Космос в архитектуре мусульманского Востока Tашкентцы История

Опубликован труд всей жизни главного архитектора Ташкента Митхата Булатова.
Современная цивилизация разрывает связи человека с природой, а затем, по зловещей логике, и с Самим Создателем. Но так было не всегда. Гармонию с жизнью искали люди с древних времён – так говорят памятники археологии, ведь храмы древности связаны с циклами Космоса. А вот в мусульманской Средней Азии эта связь Космоса и Архитектуры достигла своих вершин. Об этом – уникальное исследование, только что выпущенное московским Фондом Митхата Булатова и ташкентским издательским домом «СМИ-Азия».
Архитектор – практик и исследователь.

Личность автора сама по себе вызывает интерес. Его титулы и социально значимые заслуги впечатляют: Мидхат Сагадатдинович (1907– 2004) – доктор архитектуры (1975), заслуженный деятель Узбекской ССР (1970), в 1940-62 годы главный архитектор Ташкента, автор генеральных планов Самарканда (1937-38), Ташкента (1952-54), Ферганы и Коканда, автор проектов административных и промышленных зданий в этих городах, а также в Бухаре. Автор многочисленных трудов по истории и теории архитектуры Средней Азии и стран Востока. С 1992 почётный член Международной академии архитектуры, с 1993 – почётный член и вице-президент Международной академии архитектуры стран Востока (Баку). Сейчас в его честь названа одна из улиц Казани, в Ташкенте учреждён Фонд его имени.

Интересна и его судьба. Родился он в семье бухарцев-татар в небольшом селе Баргар (Юрты Исеневские) Тобольской губернии. Учился в Тобольске, Казани, Ленинграде, а в Москве познакомился с будущей супругой Верой Андреевной Левиной, с которой прожил в мире и согласии 69 (!) лет. Причём, как она рассказала мне, сначала её родители, старообрядцы с Рогожской заставы, не хотели отпускать её замуж за «мусульманина-татарина». Однако, их союз оказался не только прочным, но и чрезвычайно плодотворным творчески. Я был поражён ясности ума и просветлённости девяностолетней москвички, ставшей ташкентским старожилом, когда она показывала мне дом, кабинет, рисунки своего мужа. Благодаря её усилиям в целости сохранилось наследие архитектора-исследователя, издана ныне грандиозная книга.

Названа она ёмко «Космос и архитектура». Сюда вошли неизданные ранее труды «Тенгри-нома. Космос и архитектура Средней Азии» и «Обсерватория Улугбека», библиография, список архитектурных работ и воспоминания коллег и учеников. Рекомендация к изданию получена от Учёного совета Института искусствознания Академии художеств Республики Узбекистан.

Издатель (кстати, сам крупнейший искусствовед современного Узбекистана) Алексей Арапов говорит: «Труды этого крупного учёного и архитектора (в том числе неизданные) затрагивают проблемы взаимоотношения Космологии и Архитектуры, исламского видения мира, воплощённого в архитектурных топосах. Сама персона Булатова, татарина по национальности, реализовавшего себя в Центральной Азии – Узбекистане, внесшего принципиальный вклад в раскрытие цивилизационных глубин исламского Востока, вскрывает очень значимый сегодня пласт межгосударственных, межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений».

Да, Арапов здесь отметил то, что кажется лишь далёким от нас историческим исследованием, но на самом деле впрямую затрагивает жизнь сегодня. Сколько раздоров в мире, сколько страданий приносят людям вражда по самым разным признакам отличий! А Булатов выявляет единство человечества на материале памятников архитектуры, в основном, Евразийской цивилизации, наследниками которой являемся мы с вами, наши государства – современные Российская Федерация, Узбекистан и другие страны Средней Азии и Евразии. Наиболее дальновидные и мудрые деятели стран СНГ, включая МИД РФ, прилагают усилия в утверждении нового миропорядка, основанного на принципах многополярного мира. Так историко-архитектурное исследование помогает нам обрести новую формулу единения и взаимопомощи. Повторю мысль из вступления: если человек правильно ориентирует себя в пространстве, в Космосе, то он не враждует с природой и с её Создателем. В этом смысле Булатов обнаружил, вскрыл идущее к нам из глубины веков «послание мира, салам» в образах архитектуры.

 

Космос и архитектура: от камней Стоунхенджа до обсерватории Улугбека.
На первый взгляд, и сам труд Булатова и его тексты понятны только специалистам. И это верно. Но нельзя представить человека, который не понял бы и сам не увлёкся этой темой! Ведь когда вы строите дом, выбираете квартиру, планируете сад – вы действуете именно как архитектор, распорядитель пространства. Сначала оцениваете окружение, думаете о плюсах и минусах, и… среди прочего оглядываетесь: а откуда сюда придут лучи солнца на рассвете, куда упадёт закат? Тем более это важно для мусульманина: время и место намазов дело серьёзное, точка отсчёта во времени поста, хаджа и умры, призыва на молитву – с древних времён предмет заботы и изучения учёных. Явления природы, к тому же, для мусульманина – не просто «движение материи», но «аяты-знаки», посылаемые Творцом. Вот почему в Исламе столь тесно переплетены ибадат (учение о поклонении, ритуал), космология, астрономия и… архитектура.

«Сначала муж, конечно же, переживал, когда покинул пост главного архитектора Ташкента, – делится со мной Вера Андреевна. – Но потом оказалось, что так высвободилось время для исследований, которым ранее не мог посвятить столько сил. Имея опыт архитектора-практика, он ринулся в сферу истории архитектуры, советовался с учёными-астрономами – вот так и родились книги по космоархитектуре. Значит, Всевышний направил сюда его внимание!».

И вот мы открываем книгу: древние камни в Англии (Стоунхендж), ориентация по Солнцу храмов Древней Греции и Египта, наскальные рисунки в разных уголках планеты – свидетельства поисков гармонии с Небом в архаике. Затем исламское Средневековье – расцвет синтеза архитектуры и космологии. Множество примеров… масса чертежей, сделанных в экспедициях самим Булатовым – главное в умении «прочитать» космическое измерение мечети, дворца, крепости, шифр их пропорциональных соотношений… понять замысел как градостроителя, так и творца конкретного здания, и даже отдельных орнаментов. Кстати, многие в Европе стали употреблять термин «арабески» относительно «восточных орнаментов» на мечетях, на изделиях прикладного искусства. Это так поверхностно! Суть в том, что геометрические орнаменты – математичны, отражают космические ритмы всего творения Аллаха: от микро до макромира, от микроскопа до телескопа.

Апофеозом исследований Булатова стала работа над воссозданием обсерватории Улугбека в Самарканде. Он предложил свой вариант реконструкции и создания там современного музея.

 

Наследие Булатова – призыв в Будущее!

Алексей Арапов замышляет выставочное турне. Вот его суть: «Содержание – макеты реконструкций, планшеты Булатова (прижизненные экспонаты), нереализованные в макетах идеи реконструкций в сфере геометрической гармонизации и космической интерпретации исламской архитектуры (или компьютерные модуляции или макетное воплощение), показ фильма и компьютерных реконструкций. Главное – открытие выставок в разных странах, с максимальным количеством гостей и прессы, где будет фильм и книга «Космос и архитектура».

Причём, выставка не только напомнит о деяниях Булатова, нет – в центре внимания именно сама тема, проблемы человечества и Ислама в этом ракурсе. Потому задумано, что каждый раз будут приготовлены экспозиции местных творцов и вокруг них мастер-классы и дискуссии. К примеру, при показе в Казахстане стоит обсудить «Космос в быту кочевников и… на Байконуре», в Таджикистане – сравнить космологические орнаменты на сюзане… Одним словом, в память о творческом подвиге Булатова, не стоять на месте, но продвигаться далее по начатому пути. А впереди безграничные открытия: величие творения Аллаха, отражённое в архитектуре и разных искусствах…

– Итак, среди целей – не только наследие Булатова? – спрашиваю я Алексея. – Конечно, это наследие надо изучать, переводить на языки мира. Но это не самоцель. Далее мы хотим создать Дом-музей Митхата Булатова «Космос и архитектура Узбекистана» в Ташкенте, как Международный центр изучения гармонических связей в культуре, открыть сайт. В перспективе – поощрение учёной и творческой молодёжи к разработке тематики «Космос-Архитектура-Гармония-Экология». Булатов спрессовал огромный опыт предков – теперь наша задача передать этот творческий импульс следующим поколениям.
Современная цивилизация разрывает связи человека с природой, а затем, по зловещей логике, и с Самим Создателем. Но так было не всегда. Гармонию с жизнью искали люди с древних времён – так говорят памятники археологии, ведь храмы древности связаны с циклами Космоса. А вот в мусульманской Средней Азии эта связь Космоса и Архитектуры достигла своих вершин. Об этом – уникальное исследование, только что выпущенное московским Фондом Митхата Булатова и ташкентским издательским домом «СМИ-Азия».
Архитектор – практик и исследователь.

Джаннат Сергей Маркус культуролог

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.