Архитектурный ансамбль «Мавзолей Зайниддина Тошканди» История Фото

Guzal Tarona Uz:

Амир Темур перед большими сражениями часто посещал могилы дорогих ему святых людей. Перед битвой с потомком Чингисхана Тохтамышем Амир Темур посетил могилу Шейха Зайниддина в Ташкенте (1164-1259 гг.), в 1390 году, через 131 год после его смерти. Перед походом в Китай он опять посетил эту могилу в 1392 году. По его приказу над могилой шейха Зайниддина был построен мавзолей, который и сейчас находится в Ташкенте, в местечке Кукча.


Шейх Зайниддин Куй Арифан Тошканди был сыном одного из основоположников суфизма Сухроварди (1134-1234). Полное имя - Шейх Шахобиддин Абу Хавс Умар Сухроварди. Учение Сухровардизм до сих пор популярно в мусульманских странах. Сухроварди отправил сына Зайниддина из Хорезма в Ташкент для распространения своего учения. Шейх Зайниддин, кроме теологии, занимался также астрономией. На Кукче рядом с мавзолеем сохранилась древняя обсерватория, построенная, видимо, еще до Зайниддина. Ее называют «Чиллахона», и это один из оставшихся целым и невредимым, после Чингизхана, памятник архитектуры.


Конструкция Чиллахоны позволяла решать различные астрономические задачи: определение дня весеннего равноденствия, дня летнего солнцестояния, угол наклона плоскости экватора к плоскости эклиптики, широты местности и др. Существует легенда, по которой из обсерватории якобы существовал подземный туннель длиной 5-6 км до местечка Хаст Имом, к месту проживания Каффаль аш Шаши. Позже на Кукче в 14-15 веках была построена также соборная мечеть. Сейчас весь ансамбль Мавзолея полностью восстановлен.


В настоящее время на Кукче проживают несколько прямых потомков Шейха Зайниддина. Один из них, Омонулла Файзуллаев (1921-2008) много сделал для восстановления генеалогических корней своих предков. Его сыновья являются потомками Шейха Зайниддина Тошканди в 31-м поколении.
Источник: Шейх Зайниддин куйи Арифан Тошканди. Ташкент, изд-во «Meriyus», 2014.

Схема Чилля-хоны из книги, фото мечети и мавзолея мои. ЕС

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

2 комментария

  • Александр:

    Вот бы продолжить публикацию рассказами потомков о предках

      [Цитировать]

  • Carpodacus:

    У автора этого опуса каша в голове. На самом деле, нынешний мавзолей не столь древний. В самом Ташкенте вообще не сохранилось ничего от времён Тимура (только, предположительно, в Зангиате). Его нижняя часть построена в XVI веке, а верхняя — результат такого капитального ремонта в 1920-1931 годах, что была фактически выложена заново (кстати, интересно, каким образом добились ремонта мавзолея религиозного деятеля в раннесоветские годы, начав ещё даже при военном коммунизме?). Исходно на могиле стоял маленький мавзолей, потом чортак, действительно выстроенный Тимуром, но его руины только лишь под современным мавзолеем.

    И как Сухроварди мог быть одним из основателей суфизма в XII веке? Это уже поздний этап развития суфийской традиции, которая возникла века на три-четыре раньше (деятельница раннего суфизма Рабия ещё в VIII жила, а сами суфии себя связывают с первыми последователями Мухаммеда). Течение сухровардия — да, основал, но так можно и Накшбанда в основатели суфизма написать.

    Что касается чилляхоны, то её всё как-то удревняют и удревняют. В книге Бурякова, Ростовцева и Касымова про (1973) значился XIII век (т.е. её постройка, видимо, связывалась с самим приездом Зайнуддина Бобо). В книге Булатовой и Маньковской (1978) — уже XII-XIII. Теперь говорят, что чилляхоне лет тысячу. Интересно, есть объективные данные или…?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.