Выдающееся явление музыкальной культуры Tашкентцы

Убеждён, что с таким лестным, но точным определением личности Феликса Марковича Янов-Яновского согласится любой мало-мальски объективный композитор, искусствовед и подлинный меломан нашей страны. Дело не только в том, что он является автором замечательных произведений в самых различных жанрах музыки – опер, балета, симфоний, оркестровых пьес, в том числе и для народных инструментов, концертов, включая с солирующими инструментами, сонат, вокальных и инструментальных ансамблевых сочинений, а также хоровых, романсов, театральной и киномузыки - это редко кому удаётся. При этом во всех них ярко ощущается отпечаток новаторских поисков композитора, его музыкально-стилистическое соответствие мировым новациям последнего времени.

Выдающееся явление музыкальной культуры

В данном «опусе» я отнюдь не берусь (да, при всём желании, и не сумел бы) давать развёрнутую характеристику музыкальной индивидуальности этого прекрасного композитора – оно и не требуется, поскольку в Ташкенте при содействии Швейцарского Управления по Развитию и Сотрудничеству SDC недавно вышла монографическая книга Эльвиры Абдуллаевой под простым и ёмким заглавием «Феликс Янов-Яновский».

«Книга предназначена как музыкантам - профессионалам, так и широкому кругу читателей», - указано в анонсном предисловии, и я с охотой хотел бы согласиться с таким утверждением. Написанная ясным, доходчивым языком, она в то же время являет собой пример высокого профессионализма, глубинного проникновения в суть и ткань анализируемых произведений (а их десятки!) нашего уникального земляка. Существенные и подробные оценки даются и самим автором монографии Эльвирой Аскаровной Абдуллаевой, и музыковедом Отаназаром Матякубовым, взявшими насыщенное интервью у композитора, и Народным артистом Узбекистана, дирижёром Захидом Хакназаровым, и заслуженной артисткой, пианисткой, профессором Адибой Шариповой, и Художественным руководителем камерного оркестра «Туркестан», заслуженным деятелем искусств Эльдаром Азимовым, и композитором, доктором философии, заведующей теоретическим отделом Консерваториона израильского города Бэер-Шева Мариной Геллер, кстати, давшей блистательный анализ его инструментальных концертов, и аниматором, постановщиком многих фильмов, украшенных музыкой Феликса Марковича, Назымом Тулаходжаевым, и музыковедом Юлией.Варелас.

Автору удалось провести тщательное исследование всех основных направлений творчества Янов-Яновского: его инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, его вклада в развитие музыкального театра, его музыки к драматическим спектаклям и художественным, мультипликационным и неигровым фильмам. В приложении даны названия всех музыкальных сочинений – их свыше 120, а также оркестровых редакций, учебных пособий, статей, грамзаписей и нотных изданий на редкость плодовитого композитора.

Но для широкого читателя, я думаю, самую большую ценность представляют «Диалоги» с композитором, в которых даётся широкая панорама музыкальной жизни Узбекистана в послевоенный период. Восхищают очень точные и обоснованные характеристики всех крупных музыкантов и педагогов, которые внесли неоценимый вклад в развитие современной профессиональной музыки в нашей республике, плодотворная и подвижническая работа которых подняла уровень нашей консерватории до почти уникального.

В заключение хочется лишь добавить, что, на мой взгляд, благодаря исключительному трудолюбию и безукоризненной честности, Феликс Маркович и его интеллигентнейшая супруга и единомышленник Наталия Соломоновна заслуженно являются олицетворением совести узбекистанских музыкантов. И не только!

Всем, кому удастся, рекомендую ознакомиться с этой прекрасным фолиантом (одни фотографии чего стоят!), окунуться в стихию творческих и жизненных мыслей и интересов глубокого и мудрого музыкального летописца нашего сложного и во-многом противоречивого мира.

Вы не пожалеете!

А.Ходжаев.

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.