Портрет в Музее искусств История Ташкентцы

Татьяна Вавилова пишет в Фейсбуке:

Музей искусств Узбекистана один из самых старейших, известных и любимых горожанами. Однако знаем мы больше о его создании, о зданиях, в которых размещался в разные годы, чем о самой коллекции. Пожалуй, более всего обывателю известен факт, что в основу музейной экспозиции легли картины и другие предметы искусства, которые собирал князь Романов. Но к тем 500-м экспонатам, которые город унаследовал от князя, за прошедшие почти 100 лет прибавлялись новые коллекции и отдельные картины, как из частных собраний, так и из российских музеев, и у каждой картины, скульптуры или вещи своя история дарения.  Более того, за многими из них стоят интереснейшие, порой загадочные людские судьбы.

Среди музейных произведений русского искусства вы можете увидеть женский портрет. Скользнув взглядом по изображению не слишком молодой голубоглазой дамы в декольте, неискушенный обыватель, скорее всего, равнодушно пройдет мимо. А если кому-то повезет пройтись по музею с хорошим экскурсоводом, то его внимание обратят на автора портрета,  знаменитого Исаака Левитана. Это  «Портрет Е.П. Колосовской». Экскурсовод назовет его  непейзажной работой Левитана и расскажет, что художник рисовал лишь лица родных и близко знакомых ему людей. Кто-то дотошный разглядит под портретом едва заметную надпись «На память» и «Е. Колосовской» и тут же забудет неизвестное имя. И только из коротенького очерка  Софьи Круковской «Сестра «Попрыгуньи» вы узнаете, какое отношение к Левитану имела Евгения Петровна Колосовская, изображенная на портрете.

Портрет, пишет Круковская, в 1939 году принесла в музей некая Н.И. Колосовская. Она и назвала полное имя дамы и рассказала, что Евгения Петровна приходилась родной сестрой Софьи Петровны Кувшинниковой, с которой многие годы был близок Исаак Левитан. В 1880-е годы в доме Софьи Петровны и ее супруга был модный тогда литературно-художественный салон. Среди гостей часто бывали многие знаменитости, в том числе Левитан и Чехов. Софья Петровна сама увлекалась живописью и ездила с Левитаном на пленэрные зарисовки по Волге. А еще Софья Петровна знаменита тем, что стала причиной долгой ссоры Чехова и Левитана. Антон Павлович взял ее в качестве прототипа для  рассказа «Попрыгунья», чем оскорбил и Кувшинникову, и Левитана.

Но как же портрет, который искусствоведы датируют 1890-ми, оказался  в Ташкенте? К сожалению, у Круковской нет ответа на этот вопрос. Однако фамилия Колосовских встречается среди жителей Туркестанского губернаторства. В конце 19 века – начале 20-го века в Чимкенте  служил уездным начальником  Колосовский. Не имел ли он отношение к даме на портрете? Разыскала я послужной список офицера Колосовского, однако ситуация не прояснилась, на момент составления формуляра офицер женат не был, члены семьи не указаны, а значит и доказательств предположения нет. Увы, разочарование постигло меня на этот раз. ((((
    Однако тогда же пришло и утешение. Во время поисков Колосовского в архиве обнаружилась другая ниточка, протянувшаяся к жившему далеко от Ташкента и никогда не бывавшему в Азии Исааку Левитану. В 1906 году в Ташкент приехала дочь Анны Николаевны Макаровой – Турчаниновой, второй музы Левитана, успешной соперницы Софьи Петровны Кувшинниковой, на руках которой умер великий художник. Что за город Ташкент? В крохотной его европейской части,  начинавшейся от берега Анхора и едва достигавшей современного Паркентского базара, могла, казалось,  повстречаться вся Россия.
   Дочь Анны Николаевны, тоже Анна, приехала за мужем, Анатолием Анатольевичем Зворыкиным, получившим назначение в Ташкент.  И никто бы ничего не узнал о молодой паре, прожившей в Ташкенте всего несколько лет, если б не случился скандальный поединок между Коллежским советником Анатолием Анатольевичем Зворыкиным и дипломатическим чиновником Александром Александровичем  Половцовым. Дуэль взбудоражила город и принесла множество неприятных хлопот начальству. Но об этой истории я написала отдельно, читайте по ссылке.

1 комментарий

  • Фото аватара lvt:

    Спасибо, Татьяна Александровна. Я была в Музее Искусств очень давно. Возможно, сама бы и сейчас не обратила внимания на этот портрет. А тут такая история! Вы знаете, в советские годы работы попадали в периферийные музеи «по разнарядке». Из запасников некоторая часть работ откочёвывала в дальние края. После революции собранное в частных усадьбах отправляли в центр, а потом таким образом пополняли коллекции областных и республиканских музеев. Таким образом в Красноярск попали портрет гр.Гудовича кисти Репина и Опус Кандинского.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.