Изза – канал-загадка Разное Фото

Алексаендр Райков

Если читатели ещё помнят, моя первая публикация для «Писем о Ташкенте» (и одновременно Sreda.uz) рассказывала о канале Дамарык. (Есть еще Дополнение к прогулке по Дамарыку от Виктора Фесенко. ЕС.) Кое-какие люди в Интернете решили присвоить эту публикацию себе, озаглавив её «Дамарык – наименее известный из крупных водотоков Ташкента». Я, на самом деле, не рассержен на такое воровство – вот и пускай помогают каналу с известностью. Но я бы не сказал, что Дамарык первоочерёдно нуждается в такой помощи – на первое место по неизведанности я поставлю канал Изза.

Между тем, работа, к которой я периодически возвращаюсь в течение вот уже 3 лёт, позволяет всё более смело предполагать, что загадочный Изза – это уникальный по своей истории канал Ташкента. Сейчас я уже уверен, что с тех пор, как начала обживаться территория большого Ташкента, Изза пережил две радикальных метаморфозы. Я полагаю, что исходно он был природным ручейком; затем, прихотью человека, был обрашён в довольно приличую искусственную артерию, практически ровню Анхору или Карасу; но после – почти целиком вернулся к незавидному существованию маленького неприметного потока, наполняемого чем придётся – так снова распорядился человек уже в недавнее время. Ещё я предполагаю, что память о некогда приличном Иззасае, поильце исторического селения, никак не приложимая к нынешней грязной канавке, привела к географическому переносу этого имени в умах чиланзарцев. Наконец, у меня есть осторожные предположения, что Изза был некогда связан с обращёнными в ислам среднеазиатскими евреями.

В этой статье я предлагаю вместе небольшой совершить краеведческое расследование, которое постепенно привело меня к этим выводам. Чтобы вышло не слишком утомительно и немножко более увлекательно – рассмотрим вопрос постепенно и по частям. Сначала давайте просто посмотрим на Иззу.

Часть I. Изза и его отводы

Доводилось ли Вам вообще слышать такое название? Подозреваю, что если и доводилось, то лишь для массива в Учтепинском районе или – для недавно обретшей название улицы. Словосочетание «канал Изза» я сам впервые встретил лишь в 2008 году, в «Малом атласе Ташкента» [1]:

Между тем, Изза – парень серьёзный. Вот, например, его фотография в верховьях, при наибольшем разливе вширь, – как видите, здесь он даже обставит какой-нибудь Салар у Кабельного, ещё не накопивший воды:

Надо сказать, что практически все карты Ташкента (как минимум, с 1991 года), используют одну и ту же сетку улиц и набор подписей, которые при каждом переиздании лишь незначительно поправляются или дополняются (обычно в связи с новостройками). Выработалась традиция, какие именно водотоки подписываются именно в качестве каналов, а не арыков, подразумевая их крупную величину: Бозсу, Анхор, Бурджар, Актепа, Кечкурук, Каракамыш, Дамарык, Салар, Джун, Карасу и Бектемир. В целом, этот список идентичен списку каналов, которые на ташкентских картах рисуются «с заметной шириной», в виде голубой ленточки с двумя синими берегами по краям, – тогда как узкие арычки обозначаются единственной синей линией-ниточкой. Только несколько сергелийских водотоков – например, Шокир, Урус и, частично, Чартак, – нарушают такое совпадение: их проводят толсто, но почему-то все равно подписывают «ар.». Плюс Калькауз в верхнем течении (Катта-Калькауз), который чертят подобающе его крупной величине, но на начальном участке совсем никак не подписывают (это и породило растиражированную в Интернете ошибку, что там течёт Кечкурук). Добавляя сюда ещё реку Чирчик, мы получаем закрытый перечень водотоков, которые ташкентский картографы сочли «солидными» и прочую мелочь в их число «не пускают».

Отвод Анхора в районе Домбрабада на большинстве карт даже не удостаивают подписи.

Лишь «Малый атлас Ташкента» отступил от традиций – и сетка улиц у него много более подробна, и почётный статус канала в нём получили Изза и Аккурган (а также Джар, что на массиве Ибн Сина, но тут не исключена опечатка). Аккурган, думаю, видели все и многие знают по названию: он течёт по Ботаническому саду и Зоопарку. А к Иззе – давайте-ка присмотримся, если уже самое его начало окутано мраком:

Разделение Иззы (над ним поднимается меньший из щитов-затворов) и Анхора – конечно, вполне живописно, но у местных пользуется поистине тёмной славой. Жители соседнего квартала Чиланзара, особенно ребятишки, любят здесь купаться, однако подплывать к боковому щиту-затвору опасно и, как мне рассказывали, уже приводило к печальному. Если присмотреться, заметно, что вход в новорождённый канал расположен под поверхностью и вода в него затягивается с воронкой:

Свои первые десятки метров Изза так и проходит под землёй – на запад, минуя проспект Бунёдкор. Чуть ниже точно такой же путь проделает и сам Анхор, но с другой стороны дороги появится нескоро. Возможно, поэтому, даже местные жители принимают «дочерний» канал за «отцовский». На вопрос, что это за речка, девушка-продавщица из возведённого на берегу мини-маркета ответила мне: «Анхор же!».

Расшустрившийся в отсутствие родителя Изза уже сам питает вот такой приличный правобережный отвод:

Данный отвод сначала течёт вдоль живописной улочки Яккабаг:

image006

А после пересечения с улицей Аль-Хорезми отвод Иззы продолжается вдоль обочины крупной улицы Катта Хирмонтепа. Здесь он особенно популярен у автомобилистов для мытья их «коней», я неоднократно наблюдал такую картину, проезжая на 17-м трамвае. Отвод доходит примерно до кладбища с мечетью Лутфи:

Выйдя к Иззе после прогулки по такому большому ответвлению, действительно подумаешь, что оказался перед самим Анхором.

А ястребу-тювику, метнувшемуся в листве, вряд ли было важно, какой здесь канал – главное, что по берегам тихой махалли зеленеет множество орешин:

Ниже правый берег ненадолго становится обрывистым, к которому прицепляется, в основном, осока, а вот ровный левый забетонирован и огорожен. Это, пожалуй, самое «окультуренное» место на берегах Иззы:

Впрочем, дальше картина становится едва ли не противоположной – вид канала, текущего прямо по территории нанизанных друг за другом садов напоминает какой-то чердак с рухлядью. Здесь можно найти даже старый диван, а между берегами перекинуты самодельные мостики из чего придётся:

Зато вскоре на Иззе появляется такой мост, которым может похвастать даже не всякий крупный канал – чисто трамвайный. Близ начавшейся по правому берегу многоэтажной застройки, среди гаражей, проходят рельсы 17-го маршрута [Эта часть статьи была написана ещё осенью 2015 года, когда и подумать нельзя было о скором исчезновении трамвая. Переправлять не хочу]. К сожалению, здесь берег потерял уже всякую живописность, покрыт заметным количеством мусора и гари, поэтому фотографировать место я не стал.

Трамвай, хоть и стороной, следует вдоль автодороги – улицы Катартал – перед которой Изза ныряет под землю уже вторично. И где-то здесь с ним происходит радикальный метаморфоз.

Рассматривая страницу атласа, кажется очевидным, что за дорогой Изза продолжается по территории Горкладбища №2 (известного как Домбарабадское):

Но вот если открыть другую страницу атласа, то мы находим подпись «ар. Изза» (уже арык, а не канал!) намного дальше к северо-западу, близ одноимённого массива:

Что происходит – легче всего понять по топографической карте, изображающей местность в 1978 году [2]:

Мы видим, что перед территорией кладбища вода разделяется. На современных картах это разделение уже незаметно, так как ниже Изза не сразу выныривает из под-земли:

Таким образом, сам Изза под землёй продожает путь на запад, а текущая на юг масса воды – это, по идее, ещё один отвод, уже левобережный.

Левый отвод Иззы по-видимому, не имеет названия, во всяком случае, мне нигде не удавалось его найти. Безымянность, конечно, не отменяет красоты вот такого художественно благоустроенного участка сразу после выхода на улицу Сугалийата:

Впрочем, вид этой красоты долго не давал мне покоя – а Вам от неё не веет холодком, как будто предвещающим путь потока среди могил в самом недалёком будущем?

По атласу видно, как ответвление Иззы пересекает всю территорию огромного некрополя, со временем иссякает и окончательно теряется на северо-западной окраине кладбища. На схеме карт захоронений, размещённой в Интернете [3] можно видеть, как вода разбирается по мелким арыкам:

Судя по этой схеме, часть воды немного выходит за пределы кладбища, в район завода «Алгоритм» (и ещё какой-то промышленной зоны в конце улицы Ипподромной). У массива «Алгоритм» я действительно видел придорожную канаву, чуть заполненную безжизненной бурой жидкостью.

Как видно, на левый отвод расходуется большая часть Иззы – а что же тогда остаётся на долю самого канала?

Я попробовал найти водоотделитель в сухом русле за улицей Катартал в нынешнем году, зимой, когда Анхор ниже Аксарая был перекрыт, оставляя без воды все отводы в Чиланзарском районе.

Здесь на берегу арыка стоит кафе, которое, и благоустроило территорию. Как оказалось, оба берега арыка от Катартала до кладбища бетонированы, и никаких щитов-водозаборников или труб, через которые хоть немного воды отходило бы в другую сторону, не имеется. Я обнаружил только такую выемку высоко в борту:

Возможно, разделение Иззы и коллетора к Домбарабадскому кладбищу происходило именно здесь, но очевидно, что сейчас боковая дорога воде наглухо перекрыта. А, возможно, этот металлический щит и вовсе не связан с гидротехникой, а прикрывает какую-нибудь кладовку кафе.

Так что же, неправ атлас, нету никакого Иззы, уходящего на северо-запад к Урикзору? Это уверенно мог бы сказать только человек, незнакомый со среднеазиатской гидрологией. Целая река Санзар, полностью иссякая в Джизаке, далее восстанавливает воду в своём русле – за счёт грунтовой подпитки. Нечто подобное сейчас происходит и с Иззой.

Обнаружить Иззу ниже бывшего разделения оказалось совсем непросто. Чуть дальше тянулись какие-то закрытые территории. Вот первое появление Иззы в новой ипостаси, как только началась махалля. Теперь это крохотный ручеёк, то чуть сильнее, то послабее вытекающий из бетонной трубы:

В бегущей струйке он ещё кажется прозрачным, но в арыке тонкий слой воды чётко отдаёт матовым, выдавая её неприглядное происхождение:

Впрочем, вместе с зелёной февральской травкой, я вполне нахожу живописность даже в этом снимке. Или я настолько неисправимо влюблён в каналы-арыки?

Если кому-то показалось, что я со своей увлечённость сбился на самую заурядную сточную канаву, каких тьма на любом массиве – это обманчивое впечатление. Взгляните внимательно на рельеф местности, который хорошо виден с поперечной улицы:

Уходящая улочка довольно круто идёт вниз, примерно столба, а затем вновь начинает подниматься, хотя уже полого. «Изза» в переводе с узбекского означает «низина» - в этой низине арык и подходит к дороге. Современная канавка унаследовала маршрут от природного водотока на дне довольно глубокого лога.

Впрочем, если бы в первый раз обнаружил канал именно в таком виде – пожалуй, тоже бы усомнился. Однако в первый раз я столкнулся с мини-Иззой ещё в 2013 году, пониже и посимпатичней.

Надо сказать, это были трудные поиски после долгого хождения вдоль улицы Катта Къани. Помню я улыбнулся, заметив, что бессознательно стал напевать «O-Zone», «Oriunde Ai Fi» (в переводе с молдавского «Я тебя найду»).

Обнаружив, наконец, проход вглубь махалли, я заметил среди тополей Иззу – здесь он представлял собой вялотекущий ручеек. Причём ручей грязный, в котором валялся то брошенный пакет, то ещё какой мусор, так что удачного кадра не выходило, куда не направь объектив. Я вернулся на большую дорогу и решил попытать удачу дальше.

Как это часто бывает с мелкими каналами, Изза здесь гулял уже прямо по дворам, забираясь под заборы и даже строения, да выглядывая лишь при пересечении улочки. На таком пересечении прямо над арыком стояла лепёшечная, зайти в которую я счёл нелишним.

У лепешёчной, видимо, прибирались, и сора почти не было, но бросался в глаза цвет воды (фотографию почему-то ударило в красную гамму – цвет не столь багров, но действительно выражен), а над Иззой висел тяжёлый дух испарений. Однако здорово-зелёная сочная травка вполне оттеняла маленькие волны.

Ещё ниже по течению я выходил к Иззе со стороны массива Аль-Хорезми . Здесь цвет воды дошёл уже практически до чёрного, а для запаха более подходило слово «вонь»:

Но протекание через лужайку, прямо-таки сверкавшую изумрудами от солнечных лучей, вновь спасло «речной пейзаж»:

Местами Изза становился таким узким, а злаки – столь густыми, что их стебли практически скрывали русло:

Увлекшись картиной, я то и дело перешагивал для снимков с одного берега на другой – а ведь я шагал через тот самый канал, величину которого рекламировал в начале статьи! Стараясь подобрать лучший ракурс и одновременно не пустить много света в кадр стареющего K800i (конечно, Вы видели, что многие фото выше неидеальны), я в итоге закономерно угодил ногой в жижу :).

Когда открытая лужайка закончилась, Изза вспомнил, как он был знатным арыком с обрывистым северным берегом, да попытался это воспроизвести при своём нынешнем размере.

Даже вода здесь стала смотреться как-то посветлее, и в ней просматривались водоросли:

Оправдывая своё название, Изза образовал уже вполне глубокую низину, но в дальнейшие планы канала вмешалось новое заключение в подземную трубу.

В следующий раз Изза появился уже совсем неприглядным, протекая по голой обочине улицы Курилиш, на его берегу тут была устроена помойка, и я свернул к автобусной остановке.

Что происходит за Ташкентской кольцевой дорогой – я пока представляю лишь по картам и спутниковым снимкам, а там дело малопонятно. В атласе Ташкента русло ещё немного продолжается до слияния с другим арыком, однако подписано уже не собственным именем, а просто как «коллектор». При этом после слияния арыков нет никакого продолжения – куда же дальше девается вода?

На топографической карте это слияние проходит без загадочных исчезновений, но зато получвишееся общее русло исчезает уже за следующим слиянием (см. рядом с надписью «Калинин»):

Кроме того, топографы подписывают его просто «коллектором» ещё на городской территории (впрочем, мелкая гидронимика для Генштабовских карт – не главное, так что названия они могли просто не знать).

Надо полагать, вода, если только не совсем иссякает, в итоге так или иначе достигает Нижнего Бозсу в районе очистных сооружений Бозсуйской станции аэрации. Разобраться окончательно позволил бы ещё один выезд уже в эту местность, но я с ним пока не спешу, это не самая интересная загадка канала.

Перейду к более увлекательной читателям теме – моим краеведческим размышлениям. Перво-наперво вызывало непонятки упоминание Изза-сая в «Чиланзарских былях» - об этом я расскажу Вам во второй части статьи «Изза против Чапанаты». Забегая ещё дальше вперёд,– частей будет больше двух...

Источники:

  1. Атлас «Ташкент» малый. / Чернявская Т. Б. — Ташкент: Госкомгеодезкадастр, 2007. — 122 с. — ISBN 978-9943-15-128-4.
  2. Лист карты K-42-103-A. Масштаб: 1 : 50 000. Издание 1982 г.
  3. http://www.pix.uz/users/oblozhka/foto/fullview/172612/large/
В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

22 комментария

  • Валентин Богданов:

    Вот это да… Вот это уровень. На одном дыхании. Супер!

      [Цитировать]

  • Виолетта:

    Очень интересно! Спасибо!

      [Цитировать]

  • Станислав:

    вызывало непонятки упоминание Изза-сая в «Чиланзарских былях»
    Простите, а что тут не так? При написании «былей» я опирался НЕ на какие-то фантазии, а на вполне авторитетные источники, например, такие, как Энциклопедия «Ташкент», 1984 год, и не только она. Надеюсь, Вы помните, что люди, готовившие данное издание, были профессионалами, а не современными иЗториками, пытающимися «имя сделать и куш урвать». Если я где-то допустил неточность, прошу Вас подсказать, где именно.
    Или просто напишите на mg@mg.uz, Станиславу. Отвечу с личного «ящика».
    С уважением, Станислав, автор тех самых «былей»…

      [Цитировать]

    • Carpodacus:

      Об этом в следующих частях.
      С использованием той самой статьи про Фазылтепу в энциклопедии «Ташкент», я её тоже читал (и много чего ещё).

        [Цитировать]

      • Carpodacus:

        Впрочем, если Вы мне сейчас расскажете, почему называли Иззасаем убранный в трубу канал около конечной 41-го автобуса — некоторые мои размышления будут более корректными.

        Если к сути: там не Иззасай, а канал Чапаната. Но дело в том, что Иззой концевой участок Чапанаты был подписан и на OpenStreetMap (она потом всё-таки снова выходит на поверхность), пока я не исправил. Получается, что ошибка не Ваша личная, а гуляющая среди чиланзарцев? Вам так кто-то из знакомых говорил?

          [Цитировать]

        • Garpul:

          Carpodacus:

          Впрочем, если Вы мне сейчас расскажете, почему называли Иззасаем убранный в трубу канал около конечной 41-го автобуса — некоторые мои размышления будут более корректными.

          Если к сути: там не Иззасай, а канал Чапаната. Но дело в том, что Иззой концевой участок Чапанаты был подписан и на OpenStreetMap (она потом всё-таки снова выходит на поверхность), пока я не исправил. Получается, что ошибка не Ваша личная, а гуляющая среди чиланзарцев? Вам так кто-то из знакомых говорил?

          Косяк с Изза на OSM вероятно мой. Думаю будет неплохо списаться об ошибках на карте и обмена данными мой ник в openstreetmap Garpul

            [Цитировать]

          • Carpodacus:

            Я там в декабре зарегился и что заметил — сам поправил и добавил. Мне только непонятно, каким образом можно задать объекту несколько пометок. Скажем, Норазтепа — это и археологический объект, и холм-вершина, и точка расположения геодезической отметки и, наконец, христианское кладбище, аккурат занимающее этот холм. Как отразить всё разом?
            Судя по вчерашнему разговору с Борисом Ламутом, именование Иззой нижнего течения Чапанаты — это какое-то прочное общечиланзарское заблуждение, в связи с которым даже вызывает недоверие, что Изза — совсем другое, описанное в этой статье. Я аргументированно разберу данный миф во второй части, которую активно готовлю.

              [Цитировать]

            • Garpul:

              Так там все сделано. Отмечаем кладбище полигоном а вершину точкой. Гору полигоном отмечать не надо. Если есть объект который надо выделить полигоном 2 или более раз делаем полигон но не присваиваем ему тегов, потом создаем из него 2 или более мультиполигона и теги вешаем на них. Работать лучше в JOSM там возможностей больше.

                [Цитировать]

        • Станислав:

          Знакомых, знакомых с историей, у меня нет. Все мои выводы строились на той самой статье о Фазыл-тепа, а также на названии (видно, консультировались у всем известного химика) массива и улицы — Изза, что было утверждено топоним. комиссией.

          Перечень — с той самой карты «Мой Город. Мой Бизнес».

          1-й проезд Изза
          (бывш.) безымянная ул. в махалле «Катта Каъни»
          2-й проезд Изза
          (бывш.) безымянная ул. в махалле «Катта Каъни»
          3-й проезд Изза
          (бывш.) безымянная ул. в махалле «Катта Каъни»
          ул. Изза
          (бывш.) безымянная ул. в махалле «Катта Каъни»

            [Цитировать]

  • Фома:

    Жду следующих частей) Интересно!

      [Цитировать]

  • Carpodacus:

    Заметил в тексте ряд изъянов по невнимательности, главным образом, во вводной части, которую я писал как раз хронологически последней и вычитать не озаботился :(
    Обрашён – обращён
    Небольшой совершить – совершить небольшое
    Рассмотрим вопрос постепенно и по частям – рассмотрим вопрос по частям
    Примерно столба – примерно до столба

    Заранее большое спасибо!

      [Цитировать]

    • Светлана:

      Очень интересно было читать! Вот так вот бросишь мельком взгляд на какой-то арык….и всё! А оказывается, это целая история! А у вас есть такие вот исследования по Джуну и Буржару? Было бы тоже очень интересно почитать.

        [Цитировать]

      • Carpodacus:

        Если Вас интересуют ташкентские каналы и Вы понимаете узбекский язык, я могу прислать Вам «Библию» гидрографии Ташкента, книжку Холматова и Баратова. Но там многое уже устарело, кроме того, книга написана, гм, неаккуратно (скажем, про Чукаркуприк там две разных статьи). Я её потихоньку перевожу на русский язык и подумываю сделать нечто вроде русского интернет-переиздания с моими комментариями. Вот только не знаю, как на это смотрит законодательство об авторских правах. Целая глава об истории орошения в Большом Ташкенте имеется в книге «Древний Ташкент», там много ценного, но много и, так скажем, абстрактных рассуждений и фантазий. Ещё многое, но, в основном, технические сведения, есть во II томе «Ирригации Узбекистана» (там и отдельно про Джун имеется).
        Если вкратце самое интересное, то Джун в работах об археологии/древнейшей истории Ташкента регулярно упоминают, это исходно был естественный проток реки Чирчик (как и Салар), преобразованный человеком в канал в связи с началом земледелия. Водотоки Саларской системы и тяготеющие к ним были удобны для примитивного лиманного земделелия, так как проходят по низменной местности в неглубоком русле и их водой легко воспользоваться для хозяйственных нужд (но оно же имеет и издержки, не позволяя освоить широкие угодья). По Джуну есть много древних археологических памятников, не только знаменитое Шаштепа, но и городища близ Янгиюля, кроме того, по арыку была раскопана целая курганная группа.
        Некоторую загадку представляет, где оканчивается Джун, про это я, возможно, когда-нибудь напишу.
        Что касается Бурджара, то это сбросной канал, переправляющий часть воды большого Анхора (т.е. исходно Бозсу) в Салар (оставшаясяся переходит через Актепу в Нижний Бозсу) . Бурджар выступает чисто транзитным каналом, он фактически ничего не орошает и не питает, не считая верхового отвода Раката, который всюду даже упорно именуют отводом Анхора (видимо, чтобы не нарушал закономерность). Может быть, поэтому, почти никаких исторических фактов, связанных с Бурджаром, даже обозначить не могу. Ну, когда-то Бурджар и Анхор разделялись выше, примерно на месте сквера Гагарина, а ниже именно на берегу Бурджара построили Ташкентскую крепость. Читал, что старое название Бурджара — Ракатсу, но, возможно, это путаница с вышеупомянутым Ракатом. Наконец, у Шамсиддина Камолиддин(ов)а есть про этимологию названия, якобы не «волчий овраг», а что-то связанное с башнями крепости, но я не доверяю этому историку в части Ташкента и советую читать его с осторожностью.

          [Цитировать]

      • Carpodacus:

        А, ну ещё добавлю, что на Бурджарской ГЭС в 1936 году апробировали новое гидротехническое устройство — автоматический гидроклапан напорного бассейна конструкции СРПП (РМЗ) /только не спрашивайте меня, что это за штуковина, я всё-таки не технарь, а психфак заканчивал :)/. Первыми в СССР — вот такие у нас были инновации!

          [Цитировать]

        • Светлана:

          Спасибо вам за такой «развёрнутый» ответ! Узбекский язык, увы, не знаю. Но с удовольствием буду читать вас здесь, если вы что-то решите на этом сайте размещать.
          А профессор Райкова к вам имеет отношение?

            [Цитировать]

          • Carpodacus:

            Я на этот вопрос отвечал уже раз двадцать :) Особенно когда в школьные годы был постоянным участником Олимпиад по биологии, дважды поднимаясь на городской уровень. За спиной шушукались: «Ну правильно, он же правнук Райковой, у них династия…»
            У Илларии Райковой вообще не было детей :). Мы просто однофамильцы. Вот художник Борис Райков — это мой родной дедушка. А довольно известный в Узбекистане кинорежиссёр Виктория Райкова — его родная сестра.

              [Цитировать]

  • Ольга:

    Очень интересно, спасибо автору!!!

      [Цитировать]

  • Виктор Фесенко:

    После этой статьи канал Изза перестал быть загадкой. Скрупулезное исследование. Спасибо за серьезное отношение к теме. Не помешало бы, на мой взгляд, отобразить на одной карте все участки этого канала, чтобы в перспективе нарисовать новую исправленную и дополненную карту всех всех ташкентских каналов и арыков различных периодов.

      [Цитировать]

    • Carpodacus:

      Па-да-жди-те ещё трёх частей :)
      А на Вашей карте, о которой мы вчера толковали, кстати, нету ли Иззы? Или хотя бы того куска Чиланзара?

        [Цитировать]

      • Станислав:

        Вам может помочь наша карта «Мой Город.Мой Бизнес» (не путать с «Мой Город.Ташкент» — это разные версии). Она лучше разных «стритов», можно и отмечать, и рисовать, все, что угодно. Правда она стоит денег, в отличие от бесплатного «Мой Город.Ташкент».
        В бесплатной версии такого функционала нет.

          [Цитировать]

        • Carpodacus:

          Да зачем же мне? Современный у меня атлас превосходной точности, плюс карты городских маршрутов, которые я покупаю каждые пару лет, отслеживая обновления. Таким макаром у меня есть почти все выпускавшиеся карты города, начиная с 1989 года (1991, 1992, 1995, 2001, 2003, 2005, 2010, 2013). Я про некую старую карту у Виктора спрашивал, которую он использовал в своей статье.

            [Цитировать]

          • Станислав:

            А Вы попробуйте хотя бы БЕСПЛАТНЫЙ справочник. Обновляется «крайне редко» — раз в две недели, отслеживается транспорт, изменения в названиях и т.п. Ссылка ниже. Попробуйте!
            http://mg.uz/download?product=1

              [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.