Ташкент. Часть 10: Аккурган, Академгородок и автораритеты Разное Фото

Пишет varandej

В заголовке поста - не опечатка: прошлые 9 частей о столице Узбекистана я выкладывал чуть более года назад. В 2015-м я провёл здесь 4 дня, в 2016-м - месяц, жил теперь не в хостеле, а в городской квартире, и хотя увидел гораздо меньше, "вычерпав" большую часть интересного в прошлый приезд, второе знакомство с городом вышло куда более непарадным и глубоким (да и не только с городом, а в целом со страной в короткий период "сиротства" - см. прошлую часть). Я ещё расскажу о малоизвестных мавзолеях и городищах Ташкента да о жутковатом Янгиабад-базаре, но сначала - сборная солянка всяческих районов на северо-востоке города, у станций метро "Пушкина" и "Горького", в окрестностях которых я и жил. Можно сказать, что это второй пост о ташкентском колорите - только на более глубоком, нетуристическом уровне.

"Моей" улицей в Ташкенте стала Новомосковская, или официально теперь Аккурганская. Новое название, в отличие от подавляющего большинства других, данных в лучшем случае "от балды", если не "в пику", хоть как-то прижилось: старого, конечно, не вытеснило, но ходит с ним наравне: Аккурганом эта местность была издавна, да и звучит красиво. Где-то слышал, что Новомосковской эта улица, застроенная в 1950-е годы, стала называться после Ташкентского землетрясения в благодарность москвичам за помощь в восстановлении города. Но вот этот дом с роскошной сталинской башней землетрясение явно пережил:

2.

На его первым этаже есть кафе "Black Bear" с лозунгом "Горячий кофе для горячих сердец", где я покупал выпечку. Вид хипстерский, цены московские, но к вечеру по среднеазиатской традиции половина меню заканчивалась и вай-фай надо ещё заслужить, однако и само кафе, и открытую площадку перед ним я обычно наблюдал полной. Но сам лишь пересекал её в маленький и тесный гастроном из двух комнат, куда ходил едва ли не каждый день. У входа в магазин с рук продавали курицу-гриль по 22 тысячи сумов (220 рублей) тушка, кукурузу, мороженое да арбузы по колено от земли.

2а.

В арку видна махалля Катта-Дархан, упирающаяся вдали в железную дорогу. Последняя, вместе с Малой Окружной (Кичик-Халка йули) служит границей центра, и Новомосквская - ещё в его пределах: классический "тихий центр" столицы.

3.

Напротив сталинки с башней - лавка сладостей, приличнее всего из которых оказалась турецкая пахлава, и небольшой фруктовый базарчик, ещё пара кафе с выпечкой и компьютерный клуб, где в основном играет молодёжь. Само же это место, где улица раздваивается буквой Y, всеми Ташкенту известно как "у памятника Куйбышеву", призрак которого стоит здесь до сих пор - но просто надо быть коренным ташкентцем, чтобы его увидеть. Ещё здесь лежат фантомные рельсы трамвайного кольца, причём трамвай успел сюда прийти и уйти уже после сноса памятника.

4.

Развилка же в обе стороны ведёт на Малую Окружную, но только слева будет Казы-махалля (где правда делают казы, а я не догадался туда сходить за весь месяц!), а справа - промзона, и эти малоэтажки скорее всего строились как жильё для работников Ташкентского экскаваторного завода.

5.

А вот эта вот канавка у домов - ни что иное, как древний арык Дархан, на котором 8 мая 1865 года кокандский аталык (регент) Алимкул заставил отступить прощупывавшие оборону Ташкента русские войска генерала Черняева. Ташкент это, конечно, не спасло, но всё же осталось одной из считанных тактических побед среднеазиатских ханств в войне с Россией. Дархан ныряет под остановку, в киоск которой я бегал почти каждый день покупать интернет, от ЖЖшных дел улетавший в трубу с огромной скоростью.

6.

В самый же первый день я отправился по Новомосковской в поисках европейской еды, по которой страшно истосковался за три недели в Таджикистане. Теоретически она в среднеазиатских глубинках есть, но только на практике тамошние пицца или блинчики оказываются азиатистее любой самсы.

7.

На Аккурганской - несколько кафе, магазины на все случаи жизни, стадион "Старт" (главный ориентир для жителей других районов) и ярко-красное посольство Китая, поодаль от которого вывески скрывающегося в глубине кварталов посольства Индии. Самое оживлённое место - Т-образный перекрёсток с Азиатской улицей (Осиё). Здесь я таки нашёл забегаловку "Сити-Бургер", где по телевизору крутили невыносимо грустный и очень медленный фильм про самураев, а бургер готовился 20 минут, и оказался таким текучим, что я засыпал использованными салфетками пол-стола и всё равно весь изгваздался. На самом деле хороший европейский общепит в Ташкенте есть, не весь - но просто есть.

8.

А за сталинскими фасадами притаилась тихая махалля. Отсюда рукой подать до Греческого городка и Ташкентской обсерватории, котоыре я показывал в прошлый приезд, найдя к ним дорогу не с первого раза.

9.

Обыковенный рабочий район, возможный в любой из 15 стран бывшего СССР, разве что в Прибалтике пришлось бы мысленно убрать из кадра уродливую висячую трубу. Удивительно, но пятиэтажка или "стиль пленных немцев" оказались тем, что по-прежнему объединяет все осколки исчезнувшей державы.

10.

Ташкентский дворик:

11.

Если бы Саврасов жил в Ташкенте, картина "Грачи прилетели" имела бы прямо противоположный посыл - они прилетают сюда осенью, зимовать, как и многие другие наши "весенние" птицы. И весь октябрь мы наблюдали это в реальном времени, хотя к его 20-м числам зелень ещё только-только начинала желтеть. В русском представлении Ташкент служит таким же эталоном жары, как Днепр эталоном ширины... но те люди просто не бывали здесь осенью. Между возвращением из Ферганской долины и отъездом в Россию через Хорезм "тёплый город под высоким небом" заполнился пронзительным холодом, от которого скрыться было попросту негде - на улицах я грелся быстрой ходьбой, а в квартире было страшно вылезать из под одеяла. Когда я уже начал подозревать, что централизованное отопление осталось в советском прошлом - его наконец включили, буквально накануне нашего отъезда.

12.

Подъезд со старым и давно не работающим кодовым замком и лестницей в подвал:

13а.

На лестничных маршах ступеньки оказались разной высоты. Кто-то выложил свою лестничную клетку плиточкой, от чего марш ниже заканчивался мега-ступенькой, а марш выше начинался микро-ступенькой. На этажах - барахло жильцов и бельевые верёвки, да пригревшийся котик, при виде копчёной курицы устроивший форменную детскую истерику с воплями на весь подъезд. И я не знаю лично, кажется, ни одного человека, кто в доме без лифта жил бы ниже последнего этажа:

13б.

От бывшего памятника Куйбышеву чуть больше километра до место "впадения" Аккурганской в мощный проспект Мустакиллик (Независимости), отмеченный огромным домом 1980-х годов с похожими на настоящие (то есть не фашистские) свастики решётками балконов. Здесь мы проходили по паре раз на дню - Новомосковская выводит аккурат между двух станций метро, "Хамида Алимджана" и "Пушкина", к первой налево, а ко второй направо. На кадре ниже виден маленький метромостик над мощным каналом Салар:

14.

Мустакилик с 1899 года и до 2000-х годов был улицей Пушкина, а станция метро носит имя русского поэта до сих пор. За проспектом встречает форменное Лукоморье:

15.

Мне более всего напомнившее знаменитую литовскую Гору Ведьм:

16.

Где-то здесь до недавнего времени стоял ещё и памятник Пушкину (1974), в 2015 году перенесённый в сквер у бывшего ДК Текстильщиков на улице Бабура. То место безусловно выигрышнее нынешнего, да и запущенный сквер благоустроили под "Парк Пушкинских времён", и я, что характерно, там ведь тоже бывал. В итоге мы с бронзовым Александром Сергеичем натурально разминулись - когда он был здесь, я гулял там, а когда его перенесли туда - я гулял здесь.

17.

Ташкентские многоэтажки богаты орнаментами торцов и балконов, и дом за "Сказкой" (вроде так этот сквер зовётся официально) один из лучших образцов:

18.

А вот и та самая железная дорога. Прямо на эстакаде над Мустакиллик - станция Салар, откуда 4 раза в день ходят электрички туда, "где чинара притулилась под скалою". И те места, включая Бричмуллу и Чимган, я покажу уже довольно скоро.

19.

 

20.

Следующая станция находится под мощнейшим перекрёстком проспекта Независимости с проспектом Улугбека, при Советах - проспектов Пушкина и Горького. Здесь переименована и станция метро, конечная в самой длинной "красной" линии - теперь она "Биюк Ипак Йули", то есть "Великий Шёлковый путь", но все без исключения в Ташкенте знают её как "Максим Горький". Район же за перекрёстком всему Ташкенту известен как Художников - художникам в тамошних пятиэтажках давали квартиры после землетрясения.

21.

Близ "Горького" находится РУВД Миро-Улугбеского района, где я с хозяйкой квартиры дважды проходил весьма муторную госрегистрацию - сначала сам, потом - для напарницы. О получении овирки и том, что она даёт, я писал здесь - это старый пост с большими апдейтами. При этом прямого транспорта с Новомосковской на Горького нет, а чем идти 10 минут к одному метро и 10 от другого, проще было дойти пешком, чуть срезав. Где-то по дороге - дом неясного возраста с роскошным порталом арки:

22.

Последний стоит на Паркентской улице, а чуть поодаль на ней же Паркентский базар - ближайший к нам из нескольких больших базаров Ташкента. Здесь я менял валюту и покупал "бухарскую халву", оказавшуюся похуже, чем в Бухаре, но получше, чем в Самарканде. Вокруг - типично ташкентские многоэтажки, а чья надломленная труба живописно торчит дальше по улице - не знают толком даже местные:

23.

Ещё через пару километров Паркентская пересекается со скоростной трассой. Та её часть, что уходит налево, в сторону центра, была совсем недавно пробита сквозь бывший ТАПОиЧ - Ташкентское авиапроизводственное объединение имени Чкалова, один из главных авиазаводов Советского Союза, основанный в 1928 году в подмосковных Химках и в 1942 эвакуированный сюда. Самыми известными его изделями были тяжёлые транспортные самолёты Ан-22 "Антей" и Ил-76, последних он построил чуть меньше тысячи. В марте 1982 года во время посещения завода Брежневым и Рашидовым на престарелого генсека осыпалась деревянная крыша, сломав ему ключицу... умер он, конечно, не от этого и вообще спустя 9 месяцв. В независимом Узбекистане завод очень медленно и мучительно умирает: последний самолёт был построен здесь в конце 1990-х, тогда же завод начал клепать мелкие бытовые предметы типа дверных замков, в 2012 году и вовсе перестал быть авиазаводом, официально превратившись в Ташкентский механический завод (при этом, по узбекскому обыкновению, был уничтожен небольшой авиамузей и стела с макетом Ил-76 у входа). Заводская территория изрядно сжалась, в одном из корпусов открылся ТЦ "Авиатор", но всё-таки какая-то жизнь ещё теплится - с новой дороги видны гигантские цеха действующей площадки, на которой налаживают какое-то своё производство "Узбекистанские железные дороги".

24.

Если же с Паркентской повернуть в другую сторону, дальше к окраине - то можно заметить (но можно и не заметить!) маленькую армянскую церковь Святого Филиппа, освящённую в 2007 году:

25.

Если в Самарканде и Бухаре армяне живут как минимум со времён Тамерлана, то в истории Ташкента это первый их храм. У ворот нас встретил интеллигентного вида смотритель, говоривший по-русски с отчётливым армянским акцентом, совершенно не похожим на узбекский - из Армении он сюда и прибыл. Храм переполняют армянские символы, в том числе алфавит, имеющий скаральный смысл:

26.

Маленький зал, ухоженный и лаконичный. Видно, что армян в Ташкенте немного, но свой храм они ценят:

27.

28.

Церковный дворик с хачкаром - "крест-камнем", какие испокон веков вырезались как обращение к Богу с просьбой или благодарностью:

29.

Дальше в эту сторону, уже скорее на юго-восток, чем на заявленный северо-восток, идти особенно некуда, так что вернёмся на проспект Улугбека. В честь этого хана-учёного, Тамерланова внука, он назван совсем не случайно - в паре километров от "Макисма Горького", за вотчиной Минобороны с бывшим музеем Туркестанского военного округа (где в 2009 году снесли памятник "Защитникам южных рубежей", заменив его "Клятвой родине" с коленопренённым солдатом, а попутно отправили в металлолом целый музей военной техники) проспект Улугбека пересекает местный Академгородок:

30.

На кадре выше - элеватороподобное здание Института химии органической соединений - по словам местных знакомых, это последняя в Узбекистане наука, которая держится на мировом уровне. Неподалёку, на тихой боковой улице Учёных (Олимлар) - институт геологии с глыбами горных пород:

31.

А если перейти проспект и углубиться в квартал по безымянной тупиковой улице, продолжающей Олимлар - можно увидеть, пожалуй, самый малоизвестный памятник эпохи Русского Ташкента:

32.

Это бывший Кауфманский детский приют, построенный в 1912-13 годах за городом взамен двух приютов в центре Ново-Городской части, по сути дела отдельного города по европейскому плану, возведённого через канал от дорусского Старого Ташкента. Архитектором был Вильгельм Гейнцельман, автор дворца князя Романова в центре города. Но кажется, здесь была уже другая глина - благородный "николаевский" кирпич непривычно тёплого оттенка:

33.

Боковое крыло здания я принял было за фабрику или подстанцию. Но в плане оно имеет форму буквы "Н", на перекладине которой обнаружился ухоженный фасад. Вышедшие на крыльцо люди интеллигентного вида, два узбека и русский, сказали здесь не фотографировать, а из будки неподалёку с нас не спускал глаз сторож какого-то здания напротив.

34.

Я, конечно, всё равно фотографировал, в том числе и детали вроде роскошных деревянных дымоходов:

34а.

На торце другого крыла - еле заметные советские фрески, причём обратите внимание на нижнюю с изображением военных связистов:

35.

Собственно, и приют здесь нашёл при Советах Институт энергетики и автоматики, и за вторым крылом видны сооружения, которые в Подмосковье прокатили бы за "катушки Теслы". У их подножья за оградой зачем-то выращивают хлопок:

36.

Отсюда с полкилометра по прямой до нашей следующей цели - Ермогеновской церкви... но прямой дороги нет, и мы пошли в обход по всё тому же проспекту Улугбека и уходящей в сторону окраины улице Дормон-Йули - последнем сегменте Президенсткой трассы, в отличие от других - без физического разделения:

37.

По сути именно ведущая в посёлок с домом бывшего президента Дормонская дорога, в прошлом улица Файзуллы Ходжаева - главная в Академгородке. На кадре выше в буйной, как шевелюра одного блоггера, растительности скрывается Институт ботаники, на кадре ниже - Ташкентский филиал Российского университета нефти и газа имени Губкина, а за моей спиной Институт Механики и Сейсмостойкости, задворками выходящий как раз к бывшему приюту. Филиалы иностранных вузов - российских, британских, корейских, даже сингапурского - считаются лучшими вузами Ташкента, причём Ташкентский МГУ и англоязычный Вестминстерский университет лидируют по большинству дисциплин, а оснащённый по последнему слову техники корейский университет Инха оставляет их обоих далеко позади в математике и информатике.

38.

Дальше институты сменяются резиденциями, скрытыми зеленью и жутко секретными. Близ одной из них, на перекрёстке с улицей Биюк Ипак Йули - небольшое здание, которое среди ташкентцев слывёт придворным театром... но дело исключительно в расположении - на самом деле это, напротив, молодой театр-студия "Дийдор", один из самых прогрессивных в Ташкенте. Я, тем не менее, думал, что фотографирую нечто правительственное, поэтому ракурс взял скрытный и мягко говоря не лучший:

39.

Академгородок вырос на месте села Никольского, основанного конце 19 века русскими переселенцами, не редкими тогда в Сырдарьинской и Семиреченской областях - давно переименованные сёла с остатками церквей не редкость в округе Ташкента, Чимкента, Тараза или Бишкека. В Никольском, как следует из названия, была и Никольская церковь, построенная в 1890 году при дисциплинарной роте:

40а.

Не знаю точно, когда она была закрыта и разрушена (вариантов много - "воинствующий атеизм", землетрясение, перепланировки города при Каримове). Её наследница - Ермогеновская церковь, основанная в глубине квартала напротив театра "Дийдор" в 1946 году в частном доме. Главку на ней поставили уже в 1950-х - вообще едва ли не большинство (!) узбекистанских церквей построены в 1940-60-е годы, включая даже кафедральный собор Ташкента.

40.

Собственно, дом с исторической синей главкой на кадре выше - это и есть исходная церковь, к которой в 2006 году пристроили более крупный и основательный храм да маленькую крестильню:

41.

Доброжелательная русская смотрительница схожу приняла нас за поляков - дело в том, что здесь в церковной лавке продают те цветные склянки для поминальных свечей, которые в Польше, Западной Украине или Прибалтике обычно ставят на могилах, и польские туристы в Ташкенте нередко ездят сюда за ними, чтобы зажечь на мемориале погибшим в среднеазиатских лагерях соотечтвенникам у огромного костёла близ центра. Ещё церковь примечательна обилием котов, вот этого, например, зовут Клаксон за характерный скверный голос:

42.

Церкви в махаллях - нередкий в общем-то сюжет в Узбекистане:

43.

Напоследок - о ещё одной ташкентской "фишке": действующих автораритетах. Вообще, я уже не раз писал о весьма своеобразном автопарке Узбекистана - автопром здесь с 1990-х годов поднимали корейцы, и видимо по их образцу узбекские власти ввели огромные пошлины на импорт, надеясь скоро превратить Узбекистан в автомобилестроительную державу. Автопром тут правда появился, но буквально пары-тройки марок, а как результат - в узбекских городах потрясающе однообразный автопарк из белых "нексий" и советского автохлама. Но как-то утром я вышел на Новомосковскую и обнаружил на пятаке, где стоят такси, блестящую "старую Волгу" ГАЗ-21, и понял, что независимо от цены сейчас поеду на ней!

44.

Извоз в Ташкенте развит и дёшев: махнешь рукой у дороги - выстроится очередь (однажды я стоял и одновременно торговался между трёх машин!), пару километров от дома до метро меня возили после небольшого торга за 3000 сум (30 рублей), а до вокзала (километров 6-8) когда я назначал цену в 8000 сумов (80 рублей), меня дважды везли не торгуясь. Учитывая, что общественный транспорт в Ташкенте сейчас стоит 1200 сумов, на двоих до соседней станции метро такси выходило на 5 рублей дороже, но в несколько быстрее. Ну а олдтаймер повёз нас за те же деньги, что и любая пошлая "Нексия".

44а.

Водитель-узбек о своей машине говорил с хорошо заметной любовью. Ей 58 лет (серийно такие выпускались в 1956-70 годах), а хозяин купил её в начале 2000-х и капитально отремонтировал, оснастив новым мотором от чего-то импортного, так что при всём антикварном антураже ехала машинка быстро и ровно, без тарахтения и гари. На такой, - сказал я водителю, - если уж таксовать - то не в жилых районах, а около дорогих отелей:

45.

Переднее сидение у неё, кстати, тоже сплошное, такой же мягкий диван, как и заднее. Моя напарница Оля в таком салоне явно чувствует себя директорской женой:

45а.

А близ той самой Ермогеновской церкви Оля, отстав от меня на пол-улицы, сфотографировала прикатившую в автосервис "Победу" в таком же отличном состоянии. На обратном пути мы её здесь уже не застали, так что вот пара Олиных фото:

46.

"Победа" делалась в 1946-58 годах, то есть эта машина может быть на ходу уже восьмой десяток лет. И это всё - не антикварная роскошь, а средство передвижения. Такая уж специфика неспешного времени Средней Азии:

47.

В следующей части - о мавзолеях Ташкента и его ближайших окрестностей.

Ташкент-2015. По итогам поездки 2016 года в посты внесены правки.
Общее о городе.
Прогулка вдоль каналов.
Ташкентский метрополитен. Теперь здесь показаны все его станции.
Ново-Городская часть. Центральные площади. Добавлена Скорбящая мать и отдельные здания.
Ново-Городская часть. Разное. Добавлены кадры с площади у Большого театра и с улицы Пушкина.
Ново-Городская часть. Северный вокзал и окрестности. Добавлены кадры с окрестностей вокзала и печальный конец Ташкенсктого трамвая.
Старо-Городская часть. Чорсу и окрестности.
Старо-Городская часть. Разное. Добавлены примеры местных ремёсел.
Корейское и советскоеДобавлены образцы советской архитектуры разных эпох.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

27 комментариев

  • Фома:

    Интересно, а где такой кауфманский детский приют находится или ориентир, а есть еще старые фотки и что нам реально находится?

      [Цитировать]

  • Домиан:

    Та самая Победа, которую постила на днях София Демидова :)

      [Цитировать]

  • lvt:

    Нет, Новомосковская — в прошлом Огородная. К землетрясению название никакого отношения не имеет. В конце 50-х улица была уже Новомосковской. Арык вдоль чётной стороны прорыли и «одели камнем» в 60? Мне кажется, раньше что-то шумело возле стадиона «Старт». А вот куда он поворачивал потом? Опять привожу снимок, где виден пустырь, на котором построят «Москву». Никакого арыка не видно.

      [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      Один арык немного правее, а другой вдоль дороги, в который он впадает, виден сразу за «группой товарищей», стоящих на втором плане.

        [Цитировать]

  • lvt:

    Грустно! Новомосковская замышлялась, как новый Центр Куйбышевского района. Площадь, памятник, сквер на площади, розарии от стадиона до площади, кинотеатр… А потом, видимо, планы изменились и улица оказалась на краю Ойкумены.

      [Цитировать]

  • нм:

    Новомосковская -край Ойкумены, находится в пяти минутах ходьбы от президентской трассы- Дархана!
    Вместо кинотеатра «Москва»- китайское торговое представительство. Уродливое малиновое здание, так испортившее нашу улицу. Кстати, строили это здание только китайские рабочие. Арык возле «Старта» действительно был. Но, из-за того , что от пятнадцатой горбольницы, точнее от 142школы , был резкий поворот -машины часто попадали колесами в арык. А еще было несколько смертельных случаев, люди разбивались на мотоциклах. После очередного такого случая в конце семидесятых, арык перенесли ближе к ограде стадиона «Старт», а старый арык засыпали. Новый арык снова появляется за площадью перед стадионом, возле дома №16. Потом через дорогу переходит на нечетную сторону, где окончательно исчезает возле вновь построенного в 2014году шестиэтажного дома. А когда — то, давно, арык был глубоким с чистейшей водой. Мы в этом арыке ловили маринку и я пятилетняя свалилась в арык. Какой- то дяденька меня вытащил.

      [Цитировать]

    • lvt:

      Арык менялся вместе с улицей. Когда машины ходили только по одной полосе вдоль чётной стороны улицы, с нечётной ещё убирали мазанки. Вот там изгибался какой-то арычек, видимо, повторяя очертания улицы, которой уже не было. Потом его с пустыря убрали к тротуару. Он всегда был гораздо меньше арыка «визави». Тогда вместо 23-его дома долго-долго торчал фундамент, а дальше было чистое озерцо, где все мальчишки купались. На углу стояла, на изгибе улицы, сталинка. Но был ли этот арык Дарханом? Но на карте 1905г. действительно написано Дархан. Синим я разрисовала САЛАР. Точно нельзя указать место Новомосковской, ведь тогда города там не было.

        [Цитировать]

      • Константин ташкентский:

        Это озеро я очень хорошо помню. В 1958 году я в нем тонул. Спасли меня брат и его друзья. Это озеро от подземного источника, который до сих пор бьет. Он сейчас под домом 21а, это тот, который с плоской крышей. Вода отводится по трубе, в арык, через дорогу к 18 дому. Мне, в детстве, довелось по этой трубе проползти из конца в конец, когда её устанавливали.
        А вообще, на Новомосковской, была целая сеть арыков. Питающий арык проходил по вершине холма. Знаю, что от библиотеки имени Набиева, через обсерваторию, к фабрике Уртак. Все они, стекали раньше в Салат. Первый арык приходил на площадь Куйбышева, второй подходил к кинотеатру, третий потекал за больницей и делился на два. Один, это тот про который писали, около нового дома, а второй выходил к улице Пушкина, протекал в трубе под улицей и выходил на поверхность. Вот этот, последний и назывался арык Дархан.
        Кстати, ниже Новомосковской и до Склада, также есть целая сеть арыком.

          [Цитировать]

        • Константин ташкентский:

          Не до Склада, а до Салара . И не арыком, а арыков .
          Вот, зараза, сама исправляет. ;-)

            [Цитировать]

    • Фома:

      нм:

      Новомосковская -край Ойкумены, находится в пяти минутах ходьбы от президентской трассы- Дархана!
      Вместо кинотеатра «Москва»- китайское торговое представительство.Уродливое малиновое здание, так испортившее нашу улицу.Кстати, строили это здание толькокитайские рабочие. Арык возле «Старта» действительно был. Но, из-за того , что от пятнадцатой горбольницы, точнее от 142школы , был резкий поворот-машины часто попадали колесами в арык. А еще было несколько смертельных случаев, люди разбивались на мотоциклах. После очередного такого случая в конце семидесятых, арык перенесли ближе к ограде стадиона «Старт», а старый арык засыпали. Новый арык снова появляется за площадью перед стадионом, возле дома №16. Потом через дорогу переходит на нечетную сторону, где окончательно исчезает возле вновь построенного в 2014годушестиэтажного дома. А когда — то,давно, арык был глубоким с чистейшей водой. Мы в этом арыке ловили маринку и я пятилетняя свалилась в арык. Какой- то дяденька меня вытащил.

      Вроде к Инконелю сзади 9-ти этажек по диагонали от Старта есть широкий арык, проходит в некоторых местах под гаражами и теряется..там еще вроде СЭС станция была ближе к Инконелю, это продолжение арыка или что-то другое?

        [Цитировать]

  • нм:

    Фома, Вы пишите о том арыке, о котором я написала вчера. Сам арык, вернее его русло (?( сохранилось. Он так же проходит по поверхности, местами под гаражами, доходит до СЭС. Ниже СЭС арык исчезает. Когда — то в Ташкенте, при «Водоканале», была организация отвечавшая за состояние арыков в городе. Эту организацию , так же как и службу «Защиты растений», упразднили лет двацать пять назад. Поэтому, сейчас очень трудно сказать , куда исчезают наши арыки. Говорят, что наш арык выходит из подземной трубы где- то возле парка Тельмана. Не знаю, так ли это?
    А возле шестиэтажки, она стоит между девятиэтажным домом с аркой и четырехэтажным домом, был какой -то большой люк полный воды. В нем даже рыбки плавали. От этого люка, начинался арык о котором Вы написали. Потом этот люк закрыли и повесили замки. И вот как раз на этом месте и стоит новый дом. С начала строительства этого дома, вода в арыке за 9-ти этажками исчезла. Но ведь где-то же она должна появиться?
    А вообще -то с арыками дела плохи. На Новомосковской все арыки по нечетной стороне засыпаны мусором и землей. А по четной стороне, арыки живы, но воды в них практически нет. Грязь, тина и чуть-чуть воды. Если случаются ливни, то по нашей улице возле домов 21 и 21А машины плывут- арыков нет!

      [Цитировать]

  • lvt:

    Выход арыка я видела возле Бани на Пушкинской. Он виден был из бокового переулка, приблизительно с середины бани, протекал параллельно Пушкинской. Я не связывала Новомосковскую с этим арыком. Довольно большой был и полноводный.

      [Цитировать]

  • ришат:

    Самый последний участок Дархан арыка выходил из под земли рядом с Банковской Академией (бывшим стройфаком ТашПИ) через ажурный кирпичный выход и самотеком протекал пересекая бывшую ул. Свердлова в сторону старого Зоопарка. Куда дальше не знаю. Кстати место выхода этого арыка из под земли регулярно проседает и заметно среди насаждений около девятиэтажки напротив Банковской Академии, она там одна.

      [Цитировать]

  • EC EC:

    После пересечения Пушкинской Дархан тёк по двору бани, потом по территории двора 18-й школы, потом через дворы, пересекал Уральский переулок и выходил на Якуба Коласа, дальше его следы терялись, наверняка впадал в гидросистему института Ирригации на Маяковской или тёк к зоопарку.

      [Цитировать]

  • LEOneed:

    По моему арык пересекал Пушкинскую, а с другой стороны выходил в «Сказке», возле богатырей есть такой водопадик, лесенкой, потом течёт, извиваясь, параллельно Пушкинской в сторону Салара. У него на «берегу» раньше был сказочный деревянный городок. Потом около «Золотой рыбки» опять водопадик лесенкой вниз через пустырь, мимо летнего кинотеатра, в Салар. А арык текущий по территоррии бывшей бани, это арык из системы Малая кольцевая, мусоргская(мудофаачилар), котова, измайлова, обсерватория, уртак, ирригационный, толстова, ЗАГС, президентская трасса. Поправьте, если не верно, но я всю жизнь так думал. Что это 2 разных арыка и они соединяются в начале, арыком текущим по мусоргского (мудофаачилар), что течёт под базарчиком на площади

      [Цитировать]

    • EC EC:

      Нет, тот второй — Аккурганский канал, он после Обсерватории выходил к Конфетной фабрике потов проявлялся на Алайском. А Дархан, Вы правы, Пушкинскую пересекал около сказочых фигурок слава от авиакасс, но потом поворачивал не к Салару, а к бане, это абсолютно точно, именно Дархан тёк через 18 школу и Уральский перулок. Там его следы до сих пор видно.

        [Цитировать]

      • lvt:

        Дархан, по воспоминаниям Бориса Старшего, протекал по дворам новых домов где-то возле «почтового ящика» у кольца троллейбусов Дархан Арык. (О господи, кто-нибудь поймёт такое описание местности?):-)

          [Цитировать]

        • ЛеНиН:

          lvt:
          . (О господи, кто-нибудь поймёт такое описание местности?):-)

          Я понимаю ! Кольцо троллейбуса 3 было на ПЛОЩАДИ Урицкого .
          * Более подробный маршрут русла Дархана
          мой повтор /при желании / можно найти по тегам …
          Клуб Коммунальник (с кино-театром ! ) , внутри два двухэтажных дОма ,
          за забором что то Медицинское ))) мне там зашивали разбитую бровь ((( ,
          киоск Мороженое — там бывали свежие пельмени 55 копеек пачка ,
          далее дежурный хлебный магазин .
          Тогда здание Института было без левого крыла
          (где после были АВИАкассы /остановка трамвая/ и Столовая)
          был коммунальный барак . Вот там и была «бушуйка».
          Течение было сильное … По привяке = это угол левого крыла .
          Трамвай пролетал вниз по булыжной мостовой на площадь Пушкина .
          (О господи, кто-нибудь поймёт такое описание местности?):-)
          P.S. Место , где сейчас сквозная дорога на Новомосковскую ,
          был большой двор жила Ольга Чагина , рядом Cберкасса .
          Далее слева жила Наташа Румянцева , играла на скрипке .
          Одноклассники по 47-ой .

            [Цитировать]

      • Константин ташкентский:

        Это не второй Аккурганский канал. Это центральный арык, который протекает около библиотеки имени Набиева, он, после обсерватории, разделяется на две части. Одна часть идет к авиакассам, что на Пушкинской. А другая часть протекает под Урицкого, под Малясова, под Каблукова, выходит к Алайскому и на улицу Широкая, где раньше была другая центральная баня. А уже потом, стекает вниз в Чулейку.

          [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      Тут все просто. Арак Дархан, после пересечения Пушкинской улицы разветвлялся. Направо вниз, параллельно Пушкинской, – к бане, но и по дороге к бане есть разветвления. Налево вниз параллельно Пушкинской – к Салару.

        [Цитировать]

  • LEOneed:

    Есть подозрение, что водопадик на лестнице это он и есть.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Что-то мы уже обсуждали, но хочу напомнить, что от Пушкинской по чётной стороне Жуковской до нашего двора протекал короткий и бурный арык. Возле ворот он резко уходил под тротуар и шумел уже под нашим двором. Течение было настолько сильным, что самую младшую из нас течение затянуло в трубу. Её выдернул сильный и рослый старшеклассник. Откуда поток там брался, не знаю. Дальше по Жуковской, на Пушкинской текли нормальные уличные арыки.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Раньше были «мирабы» — лица ведающее
    оросительной системой и порядком пользования водой .
    / В жаркой Азии весьма уважаемая должность !/
    Также > контроль за руслом и РАВНЫМ разделом воды ,
    распределяя воду по арыкам . Воду из арыков пили !!!
    Т. к. оросительная система зависит от ланшафта
    ( вода обоёдёт любое перекрытие новым путём ,
    но не пойдёт ВВЕРХ по уровню ВЫСОТЫ
    своим естественным давлением )
    на всех картах очевидны неточности .
    P.S. Помню в 18 школе вход Дархана =
    был старый арочный забор , через мост к тиру ,
    выход через Ульяновскую ( тоже мост ! )
    и далее Уральский проезд мимо дома Этлиса Наума .
    IMHO : Арык /как водный канал / Дархан пропал
    и остался только в топонимике как фиксация места .
    ((( Его постигла участь Аральского моря .

      [Цитировать]

  • Чиланзарец:

    «небольшое здание, которое среди ташкентцев слывёт придворным театром» — это, действительно, «придворное» здание. В общем, сие гостиница. Особая такая…

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.