СЕРГЕЙ МИКАЭЛЯН. Кодекс молодого режиссёра Tашкентцы История

В Санкт-Петербурге на 94-м году жизни скончался кинорежиссер «Ленфильма», народный артист России Сергей Микаэлян, говорится в сообщении на сайте киностудии. Он является автором фильмов «Иду на грозу», «Принимаю бой», «Всего одна жизнь», «Расскажи мне о себе», «Гроссмейстер», «Премия», «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222», «Сто солдат и одна девушка», «Разборчивый жених», «Французский вальс», «Звездочка моя ненаглядная». Также Микаэлян снял первый советский стереофонический фильм «Разноцветные камушки» (1963 год).

Мне кажется, что фильм «Премия» стоит особняком и его просто невозможно сравнивать с другими фильмами. Смотрится на одном дыхании. И даже сейчас, когда парткомы ушли в небытие. А некоторые фразы запоминаются навсегда: «И там были эти двери. И мы их нашли!». Ну и Леонов с Глузским («Если бы нам чуточку меньше повезло и бригадир Потапов работал бы в другом тресте!») и Джигарханяном («Мой сын работает у Потапова и он тоже отказался от премии»)... Вечно актуальное искусство несмотря на смену строя... Потому что о честности в жизни. ЕС

Лидия Козлова напоминает в своём блоге, что режиссёр работал в Ташкентском драматическом театре имени Горького.

5289008_mikaelyanfoto2 (450x338, 17Kb)

10 декабря 2016г. Сергея Микаэляна не стало. Во всех источниках пишут о победах в кинематографе. Но о театральной его молодости  известно мало. Вот что Сергей Герасимович сам писал о заре своей творческой жизни:

,5289008_mikaelyanknijka222_1_ (561x700, 137Kb)

5289008_mikaelyankni666 (679x615, 220Kb)

5289008_mikaelyankni6 (666x432, 68Kb)

5289008_mikaelyanknijka2 (641x422, 63Kb)

Такое вот противоречивое чувство вызывал у режиссёра   собственный театральный опыт. Но основное содержание этого отрывка - "КОДЕКС ЧЕСТИ молодого режиссёра", который Сергей Микаэлян сам сочинил. Вы знаете, он его ПРИДЕРЖИВАЛСЯ, по крайней мере, в ташкентский период жизни.

У опытных режиссёров, зубров театральных чащоб, обязательно есть творческий портфель. Он набит замыслами, былыми связями, беспроигрышными названиями, а главное, удачными постановками иного времени в иных театрах. В случае чего, весь этот багаж можно использовать вновь. У новичка ничего такого нет. Он всё придумывает сегодня, здесь и сейчас. Я даже удивилась, как много Сергей Микаэлян успел «понатворить» за два сезона: «Настоящий человек», «В Добрый час» В. Розова, «Искатели» Д.Гранина, « Ты вернёшься» П. Чепрунова, «Сон на Волге» А. Островского, «На золотом дне» Д.Мамина-Сибиряка. Подумала, а кого он больше занимал в своих спектаклях, ветеранов или молодёжь? Вы знаете, и тех, и других. Это ведь тоже непременное качество настоящего творческого лидера. Вспомнила Петра Давыдова в «Ты вернёшься»; его же и Михаила Мансурова в «Настоящем человеке», а Мансурова ещё и в «Искателях»; Юрия Филиппова в «Ты вернёшься» и « Сне на Волге»; Нину Мягкову, Владимира Русинова и Клару Мощенко в «Добром часе»; Людмилу Мельникову и Тамару Аванесянц в «Сне на Волге».

Я, конечно, не вылезала со спектакля «Сон на Волге». По жанру, наверное, считался он русской исторической драмой, но фактически был увлекательной сказкой для детей и взрослых. Я про "марьюшек –иванушек» уже насмотрелась и воспринимала «Сон…», наверное, как теперешние дети Гарри Поттера. Там использовали обыкновенный театральный тюль в мелкую дырочку. Его офактурили под бревенчатую избу и без подсветки он смотрелся стеной, а когда освещалось пространство за тюлем… исчезал. На разной высоте появлялись из стены лица, открывался великокняжеский трон… По первому плану плыл чёлн с гребцами. Они, естественно, шли по полу, и тащили лодку на себе. Под днищем трепыхалась занавесочка из фиолетового тюля. Как-то всё подсвечивалось и казалось, что чёлн качается на волнах. Или зритель был другим, не то, чтобы наивным, но открытым для всякого чуда? Правда, таким событием, как в Горьком, Островский в Ташкенте не стал. Просто хороший спектакль.

Жаль, что по малолетству не могу рассказать о  пафосе микаэляновских спектаклей, о борьбе идей и взглядов. Не могу и не буду придумывать! Но зрительский интерес к теме современности был большой.Театр заговорил о сегодняшнем дне, сегодняшним языком. Искушённый зритель скажет: «Ну и что? И драматургия «новой волны» 21-го века говорит о том же!» Былые спектакли, конечно, не воскресишь, но если вы просто перечитаете Гранина, раннего Розова, то увидите, что авторы пытались помочь молодым людям  жизнь свою строить. «Новая волна», Пряжко, например, скорее пособие по саморазрушению.

Микаэляна в драматургии интересовало самое новое, самое актуальное, что давало бы ответы или ставило бы вопросы животрепещущие, важные для современных молодых людей. Поэтому он часто обращался к инсценированной прозе. Этой страстью к новизне и остроте темы он прочно заразил театр. Микаэлян ушёл, а СТРАСТЬ осталась.

ЦАРСТВИЕ ТЕБЕ НЕБЕСНОЕ, РАБ БОЖИЙ СЕРГЕЙ.  И вечные аплодисменты!

 

Дипломный спектакль Микаэляна в Саратовском ТЮЗе.

1.

2.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА ИМ,ГОРЬКОГО микаэляновского периода.

4.

5.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.