«Вперед, к новым берегам!» Tашкентцы

В июне в Санкт-Петербурге состоялся Международный конкурс музыкантов с ограниченными возможностями по зрению. Лауреатом II премии стала учащаяся второго курса РСМАЛ им. В. Успенского СевараМирсидикова (педагог Тамара Владимировна Борисова).

«Вперед, к новым берегам!»

Республиканскому специализированному музыкальному академического лицею имени В. А. Успенского по праву принадлежит статус «кузницы талантов». Известная во всём мире «Успенка» - уникальное учебное заведение, значительно выделяющееся среди подобных по многим параметрам. Усилиями нескольких поколений талантливейших педагогов, щедро отдающих свои силы, знания и умения, свою доброту и душевное тепло ученикам, здесь созданы особые условия для взращивания ярких музыкальных индивидуальностей. Лауреаты международных конкурсов - основная гордость лицея. Ежегодно он зажигает новые звёзды музыкального Узбекистана в различных странах мира – Франции и Италии, Греции и Испании, Германии и Португалии, США и Румынии, Англии и Швейцарии, Австралии и Норвегии, Чехии и Дании, Польше и Болгарии, Швеции и Литве, России и Украине, Казахстане, Туркменистане и Киргизии.

Обладателей различных наград, званий, премий, призов в Успенке очень много, а потому может сложиться впечатление, что стать лауреатом совсем несложно. Поверьте, это далеко не так!Постарайтесь воссоздать картину выступления на том или ином конкурсе. Где-то очень далеко от дома, в чужой стране с её особой культурой, традициями, представлениями, климатическими условиями, эмоциональным настроем юный музыкант вступает на сцену большого концертного зала, полного слушателей – музыкантов-профессионалов, любителей классической музыки. Вот жюри – известные маститые музыканты со всех континентов, блестящие исполнители и педагоги, исключительные знатоки и ценители тончайших нюансов исполнительского мастерства. Все напряжённо ждут… Представьте себе, что переживает в эту минуту наш конкурсант. Сейчас он должен собрать все свои силы, преодолеть сильнейшее волнение, сконцентрировать эмоции, чуть оторваться от земли и повести за собой зал в бесконечный мир музыкальных образов – величественных и страстных, философских и легкомысленных, радостных и печальных, торжественных и задушевных.

Закончено выступление. Как отнесётся к нему жюри? Как оценит? Пройдёт ли конкурсант в следующий тур? Прошёл! И снова испытание на волю, характер, мастерство. И, наконец, миг счастья – победа! За каждой конкурсной наградой – огромный труд ученика и педагога, долгие часы изнурительных занятий, сомнения, слёзы, радости преодоления и достижения. Только самый талантливый, работоспособный и трудолюбивый, упорный и целеустремлённый человек становится музыкантом международного уровня.

Вы идёте по коридорам лицея, вам навстречу радостно бегут озорные ребятишки. В этой весёлой толпе не сразу различишь тех особенных, которые составляют гордость музыкальной культуры Узбекистана и прославляют нашу страну во всём мире. Они играют и шалят, смеются и плачут, радуются и страдают, учат уроки и ходят на концерты, играют в снежки и общаются по интернету: всё, как у всех. Но у них есть Главное – бесконечно преданное служение Высокому Искусству. Умные, талантливые, образованные, они несут свет духовности, нравственного и душевного богатства, веками копившегося человечеством. Это непростая и тяжёлая ноша. А наградой им становятся победы на международных конкурсах и дальнейшая концертная деятельность, гордые и довольные лица педагогов, слёзы радости на глазах счастливых мам и пап, рукоплещущие зрители, неумолкающие овации. Вот оно, настоящее счастье артиста!

Но девочка, о которой пойдет речь, всё же выделяется среди многочисленного созвездия талантов. Она – особенная. Она – учащаяся не фортепианного, а теоретического отдела. Но не это главное. Наш лауреат - первая (и единственная на сегодняшний день) незрячая ученица «Успенки». Первые естественные человеческие эмоции – жалость, сочувствие… Нет, нет, это не про Севару! Когда вы видите эту девочку, то сразу настраиваетесь на позитив! Невероятно обаятельная, она заражает радостью и оптимизмом, от нее исходит какой-то истинный внутренний свет, она будто наполнена солнечной энергетикой и готова поделиться ею со всеми окружающими. Рядом с ней как-то неловко быть уставшим, иметь неважное настроение, жаловаться на жизненные барьеры и удары судьбы. Она всегда весела и приветлива, открыта к любой информации и благодарна всем окружающим. «Севарочка, ты не устала?» - «Совсем не устала, а можно еще спросить… Я так много узнала нового! А можно посидеть еще с другой группой? Что Вы будете сегодня им рассказывать?» Можно, конечно можно! Педагог всегда рад живому интересу учащихся и готов бесконечно удовлетворять жажду творческих познаний своих подопечных! В «Успенке» традиционно приняты именно такие взаимоотношения.
Севара – всеобщая любимица. Одноклассники её бережно опекают. В общении с ней абсолютно непринужденно раскрываются самые лучшие качества талантливой успенской молодежи – доброта, теплота, отзывчивость, взаимовыручка, искренняя готовность прийти на помощь.

В РСМАЛ им. Успенского за 75 лет его существования сложилось немало устойчивых традиций педагогического мастерства. Но незрячая девочка, поступившая в лицей в 2015 году, заставила ее педагогов серьезно взяться за расширение своего педагогического опыта, заняться поисками новых методов и подходов к обучению необычной ученицы. Изучая зарубежный опыт и применяя его к индивидуальным способностям Севары, педагоги смогли найти способы решения этой непростой проблемы. Совместный повседневный упорный труд, талант и целеустремленность принесли свои высокие результаты! По специальным теоретическим предметам Севара – одна из лучших.

Но самые выдающиеся достижения принесли занятия с замечательным педагогом Тамарой Владимировной Борисовой – заведующей концертмейстерами РСМАЛ им. В.Успенского, преподавателем классов общего фортепиано (повышенного курса) и концертмейстерского мастерства. Тонкий музыкант, бесконечно преданный своей профессии, настоящий интеллигент, обладающий глубокими знаниями и широчайшей эрудицией, харизматичная личность, пользующаяся любовью и преданностью своих учеников, ловящих каждое ее слово и замечание, она смогла «зажечь» своей неистощимой энергией необычную ученицу, заинтересовать ее исполнительской деятельностью.

Поистине нечеловеческие усилия были проявлены с обеих сторон. Представьте, как сложно незрячему музыканту просто разобрать текст! Особая трудность – создать музыкальные образы. Педагог привык отправлять учащихся к визуальному ряду, литературе, живописи, жизненным впечатлениям и ситуациям. Здесь же надо было искать какие-то новые формы объяснения, апеллировать к иным ассоциациям. А затем – кропотливая работа над каждой интонацией. И снова надо показывать – положение руки, постановка пальцев, особые хитрости в трудных местах… Шаг за шагом, преодолевая невероятные трудности, вытирая слезы и сдерживая взрывные эмоции, две героини упорно шли к поставленной цели!

Первая ступенька – 5- на экзамене по общему фортепиано в лицее. Следующая чуть выше: участие в концерте в Детской музыкальной школе. Севарой заинтересовались СМИ, сняли несколько сюжетов о ней для телевидения.

Далее большой скачок - первый Международный конкурс в Курске. Чтобы поехать на этот конкурс, надо было пройти отборочный аудиотур и получить проходной балл. Севара получила 9 баллов из 10-ти возможных и была приглашена на живое прослушивание, то есть на второй тур. В старшей группе было 30 участников! Выступление на конкурсе состоялось, Севара выглядела очень прилично. Но условия конкурса были таковы, что в одной группе состязались пианисты, баянисты, аккордеонисты, гитаристы, флейтисты. Жюри вынуждено было учитывать такой «разнобой» и делить места поровну между исполнителями на всех инструментах. Результатом стал диплом Севары за четвертое место. Это неплохое достижение для первого конкурса!

Последовало приглашение попробовать свои силы в Международном конкурсе в Санкт-Петербурге. Снова упорный труд, новая, более сложная программа, отборочный тур –всё преодолели! Наконец – «северная столица» России.

Множество участников из России и стран СНГ, большой зал, очень представительное жюри, компетентная публика, непривычная обстановка, непреодолимое волнение, многие из конкурсантов гораздо старше, опытнее, уже студенты! Очень страшно и очень ответственно: за тобой огромная работа педагога, напряженные переживания родных и друзей, твой родной лицей, за тобой целая страна!

Сразу после выступления – неуверенность, некоторая растерянность: всё ли вынесла, со всем ли справилась? Томительное ожидание результатов… Молодец! Справилась! Сияющая, она принимала поздравления. Был отмечен невероятный профессиональный рост за полгода, отделяющие этот конкурс от курского. Слушатели особо подчеркнули ее музыкальность, тонкое чувствование и понимание исполняемых произведений. Не подвела Севара и теоретический отдел, продемонстрировав свое блестящее специальное образование на музыкальной викторине.

«Вперед, к новым берегам!»

И вот перед нами лауреат IМеждународного конкурса музыкантов с ограниченными возможностями по зрению – СевараМирсидикова!

«Вперед, к новым берегам!»

Поздравляем, Севарочка! Дальнейших тебе успехов и творческих побед!«Вперед, к новым берегам!»

Марина Плазинская. Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.