Презумпция мудрости Tашкентцы Литература

Александр Фитц

Александр Фитц

В выходящем в Чикаго "Новом континенте", который редактирует бывший ташкентец Игорь Цесарский, опубликовано эссе живущего ныне в Москве бывшего ташкентца Акрама Муртазаева о книге "немецкие тайны", которую написал ещё один бывший ташкентец Александр Фитц, живущий последние 25 лет в Мюнхене: http://www.kontinent.org/prezumpciya-mudrosti/

Краткий курс истории российских немцев
Именно так можно было бы назвать новую книгу моего старинного друга Александра Фитца, вышедшую в московском издательстве «РусДойч Медиа». Хотя «Немецкие тайны», а озаглавил он её именно так, звучит тоже неплохо, а главное соответствует тому, чем он её наполнил. Ну а наполнил он её, как вы наверняка догадались, исключительно тайнами, да ещё немецкими.

О судьбе народа – холодно и беспристрастно

В молодости Александр Фитц (будучи главным редактором газеты «Комсомолец Узбекистана») производил яркое впечатление узбека. Я бы даже сказал – талантливо производил. Даже без чапана (узбекский халат – прим. авт.) и без тюбетейки он, казалось, был весь изваян из восточного гостеприимства, красноречия и мудрости. Ныне, не потеряв своего сокрушительного очарования и мудрости, он столь же талантливо производит впечатление педантичного немца.

Привожу столь нескромное сравнение его вчерашнего и нынешнего, вовсе не для того, чтобы показать колоссальное количество лет нашего знакомства, а чтобы сразу объяснить некий концептуальный подтекст его «Немецких тайн». Читаешь и понимаешь – их написал чистокровный немец (пусть и родившийся вдали от исторической родины). А это означает даже не особый стиль или невероятный литературный талант, а то сумасшедшее уважение к фактам, которые приводятся им вовсе не для доказательства собственных выводов, но для того, чтобы на основе их выстроить экологически чистое здание своей книги.

Что ещё надо подчеркнуть, так это – позицию. Мне всегда сложно верить в то, что, например, узбек пишет про узбеков. (Восток – это презумпция нежного подхалимажа и утонченных расчетов). Или, возьмем выше, что русский пишет о русских. Я не про гениев, талант которых сдувает лакировку с подбираемых букв. Но вы почитайте нынешнюю русскую историю, которая, оказывается, родилась не у Днепра. Разве из этих книг вы можете догадаться, что основатель Москвы похоронен в Киев-граде? Или же просто насладитесь шикарной фантазией о Куликовской битве, следы которой много веков ищут историки?

Немецкие тайны

Немецкие тайны

А вот Фитц пишет о трагической судьбе своего народа, как истинный ариец (не побоюсь этого слова) – холодно и беспристрастно. Великая боль, описываемая им, не требует восхищения или дополнительных привилегий, она, прежде всего – боль. Или как он рассказывает о сокровенных тайнах немецкой души, о том, как российские немцы чуть не стали украинскими и что общего у них с американцами, канадцами и бразильцами. Ну и конечно, он не мог не вспомнить о поколении, стёртом в лагерную пыль. О людях, которые спешно меняли имена и отчества, пряча от окружающих свое «фашистское» происхождения, и тех, кто, отправляясь в ГУЛАГ, фамилию отца и деда не переиначивал. Потому что не мог предать их. Даже мёртвых.

Но в лагерях и трудармии погибли, к счастью, не все. И истории выживания в этом сталинском аду самая, пожалуй, потрясающая часть книги.

Мне не ведомо, почему автор не ухватился за эти свои великие истории и не сделал их главным достоинством проделанной им титанической работы. Может потому, что в данном, конкретном случае он пожертвовал «голливудской» темой во имя главной, на его взгляд, – истории рождения в Российской империи, ставшей Советским Союзом, удивительной нации, именуемой российские немцы.

Впрочем, Бог судья этому Фитцу, но по мне так в его книге пропал не один десяток «Иван Денисовичей». Вот в стиле «краткое описание предыдущих серий» Фитц рассказывает потрясающую, нет скорее феноменальную историю про театрального художника Лидера со смешным для немца именем отчеством Данила Данилович (на самом деле Давид).

Я даже мысленно начал писать сценарий фильма «Везунчик», поскольку Даниле Даниловичу Лидеру просто дьявольски везло. Представляете, когда началась депортация российских немцев на Восток (я бы придумал, что это случилось 22 июня в 3.30 утра), Лидер угодил под машину. И вместо лагеря оказался в госпитале. Тысячи и тысячи его соплеменников уже сгинуло… А он лежал себе под капельницей, а кругом чисто, тепло, светло.

Мне весьма неудобно пересказывать Фитца, поэтому цитирую скупого на эмоции (как не развернуть эту потрясающую историю?) автора: «Ну а то, что был он необычайно, даже на фоне остальных трудармейцев, худым, в какой-то степени ему помогало. Возвратившись в барак после смены, Лидер умудрялся греться, втиснувшись между полом и… батареей отопления. (Тут конечно крупный план, Лидер и «гармошка батареи и чрезвычайная худоба – прим. А.М.). И всё же жить ему, как вспоминал он позже, оставалось на тот момент дней десять. Не более. И вдруг его вызывают к самому «хозяину», т. е. к начальнику лагеря, и объявляют, что он теперь прикомандирован к Челябинскому театру драмы, где будет исполнять обязанности главного художника-постановщика. Ну разве это не чудо?!». Но и это ещё не всё. Снова цитирую Фитца: «А в 1951 году оформленный Лидером спектакль «Любовь Яровая» по одноимённой пьесе Константина Тренёва выдвинули на Сталинскую премию. Посмотреть его, прежде чем показывать самому Сталину, из Москвы специально приехал генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР Александр Фадеев.

Акрам Муртазаев и Александр Фитц

Акрам Муртазаев и Александр Фитц

После спектакля, как водится, устроили банкет. И вот, воспользовавшись паузой между тостами, главный режиссёр театра Николай Медведев обратился к Фадееву: «Александр Александрович, а то, что художник Даниил Лидер, который оформлял спектакль, немец и находится здесь на спецучёте, это не помешает?»

«Это ничего», – успокоил его Фадеев, мать которого, Антонина Владимировна Кунц, между прочим, тоже была немкой.

Так художник Д. Лидер стал лауреатами Сталинской (Государственной) премии. И этот факт также можно считать чудом». Ну а в 1975 году Даниил Лидер умудрился предугадать… Чернобыль.

Конечно, я не скажу вам за всего Фитца, но обязан отметить, что таких историй у него достаточно. И все они брошены автором в огонь главной темы – поведать эпическую драму своего народа. Поэтому он математически точен, скуп на эмоции и предательски лаконичен. Он убивает сенсации во имя исторической истины. Не играет на чувствах. А подключает мозг. Что бы он трезво и сострадательно отсчитывал арифметику уничтожения нации, имя которой «российский немец».

Меня поразило, что он так и не использовал «удобное» слово (которое привычно и объемно для понимания), и скупо подкидывает детали, предоставляя читателю самому вспомнить это слово. И ужаснуться.

Но только не подумайте, что книга его сплошь трагична и плотно заставлена цифирью. В ней гармонично соседствует грустное и смешное, очевидное и загадочное. Да и рассчитана она, прежде всего на тех, кто не только интересуется историей и любит заглядывать в будущее, а ещё обладает чувством юмора, которого у Фитца всегда было с избытком.

Культ личностей

Конечно, книга наполнена вполне понятными горделивыми строчками, напоминающими вклад немцев в русскую культуру. Тут не только великий Даль, несравненные Ольга Чехова, Татьяна Пельцер и Вия Армане. Фитц перечисляет невероятное количество немцев, которые долгие годы особо не афишировали свою причастность к арийской расе: Дениса Фонвизина, Ивана Хемницера, Антона Дельвига, Владимира Даля, Вильгельма Кюхельбекера, Фёдора, Анатолия и Евгения Кони….

Я еще раз процитирую автора: «И вообще Александр Сергеевич – арап только на одну восьмую, а вот немец – на одну четверть. Да и Жорж Дантес, которого в России упорно называют французом, – француз лишь на четверть: отец его наполовину француз, наполовину немец, мать – чистокровная немка. Впрочем, и Наталья Николаевна Гончарова, из-за которой, судя по официальной версии, и случилась дуэль, тоже была «немножко немкой». Её бабушку – лифляндскую дворянку – звали Еуфрозиния Ульрика фон Липхарт, и была она чистокровной немкой».
Читая этот «поклеп» (как подумают некоторые особо озабоченные) на российскую историю, я улыбался не мрачно. Поскольку мне пришла в голову мысль, что покопайся немного Фитц в биографии Ходжи Насреддина, он и там бы нашел немецкий след. И я бы не удивился, поскольку всякий гений невольно выпадает (в смысле возвышается) из своего народа и становится достоянием Человечества.

Но отмечу главное – поиск немецкой крови у Фитца – это не восхваление своей нации, а только подчеркивание её умение органично входить в любой состав крови.

С поверхностной точки зрения можно сказать (и ведь будут говорить!), что книга написана националистом Фитцем. Но тут есть маленькая деталь – националист возвеличивает свой народ во вселенском масштабе, а Фитц только в масштабе своего сердца.

А это разные форматы.

И в заключении, хочу восхититься смелостью издателей, выпустившей эту книгу, и привести ещё одну фразу Александра Фитца: «Не важно, на каком языке звучит правда, – важно, что она звучит». А от себя добавлю: «Немецкие тайны» написаны языком талантливого летописца. Причем без ярких прилагательных, лестных эпитетов и знаков восклицания, что приподняло их до высоты документа.

Акрам Муртазаев, лауреат премии «Золотое перо» Союза журналистов России
Москва

Приобрести книгу Александра Фитца «Немецкие тайны» можно, обратившись в издательство «МаВи групп».
Сайт: http://www.mawi-publish.ru/
Или написать письмо на электронную почту издательства: vertrieb@mawi-publish.ru (адрес указан на сайте http://www.mawi-publish.ru)
Или позвонить по тел.: +7 495 531-68-88, 8 926 565-03-89

В случае, если вы живете в Германии или другой западноевропейской стране, то лучше обратиться в берлинскую книготорговую организацию GELIKON:

Тел.: (00)49 (0)30-323-48-15
E-mail: knigi@gelikon.de
Сайт: www.gelikon.de

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

17 комментариев

  • Виктор Арведович Ивонин:

    К этому могу добавить только одно. В этой книге есть строки и обо мне. Писать обо мне Фитцу было совсем легко, поскольку всё, что со мной происходило, было и его собственной историей. И он, как никто другой, понимает, как нужно было учиться и работать, для того, чтобы стать узнаваемым и признаваемым в обществе. Том самом обществе, которое постоянно ставит перед тобой всё новые и новые, гласные и негласные, препоны. Мы все, люди из сталинских лагерей. Мы все, люди из мест вечного поселения, мы все из тех, кому было запрещено поступление в ВУЗы. Мы из этих людей. И если мы всё же вышли «в люди», то это полный нонсенс. Этого, просто не могло быть. Не должно было быть нынешнего Фитца, а тем более, Ивонина, с его фамилией древнего немецкого дворянского рода — I von In. Ошиблись кадровики, когда принимали их документы при поступлении в ВУЗы. Просто ошиблись. Или, забыли, или не знали, документов, запрещающих приём в ВУЗы лиц немецкой национальности. А может и не ошиблись. Может, просто, сделали вид, что документ о немцах не читали. Такое в Узбекистане возможно. А потому и появились в Узбекистане две ярких личности — Фитц и Ивонин. Но это публичные, пишущие и говорящие фигуры. А кроме них, были и есть, нормальные «технари», которые «не высовываются», а просто, лучше всех, делают своё дело. «Лучше» не из-за генетики, а из-за того, что прошли тот же скрупулёзный отбор, что и Фитц с Ивониным. О том, как всё это было и пишет Фитц. Книгу Фитца я пока не читал. Он мне её выслал. Пока не дошла. Как только поступит, я её прочитаю и Вам популярно расскажу. Но всё равно, лучше читать в оригинале. На хрена Вам Ивонин, если есть Фитц.

      [Цитировать]

  • lvt:

    «…немцев, которые долгие годы особо не афишировали свою причастность к арийской расе: Дениса Фонвизина, Ивана Хемницера, Антона Дельвига, Владимира Даля, Вильгельма Кюхельбекера, Фёдора, Анатолия и Евгения Кони…»- странная фраза и совсем не соотносится с эпохой, когда жили эти люди. Это было иное время, когда люди имели гербы, родословные, посещали те или другие Храмы. Думаю, что некоторые, как и Денис Фонвизин, относились к русскому столбовому дворянству, так как пришли на службу в Москву при Алексее Михайловиче и раньше. Всеми ветвями сплелись с другими такими же родами, но при этом никто никогда не забывал о заслугах предков, о происхождении рода. И всё окружение не забывало! Доблесть пращуров, отличившихся при иных дворах и в битвах где-нибудь в Европе -всё это являлось составляющей значимости человека в современном ему обществе. «А афишировать, не афишировать»- это 20 век. Как и болезненное увлечение «расовой принадлежностью».

      [Цитировать]

    • Грибанов:

      Действительно, в то время не только выходцы из германских княжеств, а также выходцы из Франции, Голландии, Англии, Шотландии, служившие и жившие в России свою «арийскость» не афишировали. И не потому, что чего-то опасались, а потому что это было им ни к чему! Об этом и пишет Муртазаев. Все перечисленные Муртазаевым, кстати, были православными. Это так, к вашему сведению. А вот уже при Николае II гонения на немцев (и не только!) начались. Известно ли вам, что депортировали их в 41-м по плану составленному в последий год царствования Николая II?

        [Цитировать]

      • lvt:

        Г-н Грибанов! Вы неправы. Прочитайте внимательно мою реплику. Гербы и родословные издавались, на них ссылались, они определяли место рода в Русском Обществе до падения царизма. Предки были НЕОБХОДИМЫ. Заслуги в иных княжествах также ценились и подтверждались нашими Государями. Вот цитата из Википедии. Бароны Дельвиги получали подтверждение титула и древности своего происхождения у Александра Второго. Принадлежать к «стародавнему германскому дворянству» было почётно в России.
        «Высочайший Указ Его Императорского Величества Императора Всероссийского, царя Польского и Великого князя Финляндского Александра II от 4 июня 1868 года подтвердил решение Reichsrat’a от 13 Мая 1868 года о подтверждении баронского титула для … дворянской семьи фон Дельвиг, происходящей из Вестфалии и принадлежащей к стародревнему германскому дворянству (Uradel). .. «Коллегия г.г. Ландратов и Дворянский комитет рассматривали вступившие три года тому назад от нынешнего Тайного Советника при посольстве и Камергера Барона Дельвига предоставленные этой фамилии матрикульной комиссией (комиссией по составлению списка дворянских родов) дополнительные доказательства о древности означенной дворянской фамилии, и так как по оным оказалось, что этот известный древний род ещё во время гермейстеров (магистров Ливонского ордена) бесспорно владел поместьями в Герцогстве Эстляндском, то ему принадлежит это достаточно доказанное преимущество не только в здешней матрикуле, но оно предоставлено Г-ну Тайному Советнику посольства и Камергеру Барону фон Дельвигу в доказательство его древнего дворянского происхождения также при дворянстве в Лифляндии» Вот так обстояли дела! Скрывать своих предков -это уже бедствие Советского времени. Кстати, Кюхля друг Александра Сергеевича, был лютеранином.

          [Цитировать]

  • Гость-2:

    «Восток – это презумпция нежного подхалимажа и утонченных расчетов»… Мощно сказано!

      [Цитировать]

  • Константин ташкентский:

    Как-то странно, прочитал этот анонс и появилось желание никогда не брать эту книгу в руки. Жалко будет потерянного времени.

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    Читать не буду… принципиально…Чувство брезгливости не превозмочь…

      [Цитировать]

  • long59:

    судя по публикациям г.Фитца( я их в Германии много перечитал), у него одна идеяфикс: чтобы Россия покаялась в геноциде немцев.
    Больше его ничего не интересует.
    Лейтмотив один-Россия всегда и во всём виновата.
    Не будет этого, это вам всем надо выстроиться в очередь и каяться перед Великой Россией.

      [Цитировать]

  • long59:

    это вот для Фитца.
    Такое в его анекдотах ещё не было:
    В любом месте Средней Азии появление русского военного лагеря — буквально за несколько недель — оставляло местных жителей без овчарок (предков нынешних алабаев, кстати). Именно этого срока хватало, чтобы все собаки, охраняющие отары в окрестностях воинской части, оказывались в русском лагере на правах сторожей — там, где их регулярно кормят(!), гладят(!) и, главное, любят(!).

    Именно поэтому не известно ни одного случая, чтобы ночью местным «партизанам» удалось удачно подкрасться и напасть на русский лагерь — ночных «визитёров» собаки рвали насмерть. (Это не словесный оборот, это буквально.)

    Более того, известен случай когда несколько десятков таких экс-овчарок буквально разогнали боевой порядок нескольких сотен туркменской кавалерии раньше, чем те успели напасть на русский лагерь. И это было днём.

    Надо сказать, что русских поначалу удивляла такая ненависть собак к своим бывшим хозяевам. Потом перестала, ибо русские увидели, что местные со своими собаками общались исключительно пинками, камнями да палками, а на любого, кто додумался хоть раз покормить свою овчарку, посмотрели бы как на идиота (а кем ещё надо быть, чтобы дать пищу харамному зверю?). Понятное дело, что при таком обращении не то, что собака, а и хомячок хозяина возненавидит.

    Надо сказать, что местные овцеводы рано или поздно приходили к мысли, что свою собаку (собак) надо у русских забрать, ибо экономические потери были явные и большие:

    Во-первых — отары без собачьего присмотра разбегались (со всеми последствиями отсюда вытекающими);

    Во-вторых — вместо убежавшей собаки, до того работавшей бесплатно и безъедно, приходилось нанимать чабана, работающего за деньги и харчи. И хотя труд чабана в Средней Азии был невероятно дёшев, тем не менее это были совершенно непредусмотренные и ненужные затраты (часто и так у совсем небогатых людей).

    И вот в один прекрасный (или когда как) день, к командиру русской части солдаты приводили пересилившего страх местного, и тот озвучивал русскому офицеру деловое предложение: «Возвращайте мне мою собаку (собак) или заплатите за неё (них)!..»Причём суммы всегда назывались совершенно запредельные — собака шла по цене минимум верблюда.

    На что коварный русский отвечал:

    — Хочешь забрать?.. Да ради Бога!.. Забирай. Эй, покажите ему собак и пусть хоть всех их забирает!

    К тому времени о том, что местный пришёл забирать свою собаку, обычно знал весь лагерь и посмотреть на бесплатный цирк сбегались все, кто не был занят на срочных работах.

    Местному показывали стаю собак: «Вон они, бери любую …» И он шёл к ним с палкой в одной руке и верёвкой в другой, не чувствуя никакого подвоха.

    А подвох был — к тому времени у собачьей стаи уже чётко был выработан условный рефлекс: любой местный без сопровождения хотя бы одного русского солдата, на границе лагеря или на его территории, должен атаковаться без какой-либо команды и предварительного облаивания.

    Много ли тебе поможет палка, если на тебя одновременно и со всех сторон бросается десяток-другой злющих псов, со средним весом 1,5 пуда каждый (а отдельные экземпляры и потяжелее)?

    В общем, к тому времени, когда наши солдаты, всласть насмеявшись, отгоняли собак, местный уже бывал капитально искусан, а подран ещё сильнее.

    Да, грубо, нетолерантно и совсем не по-вегетариански, но что было, то было — времена были тяжёлые, игрушки были железные, жизнь солдатская была скучна и тосклива, поэтому развлекались солдатики как могли.

    Ну, а после нескольких таких случаев желающие вернуть себе собаку среди местных как-то переводились.

      [Цитировать]

    • Кинолог, любитель собак:

      Интересная история с собаками! Я собираю упоминания о боевых собаках, можно мне сослаться на Ваше авторство этой инфы? Кстати, в истории есть упоминания о том, что у Чингизхана был целый тумен (10000) специально обученных гигантских собак весом до 5-6 пудов, которые не только атаковали войска противника, обращая их в бегство ночью своим ужасным видом (морды собак мазали специальным фосфорным раствором, приготовленным китайцами), но и утаскивали оружие противника, незаметно проникая ночью в его расположение. Известен даже случай, когда ночью несколько псов укатили пушку при осаде Рязани монголами. Так что псы, о которых Вы тут рассказали, наверняка потомки боевых собак Чингисхана!

        [Цитировать]

  • Усман:

    «Я узнал, что у меня
    Есть огромная семья:
    Речка, поле, и лесок,
    В поле – каждый колосок…
    Всех люблю на свете я –
    Это – Родина моя!»

    Бедные люди эти, кто на берегах Потомака, Изара и прочих африках. Даже бродячая собака Чингиз-хана хочет умереть на Родине.

      [Цитировать]

  • Валерий Ходжаев:

    впечатления из комментария лонга : какие нехорошие , неумные , злые , жадные и бедные люди были аборигены , даже чуть глупее своих собак . Русские так любили собак , что отобрали их у местных в таком количестве , что местным приходилось выпрашивать собак у русских обратно , а добрые , ууумные и ковааарные русские отвечали забирай . А как мстили аборигенам собаки . Так и слышу от лонга ату их .Здорово . Ташкент Вы любите , а народ для вас как был так и остался …. кем дополните из сути моего комментария

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.