«Почва и судьба». Те самые… Tашкентцы История Литература

Лейла Шахназарова

«Почва и судьба». Те самые…«...Высочайшего класса исполнителем, прекрасным педагогом, вдумчивым и глубоким исследователем, критиком, теоретиком музыки предстает она в своей, во многом итоговой, книге, и каждая из этих ипостасей – одна из граней ее безоглядного и беззаветного служения Музыке. Те самые "почва и судьба"…»Я написала это в предисловии к недавно выпущенной издательством Национальной библиотеки Узбекистана книге замечательной пианистки Адибы Шариповой.
Надо сказать, что обращение этой удивительной женщины ко мне с просьбой отредактировать ее книгу не сразу оценила в полной мере – как высокую честь. Дело в том, что, позвонив мне впервые, по рекомендации профессора ташкентской консерватории Инны Анваровны Абдуллаевой, Адиба Рауфовна, видимо, из скромности, не назвала свою фамилию, представилась просто «Адиба». Поняла же я, с кем именно предстоит работать, лишь когда, придя ко мне домой и увидев выбежавшую ей навстречу четырехлетнюю Соню, гостья воскликнула: «Боже, какая удивительная музыка в шагах детей! Каждый шаг — словно по клавишам... Я давно мечтаю записать это нотами...»

…В неведомое, музыка, веди.
В постылых догмах правды не найти.
Лишь тот, кто раздвигает горизонты,
Во всем находит новые пути.

Посвятив эти строки-рубаи Адибе Шариповой, народный поэт Узбекистана Александр Файнберг в тысячный раз проявил дарованную ему талантом – не просто прозорливость, но поразительную способность к предвидению. Тому предвидению, которое только и дано одному большому художнику в отношении другого. «Неведомое», «раздвигать горизонты», «новые пути» – согласитесь, нечасто подобные определения можно с полным правом отнести к женщине, пусть даже и творческой личности. Но из многих талантливых женщин в искусстве, которых лично мне довелось знать, – замечательную пианистку, заслуженную артистку Узбекистана, лауреата нескольких престижных премий, дипломанта международного конкурса Адибу Шарипову они характеризуют более, чем кого-либо, это могу утверждать смело.

«Почва и судьба». Те самые…

Дело, может быть, даже не в том, что она – из плеяды тех деятелей искусства, которых с полным правом можно назвать национальным достоянием, что ее виртуозным искусством восхищались зрители обоих полушарий, а вехи яркого творческого пути отмечены выступлениями на самых знаменитых сценических площадках мира, победами на наиболее значимых музыкальных конкурсах, – победами, без преувеличения, узбекского исполнительского искусства. Сейчас я говорю о Шариповой – человеке. Насколько смогла узнать ее за время нашего общения в процессе работы над «Преломлением» – книгой статей и публицистических выступлений Адибы Рауфовны за последние годы. Книгой, продиктованной горячим неравнодушием к будущему узбекской музыки и вобравшей в себя многолетний исполнительский опыт пианистки. Кстати, если бы название для нее пришлось выбирать мне, может быть, это оказалось бы другое слово – «Неуспокоенность»… Ни разу на протяжении многих страниц размышлений талантливого музыканта о судьбах отечественного исполнительского искусства не промелькнуло даже тени самодовольства, самолюбования, желания подчеркнуть свою значимость, с чем так часто сталкиваешься в подобного рода сочинениях. Только неподкупность творца, в стремлении к совершенству беспощадного к себе, только пытливый, часто отзывающийся болью поиск истины…

«Почва и судьба». Те самые…

В одном из интервью она сказала замечательные слова: «Самое трудное – создать в своем сознании образ произведения, которое еще только собираешься воплотить. Это сродни процессу изготовления ковра, в котором тысячи нитей должны сплестись в изумительный и незабываемый узор…»
Это сказано о музыке, о принципах, которыми руководствуется замечательная пианистка Адиба Шарипова в своем искусстве. Но – и о ее новой книге, которая стала квинтэссенцией важнейших творческих открытий и прозрений музыканта и педагога за два десятилетия. Творческой и жизненной программой человека, которому неинтересно жить в мире проторенных дорог, верить чужому опыту, снисходить к расхожим мнениям. Книга – размышление и надежда...
Уже понятно, наверно, сколь непростой была наша работа над текстами Адибы Рауфовны, мыслящей, как всякий подлинный художник, не столько словами, сколько ярчайшими образами и музыкальными фразами. Да, очень непростой, порой – весьма напряженной, но всегда – волнующей и радостной для меня.
О проблемах музыкальной педагогики, о замечательных арт-проектах, в которых ей довелось не только принимать участие, но и, в ряде случаев, выступать их инициатором и одним из главных реализаторов, о многом другом рассказывает она в статьях, составивших сборник «Преломление». Но что бы ни становилось поводом, подвигающим автора этой книги взяться за перо, – размышления о глубинных смыслах и современном прочтении сонаты Листа или разбор сочинений молодого японского композитора, воспоминания о старейшем педагоге Ташкентской школы им. В.А. Успенского, воспитавшем не одно поколение прекрасных музыкантов, или анализ роли музеев в формировании духовного мира молодого поколения, – каждую строчку, написанную Адибой Шариповой, освещают высокий полет творческой души, то благородное чувство, которое я назвала для себя неуспокоенностью, стремление к вечному поиску истины…

«Почва и судьба». Те самые…

…27 мая в Театре Марка Вайля «Ильхом» в исполнении ансамбля Omnibus прозвучат шедевры классической музыки: трио для фортепиано, скрипки и виолончели Мориса Равеля и квинтет для фортепиано и струнного квартета Сезара Франка.
Партию фортепиано исполняет профессор Государственной консерватории Узбекистана Адиба Шарипова.

«Почва и судьба». Те самые…

Источник

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.