Искусство украшать город и мудрость в сохранении его История Разное

Турсунали Каримович:

До XIX века город наш украшали медресе, чайхана, порталы мечетей и формы мавзолеев, и неописуемый изумрудный цвет зелени деревьев.

Начиная со второй половины XIX века на лево побережье города появился город, русский. Он украшался прежде всего прекрасным архитектурным проектом, ровными, мощенными улицами, фасадами домов, строений, фонарями, скверами, парками, храмами православными, католическими, готическими…

И все эти красоты разных культур и эпох мирно уживались пока не пришел в наш город красный пролетарий — воинственный атеист.

Идеология претендуя на единобожие развернула бескомпромиссную борьбу и взялся уничтожать тысячами тех кто украшал обе части города своими творениями, состоянием, образом жизни и культуры. Сносить стали все что представлял собой культуру, какому бы она народу принадлежала.

Нормой стало бескультурье, почитали безграмотных, безземельных да и бескультурных…

Улицы всех частей города, и старой — феодальной, и новой колониально прогрессивной, заняли немытые люди с ружьем, зато без культуры.

Они принесли всем цвет агрессии и ненависти, кумачовый цвет крови, они сносили не только эпохи , они снесли всю культурологии доселе существовавшие.

Пролетарская культура не терпела компромисса, кто не шел под кумачовое те уходили на «расход»…

Едино типовым украшением всего города стало только один стиль, один цвет, один лозунг.

В конце концов все это быстро превратилось в естественное, как будто наш город веками жил только по этим законам культурного развития .

Все народы города как и края срочно под угрозой жизни приняли новую культуру которая унифицировала обобщили , обезличила все другие культуры , все национальные отличия , даже пол и возраст.
Культура одежды, общения, среда обитания имели только два вида, военное и пролетарское.

Город потерял тоже различия , религиозно- духовное исчезли вроде бы навечно навсегда.
Ни русского, ни казахского, ни узбекского, ни азиатского, ни европейского …. ни феодального ни буржуазного…
Только советское.

Культура и образ нашего города постепенно эволюцировал, но через все трагедии XX века, чередой войн и чудовищными экспериментами идолов красной «религии».
Самая чудовищная война в истории непосредственно повлиял на образ нашего города сделав его окончательно советским, военным, промышленным …

После войны стали возвращаться духовные культуры, открылись (пусть даже под строгим контролем) мечети , храмы…

Пошла некая нивелировка идеологии, пошла культура национальная по форме / социалистическая по содержанию.

Восторжествовали в облике города архитектурные стили, сначала — революционного конструктивизма , после войны в пику западным стилям — сталинский ампир и тд.

К концу ХХ века советская культура кажущаяся навечно восторжествовавшая дала новые творческие всходы.

Социалистический реализм в искусстве «выплеснулась» на улицы, парки , улицы , на фасады и порталы зданий, строений …

И одной самой удачной находкой советского искусства стало монументальное искусство : громадных площадей и плоскостей мозаики, флорентийские, русские , рельефы, горельефы… Витражи, росписи, сграффито….

Памятники и монументы во всех городах и селах, поселках, кварталах стали обязательным украшением пространства обитания человека.

Ташкент превратился в один самых привлекательных советских мегаполисов. В город самым талантливо , с художественным вкусом и мастерством оформленным лицом .
Для этого привлекались самые талантливые мастера советской культуры и искусства со всех концов великой страны. На улицах нашего города появились украшения в виде шедевров монументального искусства созданные мастерами из Риги, Киева, Москвы, Ленинграда, Минска, Тбилиси, Еревана, Душанбе, Вильнюса…

Наступило время собирать камни…
Для всех неожиданно наступил крах и безжалостное крушение империи и идеологии..

Все народы когда объединенные под одну культуру вдруг обнаружили независимость и право выбора собственной культуры в пределах субъективно вычерченных административных границах.
Им предстоял поиск национальной идентичности , корней собственной культуры в некогда общей региональной истории.

На этом пути все вновь образованные государства — члены ООН прошли своеобразные тенденции.
Первым делом опять же пострадали чудом выжившие памятники архитектуры. Сносились памятники , архитектуры, скульптуры , монументы …
И главным аргументом была борьба с наследием ненавистного режима и идеологизированной культуры.
Парадокс был в том что все мы воспитанники именно той эпохи.

Пройдя исторический путь в четверть века можно подвести некую черту.
Вне всякого сомнения , Ташкент стал красивым, современным городом. Все иностранные гости в один голос твердят , наш город самый опрятный , ухоженный и чистый среди столиц мира.
Надо признать нам и невосполнимую потерю многих памятников архитектуры, истории и культуры .
Появления китча в украшении, в культурной среде города.

Потерь много, имеющие и субъективные и объективные причины.

Часть интеллигенции хладнокровно наблюдала за всем происходящим, часть все таки с риском для себя выражала принципиальное несогласие, хотя в большинстве случаях это осталась гласом вопиющего в пустыни.
Такова воля истории, пройдя четверть века , страна, город и культура стоит на пороге изменений .

Неизвестность какие будут установлены стандарты культурной политики, каков будет вектор градостроительной политики, какие ориентиры получит творческая интеллигенция, к нынешнему времени выглядящая беспомощной и оказавшаяся на распутье .

Безусловно, город наш будет расти . И в высоту и в ширину. Будет расти и культура, уровень урбанизации , сервис и обслуживание.
Увеличивающиеся число строительных и девелоперских компаний и их здоровая конкуренция уже вселяет уверенность в появление в облике города строений радующих глаз и воспитывающих вкус.
В этом плане просматриваются только хорошие перспективы.
Но перед ними должны стоят и задача как бережно и с любовью сохранить объекты культурного наследия , любое произведение монументального, архитектурного , скульптурного искусства.

Какими будут эти изменения и как он повлияет на портрет нашего любимого города?

Вопрос риторический, хотя не праздный.
Как в таких случаях должна вести себя интеллигенция , чувствовать свою ответственность перед эпохой в которой жил, или продолжать оставаться безразличным процессам изменяющих облик города?
Никто не должен забывать одну истину, столица — это город который должен являться примером для всей страны, быть законодателем моды и вкусов для других регионов страны и региона.
И городская среда не должна быть объектом вкуса одного человека или сферой интересов группы людей , городская среда должна принадлежать всем горожанам. Потому городские головы обязаны узнавать мнение горожан и интеллигенции по поводу изменений грозящих безвозвратным исчезновением произведений искусства или архитектурной памяти города.

Пока внимательно всматривайтесь в шедевры из культурного наследия ХХ века.
В этом архиважной смотрится просветительская деятельность моих друзей, Бориса Анатольевича Голендер и Rustam Khusanov.
К сожалению телеканал по сей день не нашел места для некогда популярнейшей рубрики Голендера
Думаю необходимы еще и детские туры по памятникам культуры.

С оптимистической надеждой на будущее украшение любимого города, и сохранения шедевров искусства на пространстве современного Ташкента,
ваш Т.К

9 комментариев

  • Фото аватара гость:

    Статья смелая. Нужная. Но логических противоречий много в тексте.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Надир:

    Как бескультурье, безграмотные, немытые люди с ружьем, потом построили «Великую страну»…?

      [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Что-то как-то слишком мутно написано…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Roman A.:

    Автор плохо знаком с нормами русского языка.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Турсунали Каримович:

    Добрый вечер всем!
    Всем , кого обидел своим плохим знанием норм русского языка.
    Да , я в принципе согласен.
    Закончил я узбекскую школу в далекой от столиц сельской глубинке.
    И после получая образование средне-специальную , высшую , на своем родном языке.
    Да, я пишу на узбекском языке (кириллицей, латиницей) лучше, правильно , безупречно.

    Пишу и на русском , иногда и на английском. Не претендуя на роль носителя этих языков, я излагаю на этих языках свои отношения к той или иной ситуации , событию , факту. И все это исключительно для моих друзей, кому важны мои взгляды а не знания русской словесности , потому что если я буду писать на узбекском , то я не смогу общаться многими , кто разделяет мои аргументы и оппонентами.
    Так что , прошу прощения за то, что я не учился в русской школе и не претендую на роль безупречного знатока русского языка.
    Пожалуй , буду и далее буду писать на моем русском для своих друзей , втч для ЕС. Только прошу кому важны мои знания русского , не читать мои посты. Увидев свой пост на ПоТ , я «пожаловался» Евгению Семеновичу , чтобы он был предусмотрительнее и не перепостировал мои не очень русские материалы. Но он не послушался видимо меня. Что поделать? Недавно я поздравляю 70- летием , похвалил моего товарища , Владимира Вахановича Майтесяна,(последнего армянина в поселке «Славянка» что находится в Гагаринском районе Джизакской области) за его разговор на узбекском языке. Конечно , родившийся и проживший всю свои 70 лет в узбекистанской глубинке армянин говорил на сносном узбекском , обильно смешивая его русскими словами, но упорно говорил на узбекском. Мне в голову даже не пришло пожурить его за плохое знание узбекского. Наоборот я низко кланяюсь ему за знание моего родного языка. Так что , друзья, будьте снисходительнее тем кто говорит на вашем родном языке. Хотя такое качество присуще не всем, особенно тем кто …

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    «И городская среда не должна быть объектом вкуса одного человека или сферой интересов группы людей , городская среда должна принадлежать всем горожанам. Потому городские головы обязаны узнавать мнение горожан и интеллигенции по поводу изменений грозящих безвозвратным исчезновением произведений искусства или архитектурной памяти города» — простая истина, сама очевидность, но отчего-то забыта во многих современных городах. Статья мне понравилась. Страницы истории как чреда видимых глазом образов — взгляд художника.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Игорь Калюжный:

    Автор пишет: они сносили не только эпохи , они снесли всю культурологии доселе существовавшие. А сейчас что, не так что ли, только сейчас мотив другой — деньги. Сносят все, что мешает делать деньги.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.