Энциклопедия забытого. Жипсы Tашкентцы История Литература

София Вишневская:

Я вышла из рабства прямо на центральную улицу имени Карла Маркса, бывшую Соборную. И пошла, как пророк Исаия «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы». Для этого похода сначала нужно было долго-долго жить – до полных семнадцати лет. Потом с лихостью отрезать длинную, ниже пояса, косу, стрижка называлась" под мальчика".
Новые джинсы были потертые, но нестиранные, а потому еще и крахмально звучащие.


Мои! Пускай мужские, пускай с семью шлевками, шлевки-шлевочки, болты-болтики, сладкоголосая песня деталей, швы-шовчики из двух параллельных строчек, видимых с лицевой стороны, да в придачу карманы с застежками и простежками ниткой желтенькой. Над задним карманом кожаная вставочка с пропечатанным рисунком – ковбои, лассо, лошади. Пять карманов, как пять желаний: Лети, лети лепесток. Через запад на восток.
Джинсы – купленные за 70 рублей, вызывали восторг обладания. Две степендии по 35 рублей.

Стипендия была повышенной, пятерка по фольклору – незаслуженной. Преподаватель, которого все называли запросто Федей, был равнодушен к своему предмету и неравнодушен к юным студенткам. Времена мэтров литературоведения Виктора Жирмунского , Елеазара Мелетинского, Бориса Мейлаха на филфаке Среднеазиатского Государственного Университета благополучно миновали
Мы уже учились совсем у других людей. Фамилия Панкратьева идет в паре с Леви Страуссом – смешно, конечно, но слилось в одно историческое пространство.
Сегодняшняя ностальгия по всему натуральному и неподдельному – понятна. И все равно винтаж (фр.Vintage) – не стиль, а декорация стиля. Иллюзия, что, взяв старую кожаную сумочку или водрузив на темечко «менингитку» (маленькая шляпка, ношение которой предполагало тяжкое заболевание головного мозга, отсюда и название) – можно воскресить время. Время движется только в одном направлении, что неприятно поражает в день собственного рождения.
Ткань была знаком положения в обществе. Человек в габардине и шевиоте уже становился не просто хорошо одетым человеком – он обязательно был гинекологом, адвокатом, секретарем горкома или директором магазина.
Но кто же в 60-70-е годы хотел быть директором продовольственного магазина или заведующим парикмахерской, кто об этом мечтал и грезил? Грезили о несбыточном – космосе и океанах. Все хотели быть физиками, лириками, играть джаз, сочинять стихи, куда-то мчаться за туманами, звездами, запахом тайги, осваивать целинные земли. Восходить, покорять, штурмовать. Предстать перед миром звездными мальчиками и девочками. Но только в образе атлантов, гигантов мысли – только бы удерживать небосвод – на вытянутых слабых голодных руках военного образца.
Вдруг стало понятно, что самые дерзкие мечты осуществимы.
Выпускник школы рабочей молодежи города Люберцы Юрий Гагарин – первым в истории человечества облетел земной шар за 108 минут. Четыре мальчишки из Ливерпуля вообще перевернули мир. В Дубне заработал реактор. А Михаил Ромм снял такой фильм, что всем захотелось умереть за науку. И любовь. Но летать не у всех не получилось.
Первые джинсы в нашей стране это не просто штаны, манифест, бунт, знамя перемен, знак непокорности. Победа молодости над комплексами, страхами, духа над рутиной. Новому образу нужен был новый облик. Вот в какой точке сошлись форма и содержание, мода и мысль, время и мы.
Джинсы удлиняли ноги, подчеркивали линию талии и бедер. В джинсах можно было лежать, сидеть на ступеньках и ходить в театр. Их можно было не стирать и не гладить. Даже, вообще, не снимать. В одежде взрослых чувствовалась классовое различие, а в джинсах его не было, как и самих джинсов. Класс был, а классового различия – нет. Первые джинсы – фетиш, фирма. Купить невозможно. Не продаются. Как вдохновение.
У нас была самая читающая на свете страна. А любимыми книгами этой самой страны были романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Кто ж не говорил: «Пилите, Шура, пилите»? Не любимым ли романом рождена идея «пилить деньги», которые с воодушевлением пилят и продолжают пилить на наших изумленных глазах? Разве золотой теленок и золотой телец не одно и то же?
Мечта великого комбинатора стала мечтой миллионов советских граждан. Все хотели носить белые (синие) штаны и сами командовать своим парадом.
Презрительно называемые в начальственных кругах «жипсы всякие» – зачем-то были нужны несознательному народу. Жить предлагалось крупно, масштабно – с верой в будущее, которое и наступило самым загадочным образом. Как раз в тот момент, когда мы уже собрались жить при обещанном коммунизме. Господи, кто тогда мог предположить, что СССР развалится, рассыплется карточным домиком на удельные княжества. И никакой Нострадамус не мог предсказать, что народ рванет в Америку, Израиль, Германию, обоснуется в Австралии и Канаде, даже на Гоа. Валюта будет продаваться всем желающим, и все открыто и беззастенчиво полюбят зеленую листву больше дерева. И все будут в джинсах, джинсах, джинсах.
Свои первые джинсы я носила десять лет. Почти каждый день. Вечером стираешь, утром, чуть влажные, чтобы сидели хорошо, натягиваешь лежа… Ветхие, застиранные до еле видимой белесой голубизны, они по-прежнему оставались самыми главными в моем гардеробе. В джинсах я чувствовала себя счастливой.
Но однажды случилось невероятное. Их украли. С балкона второго этажа. Только что выстиранные в дефицитном порошке «Новость», развешенные вертикально на множестве прищепок – они растворились в пространстве, как память в дымке лет. Вместе с прищепками.
Зато потом – какие только лейблы ни украшали мой ветеранский зад. "Levis", "Lee", "Wrangler", "Guess", "CK jeans", "Rifle", "Mustang", "Big Star", "Diesel". Я носила (и ношу) классику, трубы, клеши, стринги. Синие, черные, фиолетовые, голубые, белые. И пресыщения – не знаю. Только в джинсах я неуязвима, что подделаешь, во мне течет голубая джинсовая кровь.

Р.S. «Я пришел к тебе под кайфом в модных джинсах «Супер Райфл» (советский фольклор)

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

25 комментариев

  • Валерий:

    Поздравляю с великолепным , профессиональным , стилем очерка и ,так ностальгическими,воспоминаниями.Хоть джинсы и не носил , но всё изложенное воспринимаю очень близко…На свет появился в Ташкенте в апреле 1941 года…В 1969 , не по своей воле, покинул навсегда…Но всё помню и переживаю ,что того Ташкента уже нет

      [Цитировать]

  • ВиоЛаврова:

    Что такое «Жипсы»?

      [Цитировать]

  • Понравилось, София, Ваше ностальгическое эссе. Вот только, на мой взгляд, не надо было упоминать Федора Владимировича. Я достаточно хорошо знала его и всю его семью. В отличии от Вас я проникалась его лекциями. Знаю, что над ним слегка как бы подтрунивали. Но причина этого обстоятельства мне неведома до сих пор. Хорошая у них была семья. Светлая ему память! Этот эпизод ведь ничего не добавил в Вашем тексте. Это тот случай, когда совсем не нужен даже самый малый отрицательный нюанс в тексте, тем более о годах давно минувших. Мемуары Татьяны Перцевой привлекают именно этой доброй окрашенностью. Как бы там ни было, наша ПАМЯТЬ БЛАГОДАРНАЯ.

      [Цитировать]

    • Лилия:

      Спасибо Вам, Татьяна Варфоломеева, за хорошие слава о Федоре Владимировиче.
      Я тоже знала Федора Владимировича и его семью, так как мой покойный муж работал с ним на одной кафедре в педагогическом институте. Это был интересный хороший человек. К нему очень хорошо относились и студенты и коллеги. Светлая ему память!
      И мне тоже очень понравилось эссе о джинсах. Если бы не досадное упоминание о Ф.В…

        [Цитировать]

  • Усман:

    Еще Горький предупреждал, что мещанство погубит страну.

      [Цитировать]

  • Светлана:

    Интересно, в каком году автор надела свои первые джинсы. И зачем их надо было носить 10(!) лет…

      [Цитировать]

  • lvt:

    Мне кажется, мы покупали джинсы в 77-78г. на барахолке за 300руб. Это была стандартная цена в Омске. Вроде бы «фарца»? Но целая толкучка ими торговала совершенно открыто. Продавцами были юноши лет 17-и. Когда мой двадцативосьмилетний супруг стал торговаться, старшеклассник снизил цену совсем немного, но «припечатал»: «Только из уважения к вашему возрасту!» А вот 70руб. за штаны -это что-то очень дёшево. Носились те джинсы два года.

      [Цитировать]

    • J_Silver:

      В 1978-79 в Ташкенте настоящие джинсы стоили порядка 250 рублей, может даже и 270, «свободно» их достать было тоже проблематично, только через знакомых знакомых — но это именно «настоящие», привозные! Потом Афганистан начался. появилась маса не особо настоящих, да и в продаже появилась всякая ерунда по стольнику…
      По 70 штанов я не лично не помню, да чтоб еще и настоящие были за такую смешную цену- но именно настоящие носили по много лет, да и еще потом какие-нибудь сумочки шили из оптрепышей…
      Возможно это было еще в пору Рилы за 7 или 8 рублей, которые только по недоразумению назывались джинсами, тогда за настоящие 70 смотрится нормально!

        [Цитировать]

      • Gangut:

        70 — нормально. Госцена. Повезло автору.

          [Цитировать]

        • Константин ташкентский:

          Всё правильно их в ЦУМе на втором этаже, продавали. Правда, образно говоря, время продажи было «15 секунд», но работники «НПО Технолог» успевали, за это время, в нём «отовариться».

            [Цитировать]

        • lvt:

          И что? Американские джинсы в 70-х годах продавались в ЦУМе? И за рубли? Мне кажется такой товар можно было купить только в «Берёзке». Или в ЦУМе был валютно — чековый отдел?

            [Цитировать]

          • Усман:

            Там был спецотдел на третьем этаже, где горкомовские отоваривались по звонку.

              [Цитировать]

            • lvt:

              Вроде бы мы с Америкой не торговали тогда. Даже на уровне Горкома. «Как бы джинсы» стали шить в странах народной демократии. Вполне прилично. А у нас шили, но только на Дерибасовской. Тогда говорили «палёные». Целая наука была, как отличить «фирмУ» от эрзац-штанов.

                [Цитировать]

              • Gangut:

                Читая повесть ташкентского писателя О. Сидельникова «Доктортолик», вышедшую в 1975 году, обратил внимание на фразу «в ЦУМе выкинули белые «Lee».
                А вообще мы даже и не догадывались о многих секретах советской торговли. Однажды разговорился с дамой, проработавшей на этом поприще всю свою трудовую жизнь. Узнал много нового. :-)

                  [Цитировать]

                • J_Silver:

                  Белые Lee — это круче гор! Особенно в городе Сочи много их можно было увидеть на задницах обеспеченных отдыхающих…

                    [Цитировать]

          • Константин ташкентский:

            Некоторый процент они были обязаны пробовать Народу. Только это были, по большей части, продавцы ЦУМа.

              [Цитировать]

          • ANV:

            «И что? Американские джинсы в 70-х годах продавались в ЦУМе? И за рубли? »
            Были поставки из Финляндии, «лэйбл» не помню. Ничем не отличались от американских и костюм брюки-куртка стоили 70 рублей.
            P.S.
            Костюм мне был куплен когда я попытался купить поношенные «вранглер» за 120 р. у однокурсницы.

              [Цитировать]

  • Вавилова Татьяна:

    Читается на одном вдохе! Спасибо, София. С огромным удовольствием прочла, даже стыдно, что страсть к джинсам прошла мимо меня. )))))

      [Цитировать]

  • ANV:

    Очень душевный очерк. Вспомнил как в своих первых новеньких джинсах отправился самоходом на Айдаркуль догонять экспедицию (надо было сдать хвост по органической химии) и попутав следы с похожей машиной промахнулся на 15 км и вышел к стоянке рыбаков, где собака обманув меня укусила изподтишка сзади — на ноге было три дырки, а на джинсах одна. Поскольку по колено были в болотной грязи стирал их там же в солёной воде и ничего ещё лет 10 прослужили окончив своё существование сначала в виде шортов, а потом неизнашеваемой половой тряпкой. :)

      [Цитировать]

  • edisit:

    Первыми были куплены поношенные Levis за 200 рублей в 1975 году. Поношенные, подтертые в определенных местах джинсы в то время были предпочтительнее, чем новые. Новые пытались состарить, протирая жжёным кирпичом. Следуюшими, через три года были новенькие Wrangler. которые в начале были непривычно тёмные и жестковатые. По длине они были с запасом, обрезать их не стал, носил подвёрнутыми в комплекте с настоящими, тёмными, кожаными сабо с деревянной подошвой. Помню пришел в них на занятия в институт — внимание всех девчонок в группе было обеспеченно.
    В конце семидесятых стал носить Lee и штаны спец. пошива из голубого вельвета — мастер шил их с поперечными рубчиками на лицевой стороне в отличии от обычных, продольных. Дополнял композицию ремень с медной бляхой, на которой была надпись SMOKİE (популярная поп — группа Криса Нормана).

      [Цитировать]

  • Махмуд:

    около кукалдаш у афганцев покупали джинсв монтана за 200 руб, ношенные ,,техас,, 3 года носил до ухода в армию в 87г

      [Цитировать]

  • lvt:

    Ага! Значит в Ташкенте джинсы были дешевле. Не 300, а 250-200. Но ведь существовали обездоленные «глубинки», куда джинсы вовсе не попадали. И тут молодёжь шла на всё! В то время сводные афиши писали на ткани «Двунитка». На малых гастролях (в небольшие города) основу не грунтовали, а названия спектаклей наносили на скорую руку. Такие афиши висели на заборах несколько часов. Их вырезали из рам, как полотна известных художников. Как раз хватало на белые штаны. Газеты дружно порицали «джинсоманию». Но в эпоху штанов «варёнок» дрогнула «Комсомольская Правда». В ответ на письма читателей комсомолисты опубликовали два рецепта варки джинсов. Кажется, в начале 80-х?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.