Махалля … как имя твое? Часть третья История Разное

Станислав Балашкин

Старые добрые махалли города. Каждая имеет свою историю и о многом может рассказать.

Начинаем мы нашу сегодняшнюю экскурсию с даха Кукча, а точнее, с махалли Торкуча, что в переводе означает «узкая улица». Дело в том, что вдоль нее проходила довольно узкая улочка, к тому же территория квартала была ограничена каналом Бозсу. Ее жители, населявшие три сотни домовладений, занимались кустарными ремеслами, торговлей, садоводством (благо, вода рядом), работали на загородных территориях Ингичкакуприк и Шапайзи - кулак. На территории махалли были сооружены мечеть, несколько лавок и даже хауз, позволявший снабжать водой весь квартал.

zaynuddin-bobo

Рядом с ней  была расположена махалля с весьма пленительным (особенно летом) названием. Это квартал Катта-Хауз, где можно было искупаться в жаркие дни. Но не только с этой целью в махалле был водоем. Традиции древности живучи, а, как известно, в древние времена противник, желая захватить крепость, прежде всего, лишал осажденных воды. По этой причине во многих махалля городов Средней Азии обязательно были хаузы, которые периодически осушали и чистили. Вода там, надо сказать, была чистейшая, в отличие от современных бассейнов и даже каналов.

Довольно большой квартал насчитывал триста пятьдесят домов. Здесь имелось две мечети, то есть махалля делилась на два квартала, две чайханы, где любили проводить время седобородые аксакалы, а также бакалейные лавки и даже сартарошхона, чем мог похвастать не каждый квартал.

Основная часть жителей занималась тяжелым кожевенным ремеслом, выделывая шкуры различных животных. Вполне возможно, что кожаные изделия, которые можно встретить на рынках нашего города, изготовлены наследниками ремесленников именно этой, ушедшей в прошлое махалли. Сейчас на их месте красуется густонаселенный, современный массив Ц-26 (ныне массив Гульабад).

Рядом с ушедшими в небытие махаллями, там же, на современном Гульабаде, находились  еще два жилых квартала, жители которых занимались не только созданием кувшинов, что следует из названия одного из них - Сархумдан, но и производили кожевенные изделия, варили мыло, продававшееся на базарах города. Часть жителей занималась обработкой земли, выезжая за город. В распоряжении населявших триста домовладений жителей махалли имелись три мечети, несколько чайхана, также мактаб, где учились дети местных жителей.
Вдоль арыка Бозсу располагалась еще одна кукчинская махалля, название которой вряд ли нужно переводить. Это Талкуча, в которой насчитывалось 300 домовладений. Здесь не было школы, как в других махалля, но «коньком» местных жителей были садоводство и земледелие на загородных местностях, особенно                  в уже упоминавшихся местностях Ингичкакуприк (Тонкий мост), Шапайзикулак (Шафаиз) и  Актепа.

На территории квартала находились довольно большая мечеть и почти такой же размерами хауз, как                   и в соседней махалля Катта-хауз. Ныне и этот квартал, увы, тоже не существует в его первозданном виде.

Углубимся немного в историю даха Кукча. Граничила она с остальными тремя даха, находясь на западе города. Сагбанские, Кукчинские и Чагатайские ворота позволяли жителям выезжать за город. На территории даха находилась тридцать одна махалля, шестьдесят  мечетей и два медресе, а также часть рынка Чорсу.

Название происходило не от зеленого чая, а от зеленого наряда всей даха. Она была, скажем так, самой «лесообеспеченной» из четырех районов города. Ныне на ее месте не менее озелененные жилые массивы                         и достаточно много махаллей. Одна из них, почти полностью сохранившая свой внешний вид (если не обращать внимания на все современное) - махалля Оклон, расположенная вдоль улицы Уйгура, в районе вновь построенной мечети шейха Зайнутдина с высоким, стройным минаретом.

Ее жители в прошлые времена занимались обработкой кож (отсюда и название), мелкой  торговлей                    и загородным земледелием (благо, городские ворота рядом). В наличии были одна чайхана, две мечети                         и несколько торговых лавок. Неподалеку от нее, в той же даха, находилась еще одна махалля, название которой дошло до наших дней.

Этот довольно большой квартал своей южной окраиной выходил к базару Чорсу, что  давало возможность жителям махалли Сагбан - Живой сад, заниматься различными ремеслами и торговлей. Квартал насчитывал четыреста  домов, среди которых располагались мактаб, мечеть и благоустроенная махалля. По плану генеральной реконструкции города махалля Сагбан была снесена и на ее месте  выросли многоэтажные жилые дома. Древний топоним сохранился в названии улицы, берущей начало от рынка «Чорсу», и кладбища, основанного в 1880 году.

В самом начале улицы сохранилось здание, сооруженное в 1911 году. Некогда оно принадлежало предприятию братьев Шемариных.  Находилось оно рядом с караван-сараями, находившимися здесь же. Ныне здесь располагается филиал одного из коммерческих банков. Не так давно совсем рядом стояло  известное всему городу здание Музея Природы. Сам музей сейчас перенесен в другое место. Но в истории старого здания музея интересны два факта: первый - в этом помещении до известных событий 1917 года находилось торговое помещение «Большой Московской мануфактуры».          Это предприятие имело свои,  и достаточно большие, торговые интересы в нашем крае.

И второй факт - здесь экспонировались останки того самого «Homo Habilis», кости скелета которого были найдены археологом А.П.Окладниковым совместно с Н. Синельковым и М. Гремяцким в пещере Тешик-Таш                       в горах Байсуна в 1939 - 1940 годах. Это известный «неандертальский мальчик». Сейчас в новом здании музея экспонируется чугунная копия, так как оригинал был уничтожен пожаром в старом здании еще конце 40-х годов XX века.

Раз уж мы путешествуем сегодня по одной из самых зеленых даха нашей столицы, стоит рассказать об одной из мусульманских святынь Средней Азии, находящейся так же на улице Уйгура. Это мавзолей шейха Зайнутдина - бобо, известного теолога XIII века, родившегося за пять лет до вторжения войск Чингиз-хана                      в долину Турана, в 1214 году.

Памятник был возведен на месте более древнего сооружения - подземной кельи - чилля - хоны,                            и неоднократно перестраивался, даже в начале XX века. Кстати сказать, это сооружение является едва ли не самым древним памятником архитектуры на территории нашего города.     Как выяснили археологи, сама чилля -хона могла использоваться как импровизированная обсерватория.

Селение Куи - Арифон, территория которого ныне входит в черту города, и где был воздвигнут памятник, находилось за воротами Кукча. Именно здесь и предали земле тело  известного в XVIII веке представителя мусульманского духовенства.

И сейчас, как и в прошлые времена, в дни самых почитаемых мусульманских праздников, здесь совершаются жертвоприношения - свежуют тушу барана, готовят плов и возносят молитвы в честь пророка Мухаммеда и правоверных халифов.

Далее наш маршрут ведет нас в соседнюю даха Себзор. И первой на нашем пути находится махалля Тарнавбаши, что в буквальном переводе означает «Голова канала». Дело, видимо, в том, что квартал находился                в начале оросительного канала, у его головных сооружений; отсюда и ведет свою историю древний топоним. Данный факт подтверждается одним из занятий жителей - земледелием, а так же тем, что на территории квартала находилась мельница, приводившаяся в движение  силой протекающей воды.

В одном из домов, коих насчитывалось тоже триста, размещалась кузнечная мастерская, производившая самые различные орудия труда. Здесь же мастера  занимались изготовлением ножей, сундуков, и других необходимых в хозяйстве изделий. В настоящее время от одной из древнейших махалля  сохранилась небольшая часть построек, а на месте снесенных домов сооружены дома массива Себзор.

Недалеко от старого квартала находилась махалля, носившая имя Кадиабад (Кадиват). Примечательна она тем, что делилась на три части - Верхний, Средний и Нижний Кадиабад, располагаясь как бы сверху вниз. Так как была она довольно большой, насчитывая свыше трехсот домовладений, то и делилась соответственно на три прихода, на каждый из которых приходилось по одной мечети. Имелось не дошедшее до нас медресе, готовившее в основном специалистов духовной сферы. Видимо, именно с ним связано название квартала, говорящее о том, что здесь процветали духовные (теологические) науки.

Ее жители занимались в основном шитьем обуви, кожевенным производством и другими ремеслами. Мельница, находившаяся здесь же, позволяла приобретать муку, не покидая пределов квартала. В наше время ее территория застроена жилыми домами уже упоминавшегося массива Себзор.

Фото – различные сайты

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

14 комментариев

  • J_Silver:

    Так хауз для того, чтобы в нем купаться или воду брать?
    Все как-то смахивает на ильфо-петровские Легенды озера Иссык-Куль…

      [Цитировать]

  • Станислав:

    Хауз — бассейн для воды. В дни мирные в нем не грех было и искупаться. А во время осады — тут уж напрямую — для снабжения водой гарнизона города (и жителей, конечно, тоже).

      [Цитировать]

  • Усман:

    Мальчик оказался девочкой: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тешик-Таш

      [Цитировать]

  • Константин ташкентский:

    Зря мешаем человеку фантазировать.

    Люди, «задарма» получающие «мой город», получают в «довесок» к нему такие статьи. Скляревский, задаром для нас, содержит свой сайт, а в «довесок» и нам эти статьи. Сайт его, ему видней.

      [Цитировать]

    • Станислав:

      Слушайте, ТРОЛЛЬ, не надоело? Сами напишите что-нито лучше, чем я. И будет счастье тебе…Не нравится — НЕ читай. И НЕ забудь — приглашение в силе.

        [Цитировать]

    • Рахим:

      Константин — никакой ты не ташкентский, иначе бы знал, что за слова отвечают.
      Докажи, что автор «фантазирует». Что он неправильно описал? Или ты только тявкать можешь из-за угла?
      Здесь у нас братская атмосфера, а ты ее портишь. На какой статье ты бы не появился — везде только вонь от тебя.

        [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      баклашкины, пишите про морскую школу. Хотя бы в теме будите.

        [Цитировать]

      • Станислав:

        ТРОЛЛЬ — молись, чтобы я тебя не вычислил. За оскорбление можно ответить даже ПО ЗАКОНУ. Хотя можно и по мужски… Если ты, конечно, мужчина…

          [Цитировать]

        • Усман:

          В школе надо было басни учить, а не на старости лет дергаться: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
          А сапоги тачать пирожник,
          И дело не пойдет на лад.
          Да и примечено стократ,
          Что кто за ремесло чужое браться любит,
          Тот завсегда других упрямей и вздорней:
          Он лучше дело всё погубит,
          И рад скорей
          Посмешищем стать света,
          Чем у честных и знающих людей
          Спросить иль выслушать разумного совета.»

            [Цитировать]

          • На Куйлюке живу:

            «Чем у честных и знающих людей» — это усман и костюнчик ташкентский? Только из подворотни тавкать умеют. Хоть один абзац напишите так, как Станислав пишет, а мы почитаем…
            Рискните, авось получится. Хотя — вряд ли уже…

              [Цитировать]

          • Константин ташкентский:

            Съезд писателей СССР. Обсуждается творчество представителя крайнего севера.
            — Вы Пушкина читали?
            — Нет.
            — А Толстого читали?
            — Нет. Однако, чукча писатель, а не читатель. Ты зачем, Пушкин, Толстой спрашивал?

              [Цитировать]

  • ANV:

    «Вода там, надо сказать, была чистейшая, в отличие от современных бассейнов и даже каналов.»
    Однако про ришту забыли. ;)
    А в находящемся рядом впритык (если кто помнит между ними сосисочная была) служебном дворе-помещении Музея природы был караван-сарай который можно было сохранить как памятник старины, но получилось как с «Туркестанскими ведомостями» сданными из библиотеки музея в макулатуру.

      [Цитировать]

    • Станислав:

      Да нет, про ришту НЕ забыл. Просто хаузов таких вроде бы не сохранилось. Да и представить невозможно — в наше время были бы они такими же чистыми, как тогда? Сомневаюсь…

        [Цитировать]

    • Вавилова Татьяна:

      ANV! Неужели в макулатуру???? ((((((((( Первый директор Туркестанской библиотеки Николай Дмитровский завещал ей свою полную подшивку «Ведомостей» как величайшую ценность.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.