Композитор Моисей Самуилович Вайнберг в Ташкенте Tашкентцы История

Пишет (и звонила в связи с важностью вопроса) Зелина Искандерова. В 2019 году музыкальный мир готовится отметить столетие со дня рождения композитора М. С. Вайнберга. В Москве в феврале этого (2017) года состоится конференция «Композитор Моисей Самуилович Вайнберг. Возвращенное наследие. К 100-летию со дня рождения в 2019». Организаторы конференции — Большой театр, Государственный институт искусствознания, Екатеринбургский театр оперы и балета, Институт Адама Мицкевича в Варшаве, газета «Музыкальное обозрение».

Просьба ко всем ташкентцам (в первую очередь к Татьяне Вавиловой, часто бывающей в архивах, и  Андрею Слониму, режиссеру Театра Навои) — выяснить, СОХРАНИЛИСЬ ЛИ АРХИВЫ ТЕАТРА НАВОИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ, с 1941 по 1944 год? Если да, пожалуйста, посмотрите там 1941-1942 годы, есть ли что-нибудь о молодом концертмейстере Моисее Вайнберге и его коллеге и друге А. Клумове — приказ(ы) о зачислении на работу, другие последующие документы?

В Белорусской консерватории был написан М. Вайнбергом Второй квартет соч. 3 (1940), первое исполнение которого состоялось 2 декабря 1941 года в Ташкенте (Квартет Ленинградской консерватории)!!!

 Ташкент: Этот город с началом Великой Отечественной войны стал местом эвакуации М. Вайнберга и А. Клумова; здесь они сумели сделать прописку, от которой напрямую зависели продовольственные карточки, устроиться на работу в Национальный театр оперы и балета (!) в качестве концертмейстеров!

В Ташкенте М. Вайнберг встретил свою будущую жену, дочь великого еврейского актера и режиссера С. Михоэлса Наталью Михоэлс-Вовси, и они в 1942 году поженились. Здесь появилась его Первая симфония, переправленная друзьями (где могут быть сведения об этом?) в Москву и получившая высокую оценку Д. Д. Шостаковича. Именно по его предложению в 1943 г. М. Вайнберг переехал в Москву. На протяжении тридцати лет их будет объединять человеческая дружба и творческое сотрудничество. О быстро возникшей близости композиторов красноречиво говорит тот факт, что в 1947 г. Д. Д. Шостакович в четыре руки с М. Вайнбергом играл в кругу коллег свою эпохальную Четвертую симфонию. Да и в дальнейшем именно Вайнберг совместно с Борисом Чайковским озвучивал первые исполнения сочинений Д. Д. Шостаковича в Союзе композиторов.

Да, нашим - в смысле ташкентским - композитором Вайнберга не назовешь, но не только спасен он был в Ташкенте - он и работал в Театре Навои в годы войны, женился и вошел в семью Михоэлса там же и, главное, написал свое первое крупное симфоническое произведение - все в  Ташкенте! Там же в Ташкенте получил он очень одобрительную рецензия на него от Шестаковича и приглашение приехать работать в Москву. Т. е. воистину судьбоносные события и перемены, определившие его будущую жизнь и творчество, случились с ним именно в Ташкенте!

Это выдающийся композитор 20 века, с богатейшим музыкальным наследием высокого порядка, очень сильно недооцененный в нашей стране, т. к. оказался «в тени» Шостаковича, который сам-то его ценил исключительно высоко!!!

Его творческое «возвращение» - большая удача, будь то театральные музыкальные постановки, симфоническая или камерная музыка и её исполнение, или музыка к фильмам! И очень хорошо, если в этом успешно участвуют таланты нескольких стран - как вы знаете, это явление неординарное, как в этой постановке <Пассажирки> и в предстоящей конференции в Москве - см. выше!:

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.