Гибель руководителей Восточно-Туркестанской Республики в Бурятии. История


Старшие офицеры ВТР - уйгуры, казахи, русские, татарин, дунганин, сибо.Интересный материал прислал коллега Батожаб Раднаев.

К середине 1949 года, к моменту вооруженной победы китайских коммунистов в гражданской войне, позиция СССР изменилась. Москва опасалась создания в Синьцзяне исламского государства, под влиянием Англии и США. Еще ранее под давлением СССР руководство ВТР было вынуждено пойти на соглашение с Мао Цзэдуном, который, как и все лидеры КПК, был противником независимого Синцзяна и допускал лишь его автономию. Тем не менее политические силы, выступавшие за суверенный Восточный Туркестан, сохраняли влияние.
В ходе переговоров было принято решение о направлении делегации Синьцзяна на заседание Политического консультативного совета для обсуждения и принятия совместной программы. Выехавшая для участия в конференции в Пекине 27 августа 1949 года из Кульджи в Алма-Ату возглавляемая бывшим президентом ВТР, заместителем председателя коалиционного правительства Ахметжаном Касими   делегация Синьцзяна погибла в авиационном катастрофе на самолете ИЛ-12 в районе Иркутска.


Руководство ВТР, Кульджа, 1945годАвиакатастрофа произошла в конце августа 1949 года на пути в Пекин, куда делегация ВТР направлялась через Алма-Ату, Красноярск, Читу. В составе делегации были глава правительства Ахмеджан Касими (уйгур), министр обороны И.Монуев (Мунуров, киргиз), его заместитель – генерал Далельхан Сугурбаев (казах, уроженец Баян-Ульгинского аймака Монголии), вице-премьер Абдукерим Аббасов (уйгур) и другие.

Ахметжан Касими

генерал-лейтенант Ысакбек Монуев.

Абдукерим Аббасов

Далельхан Сугурбаев

До сегодняшнего дня в многочисленных источниках указывают различные обстоятельства и места катастрофы, что порождает всевозможные слухи и домыслы вокруг гибели руководителей ВТР. «Катастрофа произошла под Алма-Атой», «самолет разбился в Гоби», «это была диверсия спецслужб», «инсценировка авиакатастрофы» и т.д.

Важным источником являются воспоминания Сайфудина Азизи, соратника погибших, который возглавил правительство ВТР после авиакатастрофы. В начале сентября 1949 года он вылетел тем же маршрутом в Пекин, во главе новой делегации ВТР.

В Иркутске ему сообщили об обстоятельствах аварии:

«...самолет с делегацией в течение трех дней находился в Иркутске; на третий день, когда погода улучшилась, он вылетел, но над озером Байкал не смог набрать необходимую высоту из-за сильного урагана и получил приказ вернуться на аэродром. Самолет начал разворот, развернулся на 60 градусов, и связь с ним неожиданно прекратилась. На место предполагаемой катастрофы вылетели поисковые самолеты и в одной из глубоких расщелин обнаружили участок с обгоревшими деревьями. По приказу из Москвы в этот район был направлен поисковый отряд альпинистов, который в течение недели пытался добраться до места гибели самолета, но безуспешно...Как вспоминает Сайфудин, когда они пролетали над этим районом, он видел в бинокль место аварии и "возможно, трупы", лежащие "в значительном удалении от обломков самолета"».

«Самолет Ил-12 (борт. номер СССР-Л1844). Экипаж 29-го авиаотряда Международных Воздушных Сообщений 24 августа (1949 г.) вылетел особым рейсом из Алма-Аты в Читу. На борту было 9 пассажиров. В тот же день самолет в 12:58 мск прибыл в Красноярск и …оставлен на ночевку.
Утром 25 августа… Взлет произведен в 02:25 мск. ...В 04:45 самолет пролетел Иркутск. …В 05:12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствия, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05:15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел.
Самолет обнаружен 29 августа в 07:30 с воздуха на восточном склоне горы Кабанья (1 479 м) на высоте 1350-1400 м. Катастрофа произошла через 1-2 минуты после последней связи в 31 км южнее г. Кабанск (Бурят-Монгольская АССР).
Комиссия установила, что самолет, находясь на высоте 1 200 м в долине реки Кабанья, пытаясь произвести правый разворот с креном 10-15°, задел правой консолью крыла ветки ели в трех метрах от вершины и одновременно левой плоскостью срубил вершину другой ели, в 24 м от первой. …Пролетев 414 м в гору в перевернутом положении, он ударился об осыпь камней передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью. При ударе самолет полностью разрушился и загорелся... Все пассажиры и члены экипажа, по результатам судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент катастрофы.

"По заключению комиссии, материальная часть была исправна. Причину снижения самолета с заданного эшелона 2 400 м до 1 200 м установить не представилось возможным".

Летом 2013 года вместе с журналистами еженедельника «Информ-Полис» побывали на широкой плоской вершине горы Кабанья, поросшей густым хвойным лесом. Пологий восточный склон, раскинулся на десяток квадратных километров, поэтому, не зная более точных координат, отыскать обломки небольшого самолета, разбившегося 64 года назад, оказалось невозможно за несколько часов...
Сотрудники газеты Информ-Полис разыскали охотника Ю.Морозова, который видел обломки самолета на Кабаньей:

“Этот самолёт нашёл мой учитель, охотник Ганя Ягодин, ставший впоследствии известным охотником. Он со своим братом Тимофеем обнаружил самолёт почти сразу после падения в 1949 году. Он мне сказал, что это был какой-то китайский самолёт”.

По словам охотника, вокруг самолёта были раскиданы вещи: дорогие ковры, золотые часы и прочее...Потом, по словам Морозова, охотники сообщили о находке властям. Незамедлительно прибыла рота солдат.
- Они эту тропу вдоль реки Кабаньей и проложили, - отметил охотник. – Они туда на лошадях ездили, трупы тех, кто на самолёте летел, в кожаных мешках привезли. Все вещи солдаты по приказу сложили у самолета и там же сожгли. - Я сам видел фюзеляж того самолета, он лежит на гольце горы. Там почти ровная площадка. От него остались хвост и часть крыла. На удивление хорошо сохранились. Только там, где из самолёта топливо выливалось, трава не растёт.
Как сказал Морозов, за все эти годы самолет видели единицы.
– А так там места труднодоступные, болота, трава в человеческий рост, зверьё опять же».(Информ-Полис, июль 2013 г.).
После публикаций нашлись люди, которые знали об этой авиакатастрофе. Правда, прежде никто не слышал, что на борту были руководители Восточно-Туркестанской Республики, знали просто, что это был некий китайский самолет.
Кабанская газета «Байкальские огни» опубликовала рассказы свидетелей. «...Житель Кабанска А.С.Седунов поделился своими воспоминаниями. В сентябре 1949 года ему было 18 лет, работал в колхозе. Как призывника, его вызвали в военкомат. Вместе с другими призывниками получил в колхозе лошадь и прибыл в штаб поисково-спасательного отряда в Елани.

"В горы увозили на лошадях большие банки, что в них не знали. Дорога по только что проторенной тропе занимала целый день. Через каждый километр стояли вооруженные солдаты. Не доезжая до горы Кабанья, разгружались и принимали «груз-200» - трупы, которые спускали на носилках. Среди них были и «русские», и «китайцы». Порой их собирали буквально по частям. Внизу их перегружали на «студебеккеры» и увозили в Улан-Удэ. Ничего лишнего военные при призывниках не говорили"».
Подробно поведал житель Елани О.Н.Гишка:
«Этот снимок сделан моим фотоаппаратом в 1984 году на месте катастрофы. Мне давно хотелось там побывать. Руководствовался прежде всего рассказами Ильи Ефимовича Залуцкого. Он знал эти места досконально. ...Повезло с погодой, в течении светового дня вышли к вершине горы Кабанья. Самолет врезался в каменную россыпь – ее видно на снимке, полностью разрушился и горел. Обломки мы находили в радиусе примерно 300 метров, метрах в 200 от фюзеляжа валялось крыло...»

Один из фронтовиков, хорошо знавших тайгу, И.Е. Залуцкий и вывел поисковую группу к самолету. Мне он рассказывал, что к самому самолету его не подпустили, туда прошли только несколько офицеров. Однако он сумел увидеть любопытную вещь: тело одного из летчиков лежало метрах в пяти от самолета, кобура была расстегнута, а рядом валялся пистолет…
Военные все, что не смогли вынести, в том числе радиостанцию, навигационную аппаратуру, - разбивали вдребезги, сжигали. Все было организовано четко. Руководил операцией полковник из Москвы, явно не простой армейский офицер. Штаб размещался в конторе Еланского колхоза. Старики рассказывали, что он хорошо охранялся, была прямая связь с Москвой. Постоянно прилетал самолет, садился на поле между Нюками и Еланью. Елань была заполнена военными. Они сделали много – рубили просеки, прокладывали мосты. Мост через Качуг долго служил людям, он так и назывался – «Солдатский мост»...».

Получается, что тела были вывезены с места катастрофы еще в сентябре 1949, но выданы родным только в марте 1950 г., после подписания советско-китайского договора о дружбе. Осенью 1949 года Восточно-Туркестанская Республика вошла в состав КНР и вскоре окончательно ликвидирована.

Батожаб Раднаев. Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

21 комментарий

  • Azim Azim:

    Интересно, что в Википедии в списке катастроф Ил-12 этой нет. Технические подробности есть вот тут: http://airdisaster.ru/database.php?id=959

      [Цитировать]

  • Искандер:

    Большое спасибо автору. Но все равно возникают вопросы. Взлет произведен в 02:25 мск. Почему в такую глубокую ночь? Если гора Кабанья имела 1 479 м, то почему самолет летел на высоте 1200 м ( по заключению комиссии, материальная часть была исправна)?И почему 7 месяцев не выдавали тела погибших родным? И почему такая таинственность в течение долгого времени, если это просто авиакатастрофа? Правду мы наверно никогда узнаем. Да удостоит Всевышний Своей милости тех, кто боролся за свободу и независимость Восточного Туркестана и пал в этой неравной борьбе.

      [Цитировать]

  • Рахим:

    Где-то читал информацию, что после того, как в Китае победила революция, Мао попросил Сталина оставить в покое этот регион и независимый Восточный Туркестан стал не нужен — руководство уничтожили, самолет был взорван в воздухе. Мой отец работал в Пединституте и рассказывал, что в одну ночь 200 студентов-уйгур бесследно исчезли, по слухам их расстреляли.
    Главу ВТР Алихана-тура вывезли в Москву, где он и сгинул на Лубянке.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Рахим, ну зачем расстреливать 200 студентов? Смысл какой? Вот уж «ходят слухи по умам»

      [Цитировать]

  • Рахим:

    Все-таки я прав.
    http://uighur.narod.ru/articles/viktor_snitkovskiy.html
    Цитата — «Во второй половине 40-х годов председатель правительства восставших уйгур Алихан Тура и остальные члены правительства стали проявлять самостоятельность, не реагировали на указания приставленных к ним советников из СССР. На дальнейшее поведение Сталина повлияли договоренности с руководством Гоминдана и лидерами коммунистического движения Китая. В августе 1949 г. в Москву вылетела делегация уйгурского руководства во главе с Ахметжаном Касими. Все ее члены были расстреляны. Вскоре чекистами был захвачены и доставлены на Лубянку, а затем расстреляны глава правительства Алихан Тура и его сподвижники».

      [Цитировать]

  • Рахим:

    В 70-е годы слышал от одного старого уйгура, что в Ташкенте жил бывший член правительства уйгуров, который был ставленником Москвы. Может он и похоронен на Кукче. Путаниц много- скрывали следы. На указанном сайте пишется, что в августе 1949 г. в Москву вылетела делегация уйгурского руководства и затем были расстреляны. На самом деле их взорвали с самолетом, о чем косвенно подтверждается в статье, изложенной здесь выше. Еще этот старик рассказывал, что прежде чем Алихана-туру расстрелять, его пытали на Лубянке.

      [Цитировать]

  • lvt:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BD_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 Биографических сведений о Алихане Тура в интернете много. Специально для вас скопировала цитату из Википедии. Но их ещё много, не только из Токмака (это родина). Мало ли какой ерунды не запустили в сеть. Фантазёров много.
    Человек жил под домашним арестом в Ташкенте. Занимался историей. Написал много томов. Умер в 90 лет!

    12 ноября 1944 года коренным населением провозглашается Восточно-Туркестанская Республика. Президентом избирается Алихан тура. 28 июля 1946 года Алихан тура был похищен советскими спецслужбами и тайно вывезен в СССР (Ташкент, Узбекская ССР), где до конца своей жизни содержался под домашним арестом. Будучи в Ташкенте написал несколько книг, в том числе многотомный труд по истории ислама «Тарихи Мухамадия» и перевёл на узбекский язык «Уложения Амира Темура».

    Похоронен в Ташкенте на кладбище Кукча 28 февраля 1976 года в возрасте 90 лет.

      [Цитировать]

    • Рахим:

      lvt:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BD_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0Биографических сведений о Алихане Тура в интернете много.Специально для вас скопировала цитату из Википедии. Но их ещё много, не только из Токмака (это родина). Мало ли какой ерунды не запустили в сеть. Фантазёров много.Человек жил под домашним арестом в Ташкенте. Занимался историей. Написал много томов. Умер в 90 лет!
      12 ноября 1944 года коренным населением провозглашается Восточно-Туркестанская Республика. Президентом избирается Алихан тура. 28 июля 1946 года Алихан тура был похищен советскими спецслужбами и тайно вывезен в СССР (Ташкент, Узбекская ССР), где до конца своей жизни содержался под домашним арестом. Будучи в Ташкенте написал несколько книг, в том числе многотомный труд по истории ислама «Тарихи Мухамадия» и перевёл на узбекский язык «Уложения Амира Темура».
      Похоронен в Ташкенте на кладбище Кукча 28 февраля 1976 года в возрасте 90 лет.

      Вам не кажется странным, что членов его правительства ликвидировали, а его бы оставили в живых? Если бы он жил в Ташкенте, то тот старый уйгур, свидетель тех событий, знал бы об этом и не стал рассказывал бы мне небылиц.
      Был бы рад, если это все правда, что он не был убит. Спасибо за ссылку на видео — очень познавательно.

        [Цитировать]

  • lvt:

    https://vimeo.com/33752259 Я понимаю, что надо мной сейчас смеются все махалли Ташкента, так как пишу о том, что все ташкентцы давно знают. Но для тех, кто как я уехали давно, даю ссылку на видео в 4-х сериях об Алихане Тура. Рассказ идёт на узбекском языке без титров, но много фотографиий из его судьбы: дом, улочка, близкие люди. Наконец, похороны в 1976. Ташкент всегда жил немного по своим законам. Проводить этого незаурядного человека пришло очень много народу. Вообще, видеоряд и звучание голосов мне понравились. Есть кадры более современного города.

      [Цитировать]

    • Мунтазир:

      Много интересного документального материала о Синцзяне, Восточном Туркестане , Алихане Тура в книге «Схватка шести империй, битва за Синцзянь». Кому интересна эта тема, очень рекомендую!

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.