Зульфикар Мусаков. О новом фильме и не только Tашкентцы

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

20 января состоится премьера кинокартины «Dadam betob» («Папа заболел»).
Прошел закрытый показ для представителей СМИ, и журналисты уже назвали 27-й фильм Мусакова одним из лучших современных узбекских фильмов.

В преддверии премьеры мы решили вспомнить некоторые, наиболее актуальные, моменты из интервью с Зульфикаром Мусаковым, которое уже публиковалось на нашем сайте. А также нам удалось поговорить с режиссером о его новой картине.

Кино и его окрестности

— Как появляются, откуда берутся сюжеты ваших фильмов?
— От фонаря. От слова. От впечатления. От встречи с человеком. Да мало ли еще откуда?

— Есть работы, за которые стыдно?
— Неловко. За фильм «Я хочу».

— Почему?
— Тут необходимо рассказать все по порядку. В Японии до сих очень популярна наша картина «Абдуллажон». И вот как-то (так мне говорили японские коллеги) во время визита Стивена Спилберга на крупнейший японский телеканал NHK ему был показан этот фильм. Он посоветовал им пригласить меня в качестве режиссера в новый проект. Я, конечно же, об этом ничего не знал. И однажды у нас дома раздается звонок… Тут хочу обратить внимание, что это было в начале 90-х, и этот звонок был просто как с другой планеты. Япония – это просто мечта какая-то несбыточная на тот момент! А тут такой шанс, и упустить его было бы непростительно. Начались долгие, я бы сказал, затяжные переговоры. Сценарий написан по рассказу Уэллса «Человек творивший чудеса». Он многократно переделывался и долго утверждался. Идея-то была хорошая, но по художественной части получилось суетливо.

Это стало для меня хорошим уроком на всю жизнь – не надо стараться кому-либо понравиться, надо снимать так, как считаешь нужным.

И потому за другие свои картины мне не стыдно. А моим самым любимым фильмом является «Дыня».

— Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции в мировом кинематографе?
— Уже четверть века, не меньше, в мировом кинематографе царит «развлекаловка». Очевидна экспансия голливудской продукции – бездушной, технологизированной и часто ворованной. В мире в год выходит примерно 10000 фильмов. За исключением Индии и Китая, американское кино «покрыло» все. И это есть внедрение в умы с помощью искусства политики двойных стандартов и англосаксонской идеологии, которая построена на принципе «Мой дом – моя крепость, и все, что угрожает моему дому, должно уничтожаться». Разве не так?

— И что теперь делать?
— Думаю, этому можно противостоять. В мировой практике есть примеры. Так, во Франции официально определено, что 51% репертуара составляют французские фильмы. Показателен пример Китая – там на почти 1,5 миллиарда населения в год покупается и показывается 15 иностранных фильмов. Да-да! При этом оказывается последовательная поддержка собственным традициям и собственному искусству.

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

— По-моему, это больше похоже на изоляцию?
— Как говорится, дом есть дом, и все двери нараспашку открывать нельзя. А знаете, какой фильм в Китае самый популярный и, учитывая количество населения, получается самым кассовым за всю историю кинематографа? «А зори здесь тихие». Они просто обожают этот фильм, и недавно даже пересняли его.
Особая статья – кино в Индии. Пожалуй, именно там находится самая крупная в мире «фабрика грез» – Болливуд, где в год снимается 900 фильмов. Но они «варятся в собственном соку» и вполне самодостаточны.
Мне ближе европейское, прежде всего, французское и русское кино.

Но до мозга костей я – узбекский режиссер. И счастлив, что мои картины любит наш народ.

— То есть Вы совершенно довольны тем, как все сложилось и складывается?
— Мне жаловаться не на что. Да, через полчаса после награждения на церемонии закрытия  «Золотого Гепарда» я получил смс от анонима: «Когда ты сдохнешь?». Это выбивает из колеи. Но своему народу я гож. Благодарен телевидению, что показывают мои картины. Люди на улице меня узнают, подходят, просят сфотографироваться. Начинают про жизнь свою рассказывать, как будто мы давно знакомы. Иногда говорят и такое: «Ой! Он живой оказывается. А я думал, что он умер». Не скажу, что приятно такое слышать. (смеется) Но жаловаться мне, слава Богу, не на что.

— Есть то, с чем Вы никогда не смиритесь?
— Некомпетентность. В нашем деле я называю таких людей «околокиношная шалупонь». Знаете, вьются возле кино такие мотыльки. Самое страшное, что у них же амбиции имеются! А амбиции серости, скажу я вам, просто непомерны. Деньги есть, и потому кино снимать начинают.

Могут сказать, что вот, мол, Мусаков вечно недоволен. Но профессионализм для меня в любом деле – главное. Когда у вас зуб болит, вы же в шиномонтажную мастерскую не пойдете?

«Свежие» вопросы

— О чем Ваш новый фильм?
— Сложно сказать. О тех людях, которых я знаю, люблю, уважаю, и о тех, кого не понимаю.

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

— Это история документальная или придуманная?
— Придуманная. Сценарий был написан пять лет назад, и это мой художественный взгляд на некоторые явления, которые происходят в нашей жизни.
К сожалению, ситуация типичная. Вернее – предыстория типичная, и это может случиться с каждым из нас. Азиза, жительница кишлака неподалеку от Ташкента, спокойно проживала свою вполне счастливую жизнь (к слову, эту роль исполняет актриса Феруза Саидова, которая также играла одну из главных женских ролей в «Подробностях осени»).

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

Знаете, ведь по большому счету для счастья человеку нужно не так уж и много: мир, здоровье близких и любовь. И у главной героини все это было: четверо детей, любящий муж, дом. Но все изменилось в один миг… И дальше начинается «дорожная история» Азизы, так называемое Road Movie. Несмотря на достаточно напряженный сюжет, в этой моей картине, как и во всех других, обязательно много юмора. В общем, все как в жизни.

В принципе, все, что я хотел сказать, можно понять, потратив полтора часа своего времени и посмотрев картину.

— Есть актеры, которые снимаются практически во всех Ваших картинах последних лет. К примеру, Бобур Юлдашев, которого Вы называете своим талисманом. Почему он не играет в этой картине?
— Да, есть такое. Бобур Юлдашев – действительно, мой талисман. И он проходил пробы на роль следователя в картине «Папа заболел», но не подошел по возрасту и фактуре.

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

— Очень часто у Вас в картинах играют непрофессиональные актеры – многие из них буквально «люди с улицы», встречи с которыми были случайны. Фильм «Папа заболел» не стал ли в этом плане исключением? 
— Нет. Здесь играет Бахриддин Абдуллаев, который не является профессиональным актером и который дебютировал в моей картине «Подробности осени». В числе актеров – врач из Индии Имом Мухаммад Мазхар. Он  работает сейчас в Ташкенте и был моим учеником в Школе FOCUS. Также в картине в эпизодах сыграли мои ученики Фархад Юнусов и Камола Шорустамова. На мой взгляд, они весьма органично существуют в кадре и, надеюсь, понравятся зрителям.

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

— В апреле прошлого года начала свою работу Школа Искусств Focus, в рамках которой был открыт набор в мастерскую Зульфикара Мусакова. То есть параллельно с работой над новой картиной, Вы преподавали. Не мешало ли одно другому?
— Нисколько. В целом я доволен результатами работы в FOCUS’е. На курсы приходили очень разные люди, разных профессий, взглядов, возрастов. И, вообще, не понятно – кто у кого учился. Вот уж действительно, обучение – процесс обоюдный.

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

Сейчас, в январе мы начали набор в Школу Режиссуры в FOCUSe. Дай Бог, с февраля начнем обучение. Надеюсь, будет интересно.

— Вы волнуетесь перед премьерой?
— Только по трем вопросам. Первое – чтобы техника не подвела. Второе – чтобы грудные дети в зале не плакали. И третье – чтобы люди не уходили из зала, чтобы досмотрели фильм до конца. Вот за это я всегда переживаю страшно.

— Есть ли рецепт успешного фильма?
— Искренность и Профессионализм. Надо просто быть искренним и уметь снимать кино.

— А есть ли у Вас идеи для следующего фильма?
— Да. Сейчас на утверждении три проекта, но не буду говорить какие. Поживем – увидим.

zulfikar-musakov-o-novom-filme-i-ne-tolko

Премьера фильма Зульфикара Мусакова «DADAM BETOB» состоится 20 января в 18.00 во Дворце кино имени А.Навои. Вход на Премьеру по пригласительным. Билеты на последующие показы – в кассах Дворца кино им.А.Навои.

Текст: Татьяна Петренко
Благодарим за предоставленные фотографии Школу Искусств Focus
Источник RedPen.uz

Напомню, что Зульфикар Мусаков был на нашем радио, запись встречи на узбекском языке.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.