьей Декады Литературы и Искусства Узбекистана в Москве и успехом показан  в феврале 1959г. на сцене Театра им.Пушкина на ТВЕРСКОМ Бульваре. Это бывший Камерный Театр, где некогда блистал Николай Церетелли. Витал ли его дух над головушками наших актёров?

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.