Армянский род Майтесян Узбекистана История Разное

Т. Кузиев пишет в ФБ:

Я поздравил 70-летием моего друга  ВЛАДИМИРА ВАХАНОВИЧА МАЙТЕСЯНА.

Он родился восьмым из двенадцати детей в семье Вахина Майтесяна, в землянке. Землянка находилась в поселении Славянка, в Голодной Степи Джизакской области.
В 1937-м году «великий кормчий» народов Сталин дал отмашку репрессиям армянского народа тоже. И целые вагоны для скота с семьями раскулаченных армян устремились в сторону Средней Азии.
Вагон, где ехали почти пять суток с Красноводска в невыносимых человеческих условиях Ерджар Майтесян и его жена с тремя малолетними детьми укутанными в мешки для зерна с восемью другими армянскими семьями, остановился глубокой ночью, 12 января 1937 года на станции Ерджар в Голодной степи.

Их высадили и отдали под расписку местным представителям власти и ЧК.
Ночь провели в тесном помещении разъезда.

Утром участковый на лошади и местный сельсовет на ослике повел их пешком по дороге в сторону поселка Славянка. Поселение оставшееся от первых русских поселенцев. К тому времени там жили в основном высланные греки из Крыма и Кавказа.

Пустых помещений не было. Армянам показали земли где они могут поселиться, на окраине поселка.

Детей приняли на день в мазанке каких то молокан. Остальные же жители боялись общаться с новыми «врагами народа».
К вечеру Вахи Майтесян с женой красавицей очистили от камышей и выкопали в каменистой земле небольшую землянку. С помощью пару бревен полученных от сердобольных молокан, Вахи плотно покрыл крышу камышом, насыпал землей, намазал глиной перемешанной со свежим кизяком и соломой.
Майтесяны первыми поселились в свою землянку и приняли к себе на ночь 29 детей на ночь. Пока остальные армяне заканчивали свои землянки.
Так появились холмики на окраине Славянки, первая армянская земляничная колония ссыльных кулаков.
Но «кулаки» эти в основном были дети и женщины которые не понимали в чем их вина.
И поднимались целые стойки дымки из труб которые торчали из под земли где жили семьи эти.
Ночами их тревогам добавлялись и степных вой ветров в унисон воя шакалов которые оповещали друг друга в округе о том что бродит тут волков стая.

Так уже весной все армяне Голодной степи работали непривычными для них сельхоз-инвентарем обрабатывая земли и выполняя сельхозработы доселе ими невиданные. Они выращивали хлопок. Вокруг земляничного поселения уже появились первые виноградники.

Началась война, Вахи призвали в трудфронт, он был старшим в семье и имел статью за кулачество свое, а брата его через год отправили в школу сержантов и отправили оттуда на фронт. Сестру (медсестру) тоже призвали на фронт.

Через пару лет Вахи вернулся в Славянку, он простудился сильно работая в Сибир, комиссовали его как ненадежно больного.
В 1944-м вернулся в орденах и брат Арсен, только без правой руки, оторвало при переправе через Днепр.
Вернулась из госпиталя сестра, ослепшая на один глаз. Ослепило взрывом когда тащила на себе раненного бойца-узбека под Ржевом.

После войны Майтесянов переселили в Ильичевку.
Там они уже построили мазанки.
В одну поселились старший Майтесян со своей семьей с сестрами и детьми.
Во вторую рядом мазанку брат однорукий поселился с женой с двумя детьми.
У Вахи Майтесян родился восьмой ребенок, сын (всего у Вахи Майтесян родились и выросли двенадцать детей, 6 сыновей, 6 дочерей.

Не успела окончится Вторая мировая, как великий кормчий дает команду на высылку мусульманских народностей Крыма и Кавказа, якобы предателей.

На станции в Голодной Степи стали прибывать товарные вагоны с обезумевшими от страха людьми, крымскими татарами, карачаями, черкесами, чеченцами, ингушами…

На другой окраине Славянки уже выросли новые землянковые поселения, карачай и чеченцев.

Прибывшие из военных зон, почувствовавшие запах пороха и крови, вновь прибывшие горцы принесли и новые порядки в эти притихшие от насилия властей края.

То и дело участковый пытался разнять толпы молодых людей разъяренных этими условиями в степи и естественно срывающихся за это друг на друге. Кто то из чеченских парней не так посмотрел на девушку карачайку, и всю ночь идет поножовщина между диаспорой этих мусульманской молодежи. И их тайком читающие муллы не могут примирить стороны.
Арестует участковый десяток с обеих сторон, а завтра новые дерутся.

В конце концов собираются старейшины родов мусульманских в землянке, идут к участковому, тот вместе с ними к председателю сельсовета, и все вместе к Вахи Майтесяну.

И каждый раз своим взглядом и рыком Майтесян принуждал к примирению мусульманскую молодежь в Голодной степи.

Вырос Владимир, проучился в техникуме, потом в Политехническом институте, ходил на спортивные секции. Участвовал в чемпионатах Узбекистана, Союза.
Не раз становился чемпионом страны.
Закончил ВПШ на метро Горького.
Работал секретарем комсомола, потом в РК КПСС.
Женился, родила жена ему трех дочерей трех сыновей.

Похоронил родителей.
Наступила эпоха перестройки, настроились вернутся на историческую родину, там армяно-азербайджанская война!
Сейчас Владимир Вахинович Майтесян председатель махалли «Мустакиллик».
Говорить прекрасно на узбекском, таджикам отвечает таджикским матом, на армянском поет.
Недавно умерла жена, отпустил Майтесян бороду.
Вот и младшая дочь у него закончившая колледж искусств, прекрасно играет на фортепьяно, не знает как быть. Просят ее руки многие местные ребята.
Сватов соседи — таджики сегодня присылали.
Тяжело вздыхает Владимир Майтесян, кто продолжит узбекистанский род армянских майтесянов?

1 комментарий

  • Ящеров:

    Жуть… Сначала «…в невыносимых человеческих условиях Ерджар Майтесян…приехал…12 января 1937 года на станцию Ерджар в Голодной степи.»
    А после головокружительных приключений «…таджикам отвечает таджикским матом, на армянском поет.»
    Супер.
    Ржунимагуууу…

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.