Маджид Кадыри (Абдулмажид Қодирий) Tашкентцы История Литература

(Опубликовано повторно в новой редакции, присланной автором 18.11.2016. ЕС)

   Маджид Кадыри (Кадыров) (Абдул-Мажид Қодирий), настоящее имя Абдул-Мажидхон Кори Абдул-Қодирхон Қори угли (Қодиров) (2 октября 1886, Махалля Қори Ёгди, Ташкент — 5 октября 1938, Ташкент) — ученый, узбекский литературовед, автор первых учебников на узбекском языке по литературе, истории и математике, общественный деятель и публицист, один из основоположников джадидизма в Туркестане.

Биография

   Маджид Кадыри (Кадыров) родился в 4 день месяца Мухаррам 1304 года по хиджре в семье служителя духовенства в махалле «Кори Ёгди» Шайхантахурского даха (части) города Ташкента. Закончил старогородскую школу, затем медресе. Начинал свою трудовую деятельность в Ташкенте с преподавания в тюркской школе «усули-савтия» (старометодная), позже в школах «усули-джадидия» (новометодная), затем в русско-туземной школе и медресе.

     Владел персидским, арабским, османским, русским и английскими языками.

   С 1906 года работал преподавателем математики в русско-туземной школе, до революции 1917 года преподавал и руководил средними учебными заведениями г. Ташкента.

   С 1918 по 1921 гг. руководил старогородской «6-школой Турон», созданной движением джадидов в Ташкенте.

   С 1918 года член Коммунистической партии.

   С 1920 по 1921 гг - руководитель естественно-исторической педлаборатории в г. Ташкенте.

   В 1921 году преподавал также в ташкентской школе Бойскаутов.

   С 1921 года начал свою деятельность в Туркестанском Государственном Университете с преподавания узбекского языка на Старогородском рабочем факультете.

   1921—1923 гг. - декан Рабфака Туркестанского Государственного Университета и по совместительству заведующий «Опытно-исследовательской» лаборатории при  Университете.

   23 марта 1923 года за особые заслуги присвоено звание «Героя труда».

   1923—1925 гг.-  директор музея Охраны природы.

   В 1924 году также работал сотрудником Отдела Вакфов города Ташкента.

   С 1925 года - сотрудник комитета Охраны древних памятников Средней Азии.

   В 1925 году представлял Узбекистан на Парижской выставке. По пути в Париж останавливался в Берлине и встречался с узбекскими студентами, обучающимися в Германии.

   С 1928 года руководил «Кабинетом физики» при Среднеазиатском государственном университете.

   1928—1930 гг.-  декан Рабфака при САГУ, а также заведующий кабинетом истории при университете.

   В начале 1929 года был лишен членства в Коммунистической партии, в 1930 году был освобожден от всех занимаемых руководящих должностей. Поводом для лишения членства в Компартии и освобождения от занимаемых должностей послужили доносы яростных сторонников пролетариата и советской колонизации, которые достигли не малых успехов в «деле» устранения видных деятелей Средней Азии того времени. Кроме доносов, аресту также способствовали опубликованные в прессе в 1929—1930 гг. фельетоны с клеветническими измышлениями; подозрения, описанные в них, так и не были доказаны.

   Маджид Кадыри и после 1930 года продолжал работать в школах и на Рабфаке САГУ.

   В 1937 году был взят под арест сотрудниками НКВД как «враг народа». По официальным документам уголовного дела  арестован 2 апреля 1938 года.

   12 сентября 1938 года по решению «тройки» был приговорен к высшей мере наказания. Приговор (ВК ВС СССР, 05.10.1938 — ВМН) приведен в исполнение в самый кровавый день в истории Туркестана — 5 октября 1938 года (АП РФ, оп.24, дело 418, лист 114).

   507 лучших представителей узбекской интеллигенции были расстреляны как «враги народа» в тюрьме для казней на Юнусабадском Ак-тепе; после обретения независимости на этом месте был воздвигнут мемориальный комплекс «Шахидлар хотираси» («Памяти жертв репрессий»).

   Маджид Кадыри посмертно реабилитирован Военной коллегией ВС СССР  13.02.1958г. — за отсутствием состава преступления — и восстановлен в Компартию.

Семья

   В семье Маджида Кадыри и его супруги Мехринисо-ханум Мирсагатовой было шестеро детей: сыновья Куддусхон, Рамзихон, Рашодхон, Эркинхон, Уткирхон и дочь Нафисахон.

   Сведений о родителях Маджида Кадыри, к сожалению, не сохранилось, краткая информация содержится в автобиографии, которую собственноручно заполнил Кадыри для Комиссариата народного просвещения Узбекской ССР. Абдул-Кадырхон Кори, отец Маджида Кадыри, был служителем духовенства (оригинал автобиографии хранится в Центральном архиве Узбекистана). После ареста Маджида Кадыри сотрудниками НКВД как «врага народа» многие знакомые и родственники, боясь преследования со стороны органов НКВД, стали сторониться семьи. Мехринисо-ханум старалась всячески огородить детей от преследований, косых взглядов, старалась не заводить разговор о муже, о его и своих родителях.

Просветительская деятельность

   Маджид Кадыри является автором первых учебников по арифметике (Мажид Кори, «Хисоб (Математикадан бошланғич таълим асослари)», Ташкент 1910 г. (переиздан в 1913 и 1915 гг. издательством «Туркистон Кутубхонаси»),  географии (Мажид Кори, «Жугрофия», Ташкент 1911 г.) и  книг по грамматике на чагатайско-тюркском (узбекском) языке, которые начали изучаться в «новометодных» школах «Турон». Учебно-издательской деятельностью занимались также такие известные джадидские педагоги как Саидрасул Азизи, Мунаввар-Кары Абдурашидханов, Мухаммад Расули, Шакирджан Абдурахимджанов, Абдулло Авлони, Хамза Ниязи, Абдулвохид Мунзим, Садриддин Айни и другие.

   Успешное развитие учебного процесса в новометодных школах затруднялось отсутствием единых учебных планов и программ. Сторонники введения новых методов обучения в мусульманских школах неоднократно обсуждали этот вопрос на разных уровнях. В сентябре 1910 г. Мунаввар-Кори Абдурашидханов направил в Государственную Думу петицию о необходимости реформирования на государственном уровне школьного образования в Туркестане, введения единых программ и учебников. В мае 1914 г. эта же проблема широко дискутировалась представителями передовой национальной интеллигенции, собравшимися в доме судьи Шейхантаурской части г. Ташкента. Выступавшие обращали особое внимание на необходимость введения в новометодных школах единых программ обучения как средства повышения эффективности учебного процесса и обеспечения возможности свободного перехода учащихся из школы в школу. На собрании был избран комитет уполномоченных по выработке единой школьной программы, в который вошли педагоги новометодных школ: Мунаввар-Кори Абдурашидханов, Кори-Самиг Зияев, ШакирДжан, Мухаммад Расул Абдулла Авлони, работавший в это время также корректором газеты «Садои Туркестон», и учитель русско-туземной школы Абду-Маджид-Кори Кадыри (ЦГА РУз. ф. Р-461, оп. 1, д. 1260, л. 22.).

   Джадиды Туркестана внесли огромный вклад в продвижение в образовательные заведения светских дисциплин наряду с реформированием и обновлением традиционных предметов, преподаваемых в школах, и оказали неоценимую поддержку малоимущим семьям в получении знаний. Их усилиями были созданы благотворительные общества «Турон» в Ташкенте, «Тарбияи атфол» в Бухаре, «Ғайрат» в Коканде, более десяти предприятий, издательств, библиотек. Основателями первого благотворительного фонда-общества — «Жамияти хайрия» в 1909 году стали Мунавваркори и Авлоний. В 1913 году на базе общества «Жамияти хайрия» интеллигенцией, представителями знати и состоятельными людьми Ташкента было создано общество «Турон». При этом обществе были организованы драм-труппа, библиотека с читальным залом «Турон», издательство «Туркестанская библиотека», а также выпуск газеты «Турон». «6-школой Турон» с момента учреждения в 1918 году до перехода в Туркестанский Государственный Университет в 1921 году руководил Маджид Кадыри.

   В 1923 году в целях пропаганды новометодных образовательных программ джадидами Ташкента принимается решение о создании общества «Нашри- маориф» (просветительское издательство), о чём сообщалось в газете «Туркистон» 1 января 1923 года.

   Основателями данного общества выступают Мунаввар қори Абдурашидхонов, Маннон Рамз Шокиржон Раҳимий, Заҳириддин аълам Элбек, Шаҳид Эсон, Салимхон Тиллахонов, Ҳамид Сулаймон, Холмуҳаммад Охундий и Мажид Қодирий.

   Маджид Кадыри был яростным сторонником освобождения Туркестана путём проведения преобразований в сфере образования и повышения уровня грамотности узбекского народа.

   Профессор Наим Каримов в статье «Возникновение джадидизма как первоосновы национальной идеи» описывает джадидов Туркестана: «Лучшие представители джадидизма, а их немало, служили народу и родине. Вся их жизнь была отдана великой исторической миссии — просветить угнетенный народ, показать ему дорогу к счастливой и зажиточной жизни, воспитать в нём чувство собственного достоинства, чувство хозяина той земли, на которой жили его предки и на которой они живут. Джадиды были во всех отношениях передовыми людьми своего времени». Именно таким человеком запомнился людям этот интеллигентный, высокообразованный просветитель, сын великого узбекского народа, герой своего времени — Маджид Кори Кадыри.

Опубликованные статьи

  1. Эски шахар Шайхантохур даха Окмасжид махалласидаги 3 болалар богчасида «Ишчи факультети» очилур. «Кизид байрок». 10 ноября 1921 г.
  2. Эски Тошкент факультети тугрисида. «Кизид байрок». 1 августа 1922 г.
  3. Тажриба кабинетлари. «Кизид байрок». 13 апреля 1923 г.
  4. Ахлоксиз болалар уйи очилсин. «Туркистон», 13 января 1924 г.
  5. Укиш йилига объём. «Туркистон», 31 октября 1924 г.
  6. Маориф уйининг расм кушоди. «Туркистон», 17 июля 1924 г.
  7. Зарафшон музофотида тарих, осориатикалар кумитаси. «Кизил Узбекистон» 16 марта 1925 г.
  8. Узбекистон музаси. «Кизил Узбекистон» 24 марта 1925 г.
  9. Бойларнинг мактаниш уяси. Журнал «Ер юзи», № 2, 1925 г.
  10. Париж хотиралари. Журнал «Ер юзи», № 3, 1925 г.
  11. Парижда Узбекистон. Журнал «Ер юзи», № 7, 1926 г.
  12. «Нозик маданият» жойлашган ер. Журнал «Ер юзи», № 20, 1927 г.
  13. Жахон йулларининг манзили. Журнал «Ер юзи», № 23, 1927 г.
  14. Чопкир отлар. Журнал «Ер юзи», № 25, 1927 г. и др.

Сталинский террор (Политическая репрессия)

   Имя Маджида (Маджита) Кадырова, включено в т. н. «Сталинские расстрельные списки» по Узбекской ССР. В эти списки включались партийные, хозяйственные, военные и научные руководители высшего и среднего звена. Списки составлялись органами НКВД после окончания следствия и передавались на утверждение в Политбюро ЦК ВКП(б). После утверждения  2-5-ю членами списки вместе со следственными делами передавались для «юридического оформления» в Военную Коллегию Верховного Суда СССР. Списки были разбиты на категории, отнесение к 1-й категории (таких было подавляющее большинство) означало приговор к расстрелу. ВКВС (в данном случае — её выездная сессия в Ташкенте) судила в т. н. особом порядке, без участия прокурора и адвоката, на рассмотрение одного дела уходило не более 20-30 минут, приговор был окончательным, обжалованию не подлежал и приводился в исполнение в течение ближайших часов после вынесения. Список, в который был включен М.Кадыров, 12.09.1938 г. был утвержден Сталиным, Молотовым и Ждановым. (Информация Фонда «Мемориал» 2009 г.)

Источник

Фарруххон Пулатов.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

  • timati:

    Мои предки жили в махалле Кори Ёгди до 50-х годов 20 в. Она располагалась на месте кинотеатра Панорама и стадион Пахтакор в Шайхантахурском (Октябрьском) районе Ташкента. Моя бабушка со своими родителями и братьями Шамсиевы (Марзия, Робия, Кори тога), а также прадед Азимджан (был купцом) с братьями (Эминджан, Хамза). Двор находился на летней площадке кинотеатра и спорткомплекса Ёшлик.
    Может кто-нибудь откликнется из родственников и знакомых, проживавших в этой махалле?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.