Дополнение к материалу о концерте Мстислава Ростроповича в Бухаре История Разное

Гость опубликовал в комментариях фото театра, в котором выступал  М. Ростропович. Так выглядел театр в 1971 году. Черное-белое фото из официального путеводителя.

Тахир дал ссылку на воспоминания Шахабутдина Зайнутдинова, бывшего корреспондента «Правды Востока» о М. Ростроповиче «Рыцарь музыки по прозвищу Подсолнух». Копирую статью для концентрации информации. ЕС.

РЫЦАРЬ МУЗЫКИ ПО ПРОЗВИЩУ ПОДСОЛНУХ
Сегодня исполняется 75 лет всемирно известному музыканту, дирижеру, педагогу, меценату и общественному деятелю Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу.
В моем архиве сохранилась фотография выдающегося виолончелиста с его автографом, которую он оставил зимой 1971 года в Ташкентском аэропорту в ходе краткого интервью для нашей газеты. А дело было так.

В то время автор этих строк — еще «зеленый» репортер «Правды Востока» — регулярно вел рубрику «Гастроли». В один из дней директор объединения «Узбекконцерт» Амаяк Назаров под большим секретом сообщил, что к нам приезжает на один-единственный концерт сам Мстислав Ростропович. Причем не было никаких афиш, хотя уже тогда он был увенчан всеми высокими званиями и регалиями. И, разумеется, много гастролировал по планете.
Однако с 1969 года, когда Мстислав Ростропович и его жена — знаменитая оперная певица Галина Вишневская — приютили у себя на подмосковной даче писателя Александра Солженицына (будущего Нобелевского лауреата, который, кстати, первые свои книги начинал писать в Ташкенте), начались гонения. Великим артистам, которые представляли гордость страны на международной арене, не давали выступать с публичными концертами. Разве что только в глубинке. Галину Вишневскую лишили сцены Большого театра и вообще не пускали даже в филармонические залы. А вот Мстиславу Леопольдовичу еще изредка позволяли вести концертную деятельность…
Что касается истории единственных, пожалуй, гастролей М. Ростроповича в Узбекистане, то поначалу намечался концерт в ташкентском зале «Бахор». Однако его отправили в Бухару, где тогда практически не проходили симфонические концерты. Поэтому, наверное, прослышавшие о приезде выдающегося виолончелиста любители серьезной музыки из Ташкента, Самарканда, Ферганы поспешили на выступление музыканта — «диссидента». Конечно, по разумению тогдашних чиновников от политики и искусства.
В Ташкентском аэропорту М. Ростропович в то январское утро сидел в ожидании самолета в Москву. По пути из Бухары, откуда прилетел первым ранним рейсом. О чем беседовали? О разном, но больше о музыке. Мстислав Леопольдович вспоминал о Баку, где он родился в музыкальной семье. Отце, окончившем Петербургскую консерваторию с золотой медалью, профессоре-виолончелисте, много гастролировавшем по стране. О матери Софье Николаевне Федотовой, которая аккомпанировала Леопольду Витольдовичу в Оренбурге и стала его женой.
Волей военной судьбы семья эвакуировалась в этот город, где поселилась в доме крестной матери Славы — Елены Лонткевич, преподававшей немецкий язык во второй железнодорожной школе. Дом этот на улице Зиминской, 25 сохранился и поныне. А родители работали в музыкальном училище. Отец подрабатывал игрой в кинотеатре «Молот» и одновременно продолжал учить сына музыке.
Напомним, что уже в 12 лет состоялся дебют Славы, когда в сопровождении симфонического оркестра он сыграл концерт Сен-Санса. Там же, в Оренбурге, от сердечного приступа летом 1942 года скончался Леопольд Витольдович. Это стало переломным моментом в судьбе 15-летнего Славы, когда из Подсолнуха, как звали его в детстве за стремление к свету, к солнцу, из «ленивого мальчишки» — как он сам себя аттестовал в зрелые годы — стал главой семьи, заменил отца на преподавательской работе и солиста в концертно-эстрадном бюро, а в 16 лет поступил в Московскую консерваторию и окончил ее в 19 лет.
Так начиналась блестящая карьера выдающегося музыканта и дирижера, увенчанного 125 международными призами и наградами разных стран, в том числе французским орденом Почетного легиона и рыцарским званием, присвоенным британской королевой Елизаветой II.
Тогда, сидя в Ташкентском аэропорту за чашкой чая Мстислав Леопольдович с удовольствием говорил об узбекистанской публике, которая сумела каким-то образом раздобыть редкостные по тем временам стерео-пластинки фирм «Мелодия» и «Евродикс» с записями его совместных выступлений с Эмилем Гилельсом, Леонидом Коганом, Святославом Рихтером, Рудольфом Баршаем, Генрихом Талаяном, о том, как он оставлял автографы любителям симфонической музыки Ташкента, Бухары, Ферганы, Самарканда.
Заметим, что вскоре после того концерта в Узбекистане семья Ростроповичей временно уехала в США, где их не оставляли в покое, пока в 1978 году не лишили советского гражданства, а вернули его лишь на закате горбачевской перестройки. Там, за океаном, Мстислав Леопольдович почти два десятилетия руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, стал членом шести академий и доктором 36 университетов разных стран, почетным гражданином многих городов мира, пожизненным президентом Международного музыкального фестиваля в Эвияне (Франция), основателем совместно с Г. Вишневской благотворительного фонда для детских больниц.
С детства он мечтал стать хорошим музыкантом. Поэтому другой для себя судьбы не представляет, и если бы он мог выбирать, то все равно начал бы сначала. У него и сейчас не мечты, а, скорее, планы. Его репетиции и концерты по всему миру расписаны далеко вперед. Счастье, по мнению Мстислава Леопольдовича, — это когда Бог дает возможность служить людям и делать им добро, а несчастье — быть не нужным обществу.
Вся многогранная творческая и общественная жизнь Мстислава Ростроповича, а равно и его супруги Галины Вишневской, — яркий пример верного служения искусству, миру и человечеству.


Шахабутдин Зайнутдинов.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.