Ко Дню махалли в Узбекистане: сказания древнего саура Литература

Михаил Гар

I
Красивая легенда живет в моей махалле Шейхантахур. Однажды, во время азиатского похода, здесь, в тени дубов и карагачей остановился Александр Македонский. Полководец с небольшим отрядом гетайров собирался поохотиться на туранского тигра в непроходимых камышовых зарослях – тугаях.
Ко Дню махалли в Узбекистане: сказания древнего саура
В ту пору в махалле было много подземных источников; Александр решил утолить жажду, зачерпнул воду двурогим шлемом, оставшиеся капли выплеснул на землю. Там, где упали капли, выросли величественные сауры – деревья местной хвойной породы. Жители махалли относились к саурам с глубоким почтением, считая их священными.
Но в 30-е годы прошлого века во время очередного субботника их выкорчевали комсомольцы…

II
В Ташкент весна приходит рано. Задерживается, как правило, ненадолго. Порадует красотой, предупредит традиционной приметой: зацвел урюк – жди морозов.
А в апреле кто-то из старожилов наверняка испытывает волнение, и чем ближе к 26-му числу, тем сильнее будет давать о себе знать сердечное тремоло. По себе знаю.
Хорошо помню апрельское утро 1966 года. В 5 часов 23 минуты то ли свинцовое небо с багровыми рубцами обрушилось на землю и раскрошило в пыль все, что оказалось под его тяжестью; то ли сама земля перевернулась, встала на дыбы, сбрасывая с себя все живое… Я залез под одеяло (другого, более безопасного места не было). С потолка падали куски штукатурки. Мама кричала: «Это война!».
Через много лет информационные источники-всезнайки сообщат, что землетрясение продолжалось 10-12 секунд.
Но эти мгновения до неузнаваемости изменили облик города.
Наиболее пострадавшие старые районы – Кашгарку, Молочку и Шейхантахур, оказавшиеся в эпицентре, было решено сравнять с землей. Большинство домов, сложенных из саманных кирпичей, обожженных на солнце, не подлежали восстановлению и были пущены под бульдозерные ножи. Особо упорствующие строения добивали танками.
Мою махаллю Шейхантахур заново отстраивали ленинградцы.
За короткий срок они возвели десятки четырехэтажных домов – благоустроенных, крепких, надежных, позже выдержавших не одно землетрясение, коими нас, ташкентцев, время от времени встряхивает сейсмически опасный ареал нашего обитания.

III
А еще – ленинградские строители оставили почти все сады, сумев бережно сохранить сотни фруктовых деревьев, которые росли во всех махаллинских дворах. И сегодня в пространстве каждого современного двора, окруженного жилыми высотками, цветут и приносят плоды урючины, вишни, яблони, орешины, айва, гранат, инжир, хурма…
Кое-где стоят виноградники. Старики ухаживают за ними, подрезают лишние побеги, освобождают лозы от листьев, открывая юным гроздьям доступ к солнечному свету.
И по-прежнему, каждый год, дети и майны – афганские скворцы – наперегонки поедают неспелые, только-только народившиеся плоды.
Чем зеленее крошечные яблоки, вишни, урюк, тем они, на вкус добытчиков, имеют большую питательную ценность…
Все точно так же, как было и во времена моего детства!

IV
Каким-то чудесным образом когда-то уцелел только один саур – тот, у чьих корней завещал похоронить себя Шейх Ховенди ат-Тахур, чье имя носит махалля Шейхантахур.
Окаменевший ствол дерева по сей день стоит в небольшом скромном мавзолее над гробницей шейха – одного из святых покровителей Ташкента.
Ко Дню махалли в Узбекистане: сказания древнего саура
А поспевшие и перезревшие фрукты и ягоды из садов моего детства в огромном количестве осыпаются на землю. Никто из соседей никогда не подбирает их. Может, стыдятся… Может – не принято.
Все ездят на рынки, и покупают там втридорога те же самые фрукты, что лежат во дворе под ногами.
А может быть, по-прежнему в силе старое сохраненное правило: что упало на землю, то по праву принадлежит ей.

М. ГАР.
Фото А. ЧУДИНОВОЙ

Отсюда.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

3 комментария

  • 12:

    Какой такой Македонский? что вы людям лапшу на уши вешаете.Стыдно, господа историки и краеведы!

      [Цитировать]

    • Kramola.Info:

      Да так, на минуточку — сие был Искандер Филиппович Зулькарнейн (в миру — Александр Македонский). Искандер — прозвище. «Двурогий» переводится. Видать, на шлеме рога-украшения были. Точнее — у «Доцента» из той самой фильмы. А у вас, номер 12, есть какая другая версия? Ну так поделиться не мешает с «господами историками и краеведами». А то они курс истории Узбекистана подзабыли уже. Постарайтесь им напомнить.

        [Цитировать]

    • Carpodacus:

      Про Македонского и сауры я читал два достоверно записанных в старину варианта мифа, но несколько иных. В обоих повествование было совершенно мифологическим: а) Македонский ни много, ни мало, дошёл до гор на краю света и там набрал бурдюки с живой водой, дарующей бессмертие, но на обратном пути их проклевал ворон (видимо, где-то на месте Шейхантаура, угу), а царь как раз приболел и после того стал совсем безнадёжен, б) Македонский вообще спускался в подземное царство, и приносил воду оттуда, а вылезал на поверхность аккурат через Шейхантаурское кладбище, ну и на выходе немного расплескал.

      Более правдоподобную легенду с упоминанием двурогого шлема рассказывает на экскурсии Голендер. Я уж не знаю, это Гар был на экскурсии Бориса Анатольевича или Борис Анатольевич узнал её у Гара, или отуда вообще такая версия.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.