Церковь Александра Невского при учительской семинарии Старые фото

Опубликовано в группе Мараканда

Памятник туркестанской архитектуры конца XIX века.

Все крупные учебные заведения Ташкента, как правило, имели собственные домовые церкви, предназначенные для учащихся и преподавателей. Одной из самых замечательных домовых церквей города был храм во имя святого благоверного князя Александра Невского Туркестанской учительской семинарии.

Это старейшее из учебных заведений Туркестанского края, готовившее учителей для национальных школ, функционировало в Ташкенте с 1870 года. В 1881 году оно получило собственное здание у сквера на улице Петербургской (ныне улица Матбуотчилар), переделанное из частного жилого дома полковника К.А.Терейковского.
Реконструкцию дома осуществлял талантливый ташкентский архитектор А. Л. Бенуа. Ему же поручено было пристроить к одноэтажному корпусу семинарии домовую церковь, которая была окончена и освящена 22 ноября 1897 года. В облике этой церкви автору удалось гармонично соединить декоративные возможности кладки из специфического буро-желтого туркестанского кирпича и архитектурные формы, навеянные традициями старинных новгородских и псковских храмов.
Алексей Леонтьевич Бенуа (1838 – 1902) происходил из известной российской артистической семьи Бенуа. Он был сослан в Туркестан в 1874 году. Спроектировал много примечательных сооружений не только в Ташкенте, но и в других городах Туркестанского края.
Здание семинарии в середине ХХ века достроили вторым этажом и передали его городскому отделу здравоохранения и Дому Техники. Пятиглавая колокольня над объемом основного помещения церкви была снята, и здесь разместился зал заседаний Дома Техники.
В ходе реконструкции сквера здание церкви, использовавшееся не по назначению, снесли в 2009 году.

Текст - Б.А. Голендер.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

9 комментариев

  • Mr. Zulu:

    № 23. Ташкент. Учительская семинария

    И то же на фото Назарова (просматривается в правом нижнем углу фотографий)
    https://fotki.yandex.ru/users/afro-zulu/tags/%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    «здание церкви, использовавшееся не по назначению» — гражданин Голендер, специально для Вас уточняю — НЕ здание, а то, что от него осталось — фактически «часовня», только без куполов. Касаемо ее сноса — если бы Вы, столь известный краевед, выступили бы в защиту того, что осталось от церкви, да обратились бы к предстоятелю РПЦ в Ташкенте, возможно, церковь бы и не тронули. Ведь Вас слушают при переименовании целых районов города. Кстати, карта, та самая, у меня ТОЖЕ ЕСТЬ. Вы знаете, о чем я. Что касается Алексея Леонтьевича Бенуа, то не особо он «был сослан» в Туркестан, а приехал самостоятельно. Освежите Вашу память.

      [Цитировать]

  • Ю.Ф.:

    Туркестанская Учительская семинария готовила учителей вовсе не для национальных школ, а для русских начальных школ и правительственных русско-туземных школ (сейчас такие школы назвали бы смешанными). Под национальными школами автор разумеет, надо полагать, мактабы (а других и не было), но мактабы имели характер конфессиональных учебных заведений и невозможно представить, чтобы учителей для них готовило бы русское правительственное светское учебное заведение. Открыта Учительская семинария была отнюдь не в 1870 году, а в конце августа 1879 года. Что касается архитектора Алексея Бенуа, то, как выше уже отмечалось, он в Ташкент вовсе не был сослан, а приехал совершенно по доброй собственной воле. И происходил он не из артистической семьи, как утверждает автор-краевед, а был представителем известной династии художников и архитекторов.

      [Цитировать]

    • Усман:

      Ни при какой погоде русско-туземные школы не были смешанными. Сейчас такие школы назвали бы узбекскими, а не смешанными или русско-туземными. Русско-туземная школа — неудачное дореволюционное название. В таких школах обучались сарты, узбеки, таджики, киргизы, кара-киргизы, каракалпаки, уйгуры, кашгарцы, таранчи и представители других губернских этносов по русской методике.

        [Цитировать]

      • Ю.Ф.:

        Не берусь судить относительно удачности-не удачности названия «русско-туземные» школы. Такие школы, инициатором создания которых был выдающийся администратор, первый генерал-губернатор, «устроитель Туркестанского края» Константин Петрович Кауфман, замышлялись им именно как смешанные и в действительности во многих случаях являлись таковыми. Имелось в виду, что в подобных школах, в параллельных классах будут учиться местные и европейские дети. Программы, конечно, различались, в первую очередь в отношении конфессионального компонента — в русских классах должны были изучать Закон Божий, а в «туземных» — соответственно исламское вероучение. Изучался также родной язык. Учитывая, что среди коренного населения образование не мыслилось вне религии, без религии, то именно последнее обстоятельство делало названные школы весьма привлекательными среди этого населения. К.П.Кауфман справедливо полагал, что неизбежное в процессе учебы общение европейских и местных учеников будет способствовать лучшему усвоению русского языка и лучшему взаимопониманию людей разной национальности. Но русско-туземные школы открывались, в основном, в сельской местности, где русского населения было мало или почти не было. И потому в них в большинстве случаев действительно обучались лишь дети коренного населения. В городах же для европейских учеников создавались начальные училища по аналогии с европейской Россией. В русско-туземных школах была принята российская педагогическая методика (с неизбежными поправками), русский язык изучался под руководством русского учителя (как раз это и были в основном питомцы Учительской семинарии, в обязательном порядке очень основательно изучавшие местные языки), а в «туземных» классах обучение осуществлялось под руководством местного учителя, как правило муллы из ближайшей мечети.

          [Цитировать]

        • Усман:

          Первая русско-туземная школа открылась в 1884 г., т.е после смерти К.П.Кауфмана. О русских классах в русско-туземных школах науке не известно. В 1912 г. было 89 русско-туземных школ, из них ни одной в кишлаке. Попытки организовать такие школы в кишлаках были, но в итоге все школы были в городах. Эта фраза вообще непонятна: «В городах же для европейских учеников создавались начальные училища по аналогии с европейской Россией. » Русский ученик в 1912 г. могу учиться везде, где бы захотел. Выбор не уступал столицам. Открылось даже коммерческое училище. Перечислять устанешь: гимназия, кадетский корпус, реальное училище, коммерческое училище, технические училища.

            [Цитировать]

          • Ю.Ф.:

            Первая русско-туземная школа открылась действительно в 1884 году, при генерал-губернаторе Николае Оттоновиче Розенбахе, но инициатором их создания был именно К.П.Кауфман. Полагаю, Вы не станете отрицать, что нередко чьи-либо инициативы осуществляются уже другими людьми. Скажу более, в самом черновом варианте идея подобных школ родилась у Кауфмана в октябре 1867 года, когда он, направляясь к месту своего назначения (в Ташкент он прибыл 7 ноября 1867 года) познакомился в Верном с существовавшим там училищем для казахских детей. Эта идея потом им развивалась и приняла относительно окончательный вид уже после его смерти — главным добавлением к кауфманскому проекту было как раз преподавание в этих школах исламского вероучения. Относительно слов «науке это не известно» могу предполагать лишь одно — очевидно под мировой наукой Вы разумеете лишь себя. Воля Ваша! Школ русско-туземных к 1916 году было около 150 и значительная часть их находилась в кишлаках. С конца 19 и особенно начала 20 века в администрацию края шел буквально поток просьб местного населения об открытии рус-туз. школ в сельских поселениях, маленьких городках. Население, зная, что расширение сети школ упирается в нехватку средств в казне, нередко выражало согласие финансировать, по крайней мере на начальном этапе, их строительство и функционирование из собственных средств. Слова о городских училищах для европейских детей надо понимать в том смысле, что таковые были главным компонентом начального образования в крае как и во всей Империи. Училища существовали и в сельской местности — в местах значительного и компактного поселения русского, вообще европейского населения. Училища подобные часто в источниках того времени называли приходскими (в современном смысле слова микроучасток — кто в школах работал или работает понимает, что это такое) или еще министерскими школами, т.е. государственными. Конечно, европейские учащиеся могли обучаться (причем не только в 1912 году, как Вы почему-то полагаете, а в любые годы по мере создания учебных структур) и в других учебных заведениях, гимназиях и проч., если таковые существовали. Увы, если по начальному обучению, по охвату детей начальным обучением, Туркестан был лидером в Империи, то средних учебных заведений не хватало, гимназий не было во многих городах, не говоря о прочих учебных заведениях. Естественно, в столице края выбор средних учебных заведений был довольно богат — применительно к первому десятилетию ХХ века, когда и появились кадетский корпус, коммерческое училище.

              [Цитировать]

  • Балашкин Станислав Викторович:

    «Растрелли» Средней Азии.

    Моей маме, Балашкиной Зое Михайловне, ценившей все прекрасное, и недавно ушедшей из жизни,
    посвящаю…

    Здравствуйте, уважаемые ташкентцы! Сегодня мы с Вами снова прокатимся по одной из самых тенистых улиц Нового города, послушаем ее рассказ об одном из необыкновенных людей нашей столицы. Едем мы от центрального сквера в сторону музыкального колледжа (старой консерватории) и прямо напротив него поворачиваем направо, в сторону Старого ТашМИ. Ныне эта улица носит имя Лала Бахадура Шастри. Именно на ней и стоит неприметное здание, сооруженное еще в 1899-м году. Это евангелическо – лютеранская церковь (кирха), ныне более используемая как органный зал. Автор этого шедевра архитектуры, пожалуй, единственного в Узбекистане, незаслуженно забыт. Именно о нем наш сегодняшний рассказ. Предки архитектора родом из Франции. Десятки лет служили они кондитерами у одной из самых известных династий этой западной страны – герцогов де Монморанси. И лишь во времена Французской революции, как и многие другие представители аристократии, эмигрировали в Россию. Итак, наш сегодняшний рассказ об Алексее Леонтьевиче Бенуа.

    Алексей Леонтьевич Бенуа.
    Потомки Луи Бенуа на своей новой Родине как бы «изменили» древней специальности и стали художниками, архитекторами. Словом, целиком ушли в искусство. Родился А.Л.Бенуа в 1838-м году в семье чиновника Царскосельской железной дороги Леонтия Леонтьевича. Известности фамилии добавляло то, что Николай Леонтьевич Бенуа, дядя героя сегодняшней прогулки, являлся не только профессором императорской Академии художеств, но и архитектором Высочайшего двора. Учитывая тягу сына к искусству, родители не препятствовали его поступлению в Академию художеств, которую он и закончил 12 сентября 1865 г. с удостоением звания свободного художника и с «правом производить строения и вступать в службу, в какую пожелает». В 1874 –м году А.Л.Бенуа переезжает в Ташкент и определяется на службу в военно-народное управление Туркестана в чине младшего архитектора. Уже в феврале следующего года его направляют в распоряжение Сырдарьинской дорожно – строительной комиссии, руководившей застройкой Ташкента. В течение 2-х лет, с мая 1875 года Алексей Леонтьевич работает в Семиреченской области (в осн. территория совр. Киргизии), где строит не только жилые и церковные здания, но и впервые в практике Туркестана осуществляет противоселевые мероприятия – возводит дамбы, укрепляет берега рек, обустраивает парковые ансамбли.

    Но… Алексей Леонтьевич был человеком достаточно сложного характера, и в 1878-м году вынужден был покинуть госслужбу. Подтверждение тому можно найти в ЦГА Узбекистана, где хранится «Дело о неблагонадежности мл. архитектора Бенуа и увольнении его от службы». Тогда же из-за задержки с доставкой экзаменационных материалов А.Л.Бенуа не смог получить звание «классного художника III класса». Все вроде бы складывалось против архитектора. Но он не пал духом. Работая «частником», он проектировал и строил самые различные сооружения – от «номерных столбов на мостах» до церквей и дворцов. И в конце 1882 года вновь назначается на госслужбу с направлением в Самарканд на должность «исправляющего обязанности младшего архитектора». Провел он там 4 года, оставив и в этом древнем городе память о себе. Из истории известно, что все первые постройки в городах – дело рук военных строителей. Пример тому – Сергели Спутник.

    А вот А.Л.Бенуа был единственным в своем роде гражданским художником – архитектором. Именно в этом, невоенном направлении, и раскрылся полностью его талант. Совместно с капитаном Белохой Бенуа перепроектировал интерьер так называемого «Белого дома» (на месте современного Сената Олий Мажлиса), в котором был сооружен «Георгиевский зал». По его проекту был перестроен один из частных домов, превратившийся в учительскую семинарию. В западной своей части она имела церковь святого благоверного князя Александра Невского. К юбилейной промышленной выставке А.Л.Бенуа совместно с Е.П. Дубровиным проектирует входные ворота в городской сад (не сохранились) в московском стиле XVII века. Совместно с гражданским инженером В.С.Гейнцельманом А.Л.Бенуа принимал участие в строительстве дворца сосланного в Ташкент Великого князя Н.К.Романова (ныне зал приемов МИД).

    К концу 1870-х годов в Ташкенте объявляется конкурс на лучший проект лютеранского дома молитвы. А.Л.Бенуа выиграл его еще на первоначальном этапе, представив лучший проект.

    Строительство началось в 1896-м году. По его ходу архитектор вносил изменения в проект, не прерывая процесса постройки. Кирха была построена в стиле прибалтийской готики — с высокой колокольней и со шпилем. К сожалению, о последних годах жизни талантливого художника нам почти ничего неизвестно. Так же не знаем мы, что стало с его семьей после смерти архитектора, последовавшей в 1902-м году в Красноводске. Знаем одно – память об этом человеке навсегда останется в его делах, в его проектах.

      [Цитировать]

  • Балашкин Станислав Викторович:

    Материал был опубликован в еженедельнике «На досуге» в одном из номеров 2015 года.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.