Народы Узбекистана. Дунгане Разное

Распространенное в русской литературе название народности хуэй, живущей в Северо-Западном Китае; среднеазиатская народность, живущая в странах Средней Азии и Казахстана (самоназвание — лаохуэйхуэй, двуньян жын). Язык — дунганский синотибетской семьи. Верующие — мусульмане-сунниты.

Дунгане в Узбекистане:

1926 г. — 132
1979 г. — 1106
1989 г. — 1353

Дунганские переселенцы появились в Андижане в 1880-1883 гг. после поражения дунганского восстания 1862-1878 г. на северо-западе Китая. Всего их, включая поселившихся в Ошской области, насчитывалось 343 чел. В Ташкенте дунганские торговцы поселились в конце XIX — начале XX в. Вплоть до 1917 г. продолжались переезды в Ташкент небольших групп дунган из Семиречья. В предреволюционные годы здесь их уже насчитывалось несколько десятков.

Основная масса дунган, больше частью потомки выходцев из Шэньси, переселилась в Ташкентскую область в 1930 г., где 1935-1936 гг. образовали колхозы «Лунмин, Гунхо» и «Стахановский рисороб». Ныне дунгане живут в основном в Ташкенте, Ташкентской области, Андижане и других городах Ферганской долины.

В 1939 г., в связи с ужесточением режима перехода советско-китайской границы, в Узбекистане осталось на жительство небольшое количество дунган — торговцев и студентов, составивших впоследствии их наиболее образованную часть.

В конце 50-х — начале 60-х гг. в Узбекистан прибыла последняя группа переселенцев-беженцев из КНР. Ныне они составляют около 10% дунганского населения г. Ташкента и Ташкентской области. Среди них 35-40 чел. (5-6 семей) по происхождению салары (тюркоязычный народ на северо-западе Китая). Процесс слияния части саларов с дунганами имеет место и в Китае. В 1979 г. и 1989 г. в Узбекистане насчитывалось соответственно 1106 и 1353 дунганина, т. е. их численность за десятилетие выросла на 22%.

Помимо естественного прироста, в последние годы в Узбекистан переселилось несколько десятков дунган из Казахстана и Кыргызстана. В настоящее время, по оценочным данным, здесь проживает около 2 тыс. дунган. Из них более 600 чел. (103 хоз-ва) — в Дунган-махалле хозяйства «Карасув» Уртачирчикского района Ташкентской области (бывший колхоз «Стахановский рисороб»). Отметим, что в 1936 г., в год переселения, здесь насчитывалось 149 чел. (42 хоз-ва).

В своем большинстве дунгане говорят на шэньсийском диалекте китайского языка, значительно меньше — на ганьсуйском диалекте.

Дунгане исповедуют ислам суннитского толка и, в основном, принадлежат к ханифитам. Дунгане-шэньсийцы делятся на две религиозные группы — «яхши» и «яман», различающиеся по ряду религиозных обрядов, в основном похоронно-поминального цикла. В Узбекистане они проводятся по обычаям группы «яман», наиболеее здесь многочисленной. Есть среди них представители секты джахирия, большей частью из дунган-ганьсуйцев. В быту дунган, наряду с исламом, сохранились пережитки домусульманских верований, а также элементы распространенных в Китае даосизма, конфуцианства и буддизма.

О происхождении этого народа среди ученых до сих пор нет единого мнения. Среди самих дунган бытует легенда об арабском происхождении. Императору эпохи Тан (618-907) приснился сон, в котором его от чудовища спасает юноша в зеленой одежде. Мудрецы объяснили императору, что чудовище — его враги-кочевники, а юноша в зеленом (символ ислама) — цвет появившейся на западе новой религии, которая спасет империю. По совету мудрецов, император посылает в Аравию послов с приглашением Пророка Мухаммеда. Последний послал в помощь императору три тысячи арабских воинов. В борьбе с кочевниками арабы одержали победу. Чтобы как-то удержать их у себя, император дал им в жены китаянок. Дети от их браков и есть дунгане.

Дунгановеды констатируют, что основным пластом в формировании дунган-хуэй были местные народы Северо-Западного Китая, с участием разных тюркских, иранских, арабских компонентов, на основе китайского языка и мусульманской религии. Последняя сыграла решающую роль в формировании дунганской народности.

Дунгане — исконные земледельцы, огородники и рисоводы. Традиция разведения огородных культур у дунган продолжается и в наши дни. Они сажают традиционные овощи, пряные культуры, горький и сладкий перец, баклажаны, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, крупную красную редиску (сохраняющую свои вкусовые качества целую неделю), кольраби, различные сорта бобовых и фасоли, в том числе денду-вигна (стручки которой достигают 50-60 см), дюцай — дунганскую черемшу, сунзы — сычуанскую капусту, бицой — листовую капусту и др.

Развитие и углубление повседневных контактов с другими народами края обусловили взаимодействие и сглаживание этнических различий в сферах традиционной культуры. Более всего интегрирующая тенденция прослеживается в жилище и одежде дунган. Сохранились лить отдельные гриди ционные элементы. В жилище это кан — теплая лежанка в одной из комнат, отапливаемая посредством дымохода, отдельное расположение кухни, отдельные выходы во двор для женатых сыновей и др. Из женской одежды — штаны с завязками на щиколотках; свадебный наряд невесты, состоящий из цветных вышитых туфель (хуа хе) и носков (хуа вазы), штанов с серебряными завязками и колокольчиками, налобного серебряного украшения (изюнпэ); национальные прически (пынту) и др. У мужчин сохранились лишь свадебные перевязки из красной и зеленой материи.

Стойко сохраняются традиции национальной кухни, которая исключительно разнообразна по составу употребляемых продуктов, блюд и способов приготовления. Среди специфических продуктов, помимо традиционных овощей, это еще и крахмал, многочисленные специи и приправы. Оригинален и набор блюд — щи, состоящие из 9, 13, 18, 26 компонентов. Широкое распространение среди местного населения получили популярные дунганские блюда — лагман, манпар, фынтезы, а также овощи: дюцай, денду, сунзы (восун). В последние годы в Узбекистане появилось много пунктов общественного питания (кафе и столовые), где готовят дунганские блюда.

Дунганская семья по-прежнему играет основную роль в трансляции этнокультурных ценностей, передавая новым поколениям накопленные веками традиционные знания, навыки. Преобладающей формой в структуре семьи дунган является малая семья из двух или трех поколений. Вместе с тем есть и неразделенные семьи, когда родители живут с одним или несколькими сыновьями. Бытует и другая форма неразделенной семьи, когда старики живут с одним сыном, другие живут отдельно, но бюджет для всех общий.

Для семейно-родственных отношений дунган характерны тесные связи, подкрепляющиеся строго регламентированными взаимоотношениями, взаимными обязательствами, определяемыми степенью родства.

Продолжают бытовать и многие элементы семейной обрядности: из детской — десятый день после рождения ребенка (ширмян), сороковой день (маньюэ), годовщина (вуйсур); из свадебной — сватовство (шемый), полвека (сун ли), свадебные наряды жениха и невесты, их поклоны родителям и гостям, шутки над родственниками жениха в день свадьбы, шутки над молодыми вечером перед брачной ночью (фа-фон), послесвадебное угощение жениха (чин нющи) и др.

Во многом традиционными остаются и внутрисемейные отношения — уважение к старшим, внимание к детям. Несмотря на определенные изменения, во многом прежним остается громоздкий поминальный цикл с обильным угощением на 3, 5, 7, 12, 30, 40, 100-й день и годовщину, что требует не только больших материальных затрат, но и занимает массу времени.

Большая часть дунган говорит на родном языке. В то же время некоторая часть, проживающая в Ферганской долине и в старогородской части Ташкента, перешла на узбекский язык. Они отошли от традиционной культуры и в других сферах, за исключением пищи. Утрата этнических особенностей отразилась на их этническом самосознании. В результате многие из них, чаще всего в Ферганской долине, ныне осознают себя узбеками. Для большинства дунган характерно владение несколькими языками — помимо родного, еще и узбекским, русским, а в некоторых случаях — казахским, корейским и др.

Дунгане Ташкентской области и Ташкента сохраняют родственные и брачные связи с соплеменниками из Кыргызстана и Казахстана, где крупными массивами, по оценочным данным, проживают соответственно 65 и 50 тыс. чел. На протяжении последних трех десятилетий около 35% всех браков заключены между ними, что в значительной степени способствовало сохранению традиционной культуры и языка. С обретением Узбекистаном независимости появилась возможность общения и взаимного посещения родственников из КНР.

До 1917 г. грамотных среди дунган почти не было, но уже через 20 лет, к 1937 г., 45% из них умели читать и писать. В дальнейшем уровень образованности еще более вырос.

В 1932 г. в Алма-Ате был открыт дунганский педагогический техникум. Педагогические кадры готовились также в педтехникуме г. Фрунзе, где имелось дунганское отделение. Уже в 1937 г. около 20 дунган обучались в высших учебных заведениях Ленинграда и Москвы. В настоящее время в дунганской диаспоре Узбекистана имеются врачи, агрономы, научные работники, учителя.

М. Д. Савуров

Литература:

  1. Джон А. А. Дунганские прозвища // Материалы по востоковедению. Вып. 1. Фрунзе, 1984. С. 55-61.
  2. Он же. Материальная культура дунган: поселения, усадьба, жилище (конец XIX- XX в.). Фрунзе: Илим, 1986. С. 152.
  3. Решетов А. М. Современные этнические процессы у дунган // Всесоюзные археолого-этнографическое совещание по итогам полевых исследований 1972 г. Тезисы докладов. Ташкент, 1973. С. 78-79.
  4. Он же. Формирование и развитие дунганского языка // Аральские исследования в языкознании и этнографии. Язык и этнос. Л., 1984. С. 67-76.
  5. Решетов A.M., Седловская А. Н. Влияние межэтнических контактов на антропонимию дунган//Ономастика Средней Азии. М., 1978, С. 162-164.
  6. Савуров М. Д. Дунгане Ташкентской области // Тезисы докладов на сессии, посвященной итогам этнографических и антропологических исследований в 1974- 1975 гг. Душанбе: Дониш, 1976. С. 179-180.
  7. Он же. Традиционная и современная материальная культура дунган Ташкентской области // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР, 1974-1976 гг. Л.: Наука, 1977. С. 110-113.
  8. Он же. Некоторые особенности антропонимии дунган Узбекистана, Южной Киргизии и Южного Казахстана / Этническая ономастика // Общественные науки в Узбекистане. 1985. №4. С. 36-38.
  9. Он же. Этнокультурные процессы в семьях дунган Ташкентской области // Об щественные науки п Узбекистане. 1984. №3. С. 31 -34.
  10. Он же. Секреты дунганской кухни. Ташкент, 1989. С. 10-1.
  11. Он же. Дунгане Узбекистана: история, культура и межнациональное согласие. Ташкент, 2001. С. 105-112. Стратанович Г. Г., Сушайло М., ДуманЛ. И. Дупгаие//Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1963. Т. 2. С. 564.

Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

Отсюда.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

  • Carpodacus:

    На самом деле «хуэй» — забавный пример инсинуаций для благозвучия. Догадайтесь, какая буква здесь искусственно вставлена, чтобы по-русски звучало благозвучно.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.