Встреча в Мангалочьем дворике Анонс Литература

Звонила Альбина Витольдовна, напомнила, что сегодня 121 год со дня рождения Сергея Есенина.

В четверг шестого октября в 15:30 в Мангалочьем дворике будет встреча по этому поводу, будет выступать (среди прочих) А. Устименко. Может, и у меня получится поучаствовать.

Раиса Крапаней

Алексей Устименко написал замечательную повесть Хмарь стеклянной Бухары. Если интересно будет увидеть воочию автора, насладиться истинной литературой, новым изложением, порой идущей вразрез с принятой официальной, пребывания С. Есенина в Ташкенте, приходите в РОССОТРУДНИЧЕСТВО (ориентир гост.Россия, ЮСЕЛЛ). Предварительная запись по среду включительно по телефонам 172 51 93, 237 01 54.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

7 комментариев

  • Ирина:

    ПАЛОМНИЧЕСТВО К ЕСЕНИНУ
    http://www.pravoslavie.ru/50017.html

    Особенно поразило меня исследование О.Е. Вороновой “Сергей Есенин и русская духовная культура”. Благодаря этому труду я открыл православный мир Есенина, его высокую духовность и глубокую веру в Бога, которая отражена во многих стихотворениях поэта, а также в его письмах».
    Рассуждая о плодах христианского воспитания поэта, О.Е. Воронова отмечала: «Во многих произведениях Есенин показал свою глубокую осведомленность в жанрах гимнографической поэзии – таких как тропарь, канон, псалом, акафист, в типах молебнов и молебных песнопений, таинств и священнодействий». В апреле–мае 1925 года поэт открыто исповедовал свою веру во Христа, ответив стихами на антихристианские опусы Демьяна Бедного (Ефима Придворова), поругавшегося над новозаветными истинами Евангелия. В своем «Послании “евангелисту” Демьяну» Сергей Есенин писал:
    Ты сгустки крови у Креста
    Копнул ноздрей, как толстый боров.
    Ты только хрюкнул на Христа,
    Ефим Лакеевич Придворов.
    Другой выдающийся иерарх наших дней митрополит Сергий (Фомин) так говорит о значении поэта для современной России: «Есенин – это наши духовные корни, которые будут способствовать возрождению России. Говоря о Есенине, надо говорить о России, о ее трагедии. Отражение правды о России является основой творчества поэта. Миру еще предстоит узнать Есенина заново»[2].

    Ему вторит архимандрит Авель (Македонов, † 2006), наместник знаменитого Иоанно-Богословского монастыря, расположенного в нескольких километрах от Константинова: «Сергей Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые. А те наслоения, которые складывались вокруг имени Сергея Есенина, производились теми людьми, которые хотели, чтобы имя русского поэта было забыто»[3].

    Что ж, давайте «узнавать Есенина заново»!

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Творчество великих русских литераторов можно действительно понять и по достоинству оценить только через призму православной веры – эта мысль все чаще звучит и в научных кругах. С 2003 года Международным общественным Фондом единства православных народов издаётся серия «Русские писатели и православие». Ранее в этой серии были выпущены книги о творчестве Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Крылова, Достоевского и других авторов. Недавно вышел очередной том серии – «Есенин и православие». Книга получила высокую оценку Святейшего Патриарха Кирилла и известного русского писателя Валентина Распутина.
    О нем много говорили, писали, снимали кино. Его жизнь, как и его смерть – до сих пор провоцирует все новые догадки, новые споры. Так сложилось, что самым популярным были и остаются его «хулиганские» стихи. Это лирика очень эмоциональная, «с надрывом», от нее веет свободой, ее цитирует и заучивает наизусть молодежь. Есенина воспринимают, не только у нас, но даже в большей степени – за рубежом, как талантливого вечно молодого хулигана, пьяницу и балагура. В Москве долгое время в ходу было слово «есенинщина», которое воспринималось почти как ругательное.

    Не все слышат, как Сергей Есенин, «московский озорной гуляка», свои стихи наполняет колокольным звоном. Не все видят, как над русской землей он зажигает «звезды – свечи». Господь в его стихах – повсюду. Он не только взирает на Русь с высоты, но и ходит по ней, совсем рядом. Сергей Есенин, говорят авторы новой книги, — еще и христианин.

    Нельзя сказать, что книга «Есенин и православие» — это совершенно новое прочтение жизни и творчества поэта. Это, прежде всего попытка собрать воедино материалы, которые бы помогли взглянуть на него сквозь призму христианского мировосприятия. А оно, без сомнения, было очень близко и Сергею Есенину, и тем многим замечательным русским авторам, которых мы привыкли называть «великими».

    В книгу вошли материалы, собранные Научно-исследовательским центром по изучению и пропаганде наследия поэта Рязанского государственного университета им Есенина. Это статьи разных авторов, в том числе зарубежных – из 5 стран мира. Предисловие к книге написал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Отдавая дань памяти и уважения величайшему гуманисту и подвижнику православной веры, митрополиту Симону, возглавлявшему долгие годы Рязанскую епархию, издатели поместили в книгу и его статью, посвященную 100-летию со дня рождения С. А. Есенина.
    Эта книга, надеются авторы издания, еще раз обратит внимание на наше культурное наследие, истоки которого мы неизбежно обнаруживаем в православной вере.
    http://tv-soyuz.ru/news/pravoslanaya-tserkov-ozabochena-vozrozhdeniem-dobroy-pamyati-o-poete-sergie-esenine

      [Цитировать]

  • Ирина:

    http://www.wco.ru/biblio/books/esenin1/Main.htm

    От автора

    Татьяна Фёдоровна Есенина сидела у окна и, обливаясь слезами, шила саван для своего смертельно больного сына Сережи. Четверо детей родила она и все они умерли. Во младенчестве скончались Петя и Аня, в трехлетнем возрасте Оля и Леня. «Господь взял их к себе на небесные поля», — утешала Татьяну мать — Наталья Евтеевна.
    Теперь вот Сережа… Вроде и окреп уже, ведь шестнадцать годочков исполнилось, а вот неугодно, наверное, Богу, чтоб он жил…
    Сергей Есенин в тифозном бреду вдруг приоткрыл глаза и ясно увидел, как мать, плача, шьет ему саван. И тогда у него появилось неодолимое желание жить и наперекор материнскому плачу выбраться из душной, сумрачной избушки на солнце, на свежий воздух. Это желание было настолько сильным, что свершилось чудо. Сергей Есенин выжил.
    Жизнелюбие, благодаря которому он преодолел смертельную болезнь, оживотворяло все его творчество. Даже грусть, свойственная равнинной русской душе и та для него блаженна:
    Звени, звени, златая Русь,
    Волнуйся, неуемный ветер!
    Блажен, кто радостью отметил
    Твою пастушескую грусть.
    И в самые черные, так называемые «упаднические» времена Есенин писал: «Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть».
    Жизнь и творчество Сергея Есенина расцвели в трагические для нашего Отечества годы, когда в России полыхала братоубийственная гражданская война и лилась кровь русских людей, воевавших друг против друга. Страданиями, враждой и озлобленностью была тогда переполнена наша земля. И среди сонма признанных и новоявленных поэтов, вовлеченных в политические споры и распри, голос Есенина призывал всех к христианскому примирению:
    Не губить пришли мы в мире,
    А любить и верить, —
    писал он сразу же после свершившейся революции в поэме «Певущий зов».

      [Цитировать]

  • Ирина:

    В то время, когда Маяковский призывал браться за оружие («Ваше слово, товарищ маузер!»), Есенин считал, что лучше умереть самому, чем «…С любимой поднять земли // В сумасшедшего ближнего камень». Таким образом он напоминал людям о важнейшей христианской заповеди «Возлюби ближнего своего…».
    «Молю вас, братья, да любите друг друга», — завещал перед своей смертью апостол Иоанн Богослов. «Дайте мне на родине любимой // Все любя, спокойно умереть», — писал незадолго до гибели Сергей Есенин.
    Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни.
    И, хотя в поздний период своего творчества Есенин не обращался в своих стихах к христианской символике, но, как писал литературный критик того времени Г. Покровский: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронес через бури революции и незаметно вкрапливает ее тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи». Как верно подметил Покровский эту особенность в творчестве Есенина! Действительно, даже в так называемой любовной лирике «Персидских мотивов» можно услышать мотивы христианских заповедей. Так, в стихотворении «Золото холодное луны» поэт пишет:
    Оглянись, как хорошо кругом:
    Губы к розам так и тянет, тянет.
    Помирись лишь в сердце со врагом —
    И тебя блаженством ошафранит.
    Как здесь не вспомнить евангельские слова «Блаженны миротворцы…» и «Молитесь за врагов своих…».
    Прощать своих врагов, примиряться с ними может только человек, который желает «…все любя, спокойно умереть».
    Святой исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Любить… врагов могут только те, у кого сердце чистое».
    В дни празднования 110-летия со дня рождения великого поэта архимандрит Иоанно-Богословского монастыря Авель (Македонов) в разговоре с писателями сказал: «У Сергея Есенина было чистое сердце».
    Однако в сердце поэта жили и мучительные противоречия, которые приводили его к пересмотру своей религиозности. Так в автобиографии к неосуществленному изданию своего «Собрания сочинений» поэт писал: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Но, через некоторое время, опомнившись, попросил редактора «Собрания…» И. Евдокимова снять эту автобиографию. По воспоминаниям самого Евдокимова поэт говорил: «Ложь, ложь там все! Любил, целовал, пьянствовал… не то, не то, не то!»
    Это признание поэта можно отнести и к некоторым строчкам других его автобиографий…
    Современный есениновед, доктор филологических наук, автор уникальной монографии «Сергей Есенин и русская духовная культура», О.Е. Воронова пишет о последнем периоде его творчества: «То, что в его стихах исчезла эстетика христианской образности, столь характерная для раннего этапа его творчества, и «богоборческая» риторика революционных поэм, значило лишь, что сокровенная духовная жизнь Есенина была напряженной и мучительной».
    Очень точно выразилась Ольга Ефимовна, назвав духовную жизнь Сергея Александровича в последние годы напряженной и мучительной. Поэт относился к тому типу творческих людей, у которых, по замечанию профессора Духовной академии М.М. Дунаева, «…в глубинах сердца вера, быть может, и укоренена безсознательно, но сознание предъявляет и свои права: сомневается, ищет, отвергает даже несомненное. Оно мучит, мучит и себя, и сердце своего обладателя и выплескивает собственную муку из себя в окружающий мир».
    Напряженные, мучительные строки выплеснул в «окружающий мир» Есенин за два года до гибели:
    Стыдно мне, что я в Бога верил,
    Горько мне, что не верю теперь.
    И мир принял это признание и понял, ведь противоречия духовной жизни Есенина отражали в то время противоречия всего русского народа, плоть от плоти которого он был.
    Как писал современник Есенина, писатель-эмигрант Г. Иванов: «Есенин — типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» — его братья по духу «соучастники-жертвы» революции… судьба Есенина — их судьба, в его голосе звучат их голоса». Об этом же сказал и советский есениновед Ю. Л. Прокушев: «Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением в его душе действительных явлений жизни. Не надо сглаживать противоречия Есенина, не надо выпрямлять его жизненный путь. Этого нельзя делать даже при самых благих намерениях. Отнять у Есенина его противоречия, умолчать о некоторых произведениях, а другие, наоборот, выпятить — это значит обокрасть и себя, и Есенина».
    К сожалению мы обкрадывали и обкрадываем себя до сих пор выпячивая, как в поэзии, так и в самом поэте негативные, скандальные стороны и умалчивая о его православной лирике и личной вере в Бога.
    Даже сам Юрий Львович в исследовательских работах не сумел воплотить свою установку. Сергей Есенин выглядит у него человеком, который через ошибки и противоречия неуклонно стремился стать активным участником «коммунистического строительства».
    В работах же современных есениноведов, таких как Н. Сидорина, В. Кузнецов, С. Куняев, поэт предстает разочарованным в коммунистических идеалах и даже стремившимся покинуть советскую Россию из-за преследований ОГПУ (Отдела главного политического управления).
    Однако феномен Есенина состоит в том, что благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению Г. Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы нет ничего общего…».
    Это же отмечает и наш современник, доктор филологических наук А. И. Чагин, «…герой Есенина как бы возвышается над фактом раскола нации, с горечью осознавая его, но равно принимая в свое сердце оба берега рассеченного «русского сознания». В полной мере сказалась здесь позиция наследника единой, неразделимой национальной культуры, позиция поэта-объединителя».
    В самом деле, в предреволюционное время его стихи читали и крестьяне и дворяне, Царица Александра Федоровна, Царевны и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, а после революционного переворота большевистские вожди — Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский и, позднее, Сталин.
    «На любви к Есенину, — писал Г. Иванов, — сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец».
    Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она «Есть Бог в святых мечтах земли».
    А для того, чтобы поэзия стала такой, Есенину необходимо было прежде всего самому сохранить и пронести через время воинствующего безбожия, через собственные ошибки и заблуждения святую православную веру, которую в конечном счете сохранило большинство нашего народа.
    В статье «Сергей Есенин и русская революция» священник Сергий Рыбаков пишет: «Русский народ во всех, выпавших на его долю испытаниях сохранил в себе образ Божий, свет иного бытия. И одним из тех, кто в поэтической форме запечатлел блики Божественного сияния над Россией, кто раскрыл истинную устремленность русской души к небесному, горнему миру, был и остается наш народный поэт Есенин».
    «Душа грустит о небесах,//Она нездешних нив жилица», эти есенинские строчки характеризуют духовный путь поэта, который вел его ко Христу, но никак не к Иуде.
    Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы А.В. Гулин заметил: «Огромное движение, проделанное Есениным за его жизнь, главные итоги этого движения противоречат мысли о его самоубийстве. Одухотворенность поздней его поэзии способна убеждать: не участь висельника Иуды, а честная мученическая смерть во искупление грехов была уготована ему в конце».
    http://www.wco.ru/biblio/books/esenin1/Main.htm
    Игорь Евсин

      [Цитировать]

  • Ирина:

    В день рождения великого русского поэта
    Сергея Есенина (03.10.1895 — 28.12.1925)

    Жизнь — обман с чарующей тоскою,
    Оттого так и сильна она,
    Что своею грубою рукою
    Роковые пишет письмена.

    Я всегда, когда глаза закрою,
    Говорю: «Лишь сердце потревожь,
    Жизнь — обман, но и она порою
    Украшает радостями ложь.

    Обратись лицом к седому небу,
    По луне гадая о судьбе,
    Успокойся, смертный, и не требуй
    Правды той, что не нужна тебе».

    Хорошо в черемуховой вьюге
    Думать так, что эта жизнь — стезя
    Пусть обманут легкие подруги,
    Пусть изменят легкие друзья.

    Пусть меня ласкают нежным словом,
    Пусть острее бритвы злой язык,—
    Я живу давно на все готовым,
    Ко всему безжалостно привык.

    Холодят мне душу эти выси,
    Нет тепла от звездного огня.
    Те, кого любил я, отреклися,
    Кем я жил — забыли про меня.

    Но и все ж, теснимый и гонимый,
    Я, смотря с улыбкой на зарю,
    На земле, мне близкой и любимой,
    Эту жизнь за все благодарю.

    Август 1925

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.