Новый Термез и православный храм История Фото

Tatyana Vavilova:

Благодаря усилиям энтузиастов, о европейской части Ташкента мы узнали в последние годы очень много. Пора передвигаться в областные города, например, в Новый Термез. Объект выбран мною случайно. Увидела в ФБ фотографии православного храма, сделанные Мадиной Алмаевой Усаевой в поездке по Термезу, и узнала церковь Александра Невского из альбома Голендера. Борис Анатольевич писал, что храм не сохранился, захотелось выяснить. К обсуждению присоединилась Галина Долгая. Так все вместе и собрали в комментариях к посту Мадины Алмаевой Усаевой материал по старинному термезскому храму, который оказался не только сохранившимся, но и действующим. Обещала суммировать информацию и опубликовать, что и выполняю. Спасибо за помощь Галине Долгой и Мадине Алмаевой Усаевой.

6 июня 1894 г. Николай II подписал закон «Об обустройстве пограничного надзора в Средней Азии». А 9 декабря 1896 г. Император утвердил мнение Госсовета о преобразовании в течение трех лет, начиная с 1897 г., пограничного надзора в Средней Азии в две бригады. В этом же году была сформирована 31-я Амударьинская пограничная бригада со штатом 915 человек, которая вошла в состав 7-го Отдельного корпуса пограничной стражи. Амударьинская бригада состояла из четырех отделов, в которых насчитывался 51 пост, в том числе 15 -обер-офицерских. Бригада взяла под охрану весь участок бухарско-афганской границы. Главной задачей пограничников стала борьба с контрабандой. Из Афганистана переправлялись не только контрабандисты, но и разбойничьи шайки, которые грабили местное население, увозили заложников, уводили скот, убивали владельцев при сопротивлении.
Штаб бригады разместили в кишлаке Патта-Гиссар, в 1,2 км от берега Амударьи . Эмир бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан выделил под строительство участок в 11 гектаров.

Бригадный командир полковник М.М. Костевич, человек энергичный, принялся перестраивать кишлак в русский военный городок, который стали называть Новым Термезом. За три-четыре года образовалась большая площадь, от которой шли широкие улицы, а вдоль них казенные дома для офицеров, административные здания, баня и лазарет, офицерское собрание, магазины и торговые лавки. Архитектура некоторых зданий обращала на себя внимание путешественников. Городок обсадили деревьями и прочей зеленью, что создавало микроклимат в столь знойном регионе. Разбили городской сад. Среди плодовых и декоративных деревьев гуляли павлины, в пруду плавали лебеди. И, конечно же, на площади выстроили каменную православную церковь на 1500 молящихся.

te1
фото до разрушения колокольни.

Но не сразу. Сначала служба шла во временной бригадной церкви, построенной в 1897 году при участии офицеров штаба бригады и освященной во имя Алексея человека Божия. Лишь через несколько лет по ходатайству Военного министра А.Н. Куропаткина перед императором Николаем II, Военное ведомство выделило деньги на возведение капитального здания из туркестанского кирпича по типовому проекту военных храмов, утвержденному Строительной комиссией в 1901 году (архитектор Федор Михайлович Вержбицкий).
Согласно проекту, храм в плане имел очертания православного креста. К прямоугольному молельному залу, заполненному светом и воздухом, на востоке примыкал алтарь с высоким двухсветным сводом, с проемами на барабане в виде фонаря, а на западе – паперть и притворы. Строгий военный храм украшали восьмигранная колокольня в виде пирамиды, звонница с арочными просветами и золоченый купол над алтарем, кокошники на притворах, рельефные детали – наличники, кресты на фасадных стенах и крылечки на входах.
19 ноября 1905 года храм торжественно освятили с новым посвящением престола во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Именно этими двумя разными посвящениями и объясняется, что храм в Термезе в одних литературных источниках именуют Алексеевским, а в других Александра Невского.
До 1910 года храм официально состоял при Управлении 4-й Туркестанской стрелковой бригады и служил в нем священник Василий Павлович Благовещенский. В 1910 году церковь перешла к 9 Туркестанскому стрелковому полку. Сменился и батюшка. С 3 сентября 1910 года к службе приступил Орлинский Василий Никифорович.
После установления Советской власти, в 1927 году, службу в храме запретили, устроили в нем склад оружия, потом госпиталь. Но само здание просуществовал до 1930 года, а потом колокольню и купол церкви снесли, потолки выпрямили и подбили досками, внутренние росписи уничтожили, а церковную утварь вывезли. Изуродованное здание переделали в спортивный зал.
В 1990 году по решению совета народных депутатов городского президиума, в связи с обращениями русскоязычного населения к властям города, храм вернули на баланс среднеазиатской епархии. Храм действующий, его снова освятили и начали восстановление, которое идет не слишком быстро в связи с недостатком денег. Однако собирая с миру по нитке, удалось поднять и позолотить купол, отремонтировать здание, даже вернуть часть принадлежавшей храму утвари и икон. На сайте храма пишут, что сохранились икона Св.кн. Александра Невского, писаная в 19 веке, большие иконы Спасителя, Св.Алексея человека Божия, икона «Моление о чаше», икона Воскресения Христова, а также сохранилась часть священнических облачений, купель для крещения, частично большой подсвечник и семисвечник. К огромному сожалению прихожан, утрачена главная святыня храма – привезенная с Горы Афон икона Святого великомученика Георгия Победоносца. В застежку отображения Святого была вложена частица его святых мощей и вата, пропитанная елеем из лампад пред Его чудотворными иконами в Заграфе. Примечательно, что на дальнейшее восстановление храма выделило деньги правительство Узбекистана. Кроме того, в 2010 году был объявлен сбор средств в Интернете. Так что есть надежда на полное восстановление старинного храма Александра Невского в Термезе.


Удалось немного узнать и об одном из служителей храма, Василии Никифоровиче Орлинском. Он родился в 1877 году в семье священника, в Новгородской губернии, в селе Петровское. Кроме него, в семье были два брата, старший и младший, тоже священники, и сестра. Отслужив в Туркестанской епархии, Василий Никифорович вернулся на родину, служил в Спасо-Преображенском храме. Во времена гонений на церковь все Орлинские пострадали как «служители религиозного культа». Ивана Никифоровича в 1929 году лишили избирательных прав, тогда же, как сестру священника, лишили избирательных прав и Марию Никифоровну. В 1932 году отправили в лагеря на 5 лет Павла Никифоровича. Но трагичнее всего сложилась судьба самого Василия Никифоровича. Его арестовали 14 июня 1937 г. 15 августа 1937 года Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. вынесла обвинительный приговор ( 58-10-11 УК РСФСР). Расстреляли 17 августа 1937 года. Подробности обвинения неизвестны.
С 2006 года по настоящее время настоятелем храма является священник Дионисий Якименко, выпускник Ташкентской семинарии.

Современные фото мои, из поездки с Лангаром в июне 2012 года. ЕС

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

6 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.