Народы Узбекистана. Евреи горские (таты) История

Самоназвание — йегудим, идн. Общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в США, Израиле, Российской Федерации, странах СНГ. Большинство говорит на языке той страны, где осели. Часть евреев говорит также на языке иврит, идиш и других этнических модификациях языков окружающих народов. Верующие — в основном иудаисты. В диаспорах сложилось деление на ашкенази и сефардов.

В Узбекистане проживают евреи различных этнолингвистических групп (ашкенази, яхуди, горские (таты), грузинские, крымчаки, караимы), отличающиеся друг от друга по происхождению, языку, традициям, территориям компактного проживания и т. д.

Впервые языковая принадлежность евреев в Туркестане была зафиксирована в 1897 г. во время всеобщей переписи населения. Разделение евреев по этническим общностям в деловых бумагах произошло в первые годы Советской власти и официально было закреплено во время переписи населения в 1926 г.

Кроме того, еще до революции в Туркестане евреи подразделялись на европейских, или ашкеназских (русских, украинских, польских, молдавских, белорусских, венгерских, румынских, австрийских, немецких, литовских, американских, израильских и др.) и на азиатских (яхуди, афганских, персидских, турецких и др.).

В советский период азиатские иудеи ассимилировались в одну этнокультурную бухарско-еврейскую общину и стали составной частью восточных евреев. К ним относятся также этнокультурные общины горских и грузинских евреев. Наиболее урбанизированной является грузинская.

Л.И. Жукова
Евреи горские (таты)

Самоназвание — иври. Самобытная группа евреев, проживающих в основном на побережье Каспийского моря, в Дагестане (Махачкала, Дербент) и Азербайджане (Баку). Язык — татско-еврейский (особое наречие новоперсидского языка), принадлежит к индоевропейской лингвистической семье. Верующие — иудаисты.

Горские евреи в Узбекистане:
1979 г. — 216
1989 г. — 617

Горские евреи (таты) — один из многих народов Северного И Центрального Кавказа. Их предки, как пленники, были переселены из Иранского Азербайджана в Прикаспийскую низменность в середине I тыс. н. э. Горскими их называют потому, что с незапамятных времен жили среди горских племен.

Во время персидского владычества в Закавказье семиты усвоили татский язык, подвергшийся сильному тюркскому влиянию и абсорбировавший лексику иврита и кавказских языков. Кроме того, они вынуждены были знать один-два, а то и больше языков соседних этносов.

Горские евреи никогда не имели своей государственности и поэтому постоянно приспосабливались к иноэтническому окружению. За шестнадцать столетий своего проживания среди разных народов и этнографических групп (азербайджанцев, осетин, балкарцев, кабардинцев, чеченцев и др.) они многое впитали из комплексной материальной и духовной культуры Кавказа.

В начале прошлого века евреи носили общекавказский народный костюм, но со своим этническим оттенком и украшениями; вели схожий образ жизни, зачастую давали имена исламизированные библейские и традиционные для населения округи. Они не разводили свиней и славились своим гостеприимством. Объединяла горских иудеев с местными мусульманами и схожесть погребальных обрядов. В то же время в семейной обстановке большинство горцев соблюдали древнееврейские правила, хотя и не всегда знали их первоначальный смысл; предпочитали брачные узы между родственниками и избегали смешанных браков.

Горские евреи были, малограмотными, но некоторые из них знали иврит, а многие могли читать молитву на древнееврейском языке.

В основном работали профессиональными кожевниками, сапожниками, портными, заготовителями. Занимались ковроткачеством, торговлей. В горных деревнях — садоводством и виноградарством, виноделием и разведением простого сорта табака. И в сельской местности, и в городах горские евреи селились преимущественно колониями. Самая большая образовалась в Нальчике.

Среднюю Азию наиболее предприимчивые из них посещали еще в эпоху феодализма для скупки необработанных шкур. Склонные, как и весь еврейский этнос, к международной торговле, горские купцы привозили сюда излишки как своих товаров (сафьян, обувь, ювелирные украшения), так и изделия кавказских мастеров.

Но в начале прошлого века правительство Российской империи запретило горским евреям-торговцам свободно передвигаться по Азии. И только в 1915 г. черта оседлости для еврейского населения в России была упразднена. Горские евреи начали индивидуально, в целях улучшения своего материального положения, мигрировать в любые районы, в том числе и южные окраины империи.

В 1920-х гг. немало было сделано для горских евреев, и прежде всего в области образования и культуры. Были построены школы. С 1925 г. стали печататься материалы на татско-еврейском языке, причем с использованием алфавита древнееврейского языка. Позднее была принята письменность на основе русской графики. Татско-еврейский диалект стал одним из литературных языков Дагестана.

В районах компактного проживания горских евреев стали работать обувные и чулочные фабрики, кожевенные заводы. Стала уходить в прошлое прежняя общинная замкнутость (но только частично). Появились интернациональные семьи.

Некоторые евреи переехали в Среднеазиатский регион в годы второй мировой войны. В Узбекистане в их трудоустройстве и оказании помощи в бытовом плане деятельное участие принимали единоверцы из бухарскоеврейской общины, с которыми уже давно сложились дружественные связи. Известно, например, что бухарско-еврейский раввин в середине XX столетия был приглашен в синагогу города Нальчика.

В Узбекистане горские евреи достаточно быстро адаптировались к новым условиям жизни и усвоили языки коренных жителей. В республике они слыли хорошими ювелирами, «цеховиками» (ручное производство), опытными протезистами и, конечно, специалистами в сфере обслуживания и торговли. Появилась своя интеллигенция — мелиораторы, врачи, инженеры.

В конце 80-х гг. начался исход горских евреев в Израиль, а позднее — и в США.

Л.И. Жукова

Литература:
Зиссерман Д. Еврейские общины в Советском Союзе / Отцы и дети. 2000. № 33. С. 21—22.
История горских евреев Северного Кавказа в документах (1829—1917). Нальчик, 1999.
Исход горских евреев: разрушение гармонии миров. Нальчик, 2000. Ярков А. П. Евреи в Кыргызстане. Бишкек, 2000.

Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.