Олег Видов. Ташкент 1980 История Разное

Александр Руденский

* * * * *

ГЛАВА  56 - ТАШКЕНТ  1980

Весной  1980 года Олег участвовал в работе  6-го Международного кинофестиваля в Ташкенте.

Этот кинофестиваль  проводился Госкино СССР, Союзом Кинематографистов ССР при участии Госкино Узбекистана и его Союза Кинематографистов  раз в два года, кроме 1970 года.

По традиции  это происходило в конце мая. В 1980 году  с 20  по 30 мая.

Кинофестивали  в Ташкенте считались  Международными кинофестивалями стран Азии, Африки и Латинской Америки.

С 1968 года – Первого фестиваля, в нем участвовали страны Азии и Африки.

С 1976 к ним присоединились кинематографисты Латинской Америки и он превратился в Кинофестиваль трех континентов.

Но в отличии от многих других международных кинофестивалей он не являлся конкурсным. На нем не было как таковых наград. Все фильмы получали дипломы участников. А кроме    этого существовали разные премии и призы, памятные    медали различных общественных организаций. Любая общественная организация могла учредить свою награду и наградить ею понравившийся ей фильм. Это зависело от тематики и симпатий организации. Это и привлекало на этот фестиваль с каждым годом все больше делегаций и фильмов. Фильмы многих стран, которые ни на какой конкурсный показ не могли бы попасть, в Ташкенте получали разные дипломы, призы и само по себе это работало на эти молодые кинематографии.

Эта маленькая уловка работала на престиж и интерес к самому кинофестивалю. Ведь все делегации приезжали за свой счет. Что само по себе для  Ташкента и Узбекистана в целом было выгодно.

Если в первом Ташкентском кинофестивале участвовало 49 представителей Азии  и Африки то в 1980 уже  участвовало  97 представителей стран. 75 из них представляли кинематографию трех континентов.

В программе кино-фестиваля кроме показа новых фильмов разных жанров и творческих направлений существовали разные информационные программы, дискуссионные клубы, круглые столы по обсуждению разных вопросов киноискусства.

Девизом кинофестиваля в 1980 году было –

« Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов ».

*   *   *
Ташке;нт (узб. Toshkent, Тошкент) — столица Республики Узбекистан,
город республиканского подчинения, крупнейший по численности
населения город Узбекистана и Средней Азии, центр Ташкентской
городской агломерации, важнейший политический, экономический,
культурный и научный центр страны, а также авиационный,
железнодорожный и автомобильный узел. Административно Ташкент
разделён на 11 районов. Ташкент входит в пятёрку самых крупных
по населению городов среди стран СНГ. Население превышает 2,3
миллиона человек.  Ташкент расположен в северо-восточной части
республики, на равнине в долине реки Чирчик, на высоте 440—480
метров над уровнем моря и занимает территорию в 10 тысяч гектар.
К востоку и северо-востоку от Ташкента расположены отроги
западного Тянь-Шаня. Известен со II—I вв. до н. э.,  встречаются
различные названия данной местности — Шаш-тепа, Чач-тепа.
С XI века известен под названием Ташкент, что предположительно
означает Каменный город (от узб. tosh — «камень»).
В 1980 году в городе проживало около 1миллиона 800 тысяч жителей.

*   *   *

Своих гостей, прибывших на Кинофестиваль со всего
света,  Узбекистан встречал цветами, улыбками и по
традиции  хлебом и солью.

( На фотографии встреча гостей в аэропорту Ташкента)

Местом размещения участников и гостей фестиваля и всех его
организационных структур была гостиница « Узбекистан ».
Там располагалась Дирекция кинофестиваля, Пресс-центр и
все службы.

Вот так выглядела гостиница в дни  Кинофестиваля: на фасаде
традиционная эмблема кинофестиваля и на флагштоках флаги всех
стран участниц.

В честь Кинофестиваля, как всегда были выпущены многочисленные сувениры:
наборы открыток,  памятные медали,  и конечно значки .
На главпочтамте в дни кинофестиваля проводилось спецгашение
почтовых отправлений.

*   *   *

На фльл -  Торжественное открытие Кинофестиваля состоялось 24 мая
во Дворце Дружбы Народов.

Чтобы освещать работу кинофестиваля в Ташкент съехалось более
250 советских и иностранных журналистов.

Вот это они во время открытия кинофестиваля.

Центром большого праздника  - концертов, представлений в дни кинофестиваля
был ташкентский Дворец искусств.

( На фото - Ташкентский Дворец искусств.

В программе кинофестиваля была запланирована, ставшая уже традиционной,  творческая дискуссия «Роль кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов».

На ней все участники Кинофестиваля смогли услышать мнение коллег и зрителей о своих фильмах, обменяться мнениями про актуальные проблемы мирового
кинематографа, выразить свое отношение к  проблемным  вопросам современности.

На фото - перуанский режиссер Армандо Роблес Годой во время выступления

А в один из дней был организован митинг солидарности с народами Африки.

Фотография была сделана  во время этого  митинга
тоже ставшего традиционным на Ташкентском Кинофестивале..

Просмотры фильмов проходили во всех  крупнейших залах столицы Узбекистана:
кинотеатрах, Дворцах культуры.

*   *   *

И что еще было не маловажным для участников и организаторов – на Кинофестивале  работал обширный  кинорынок.  Именно наличие его и служило дополнительной притягательной илой этого кинофорума. Можно было не только показать свои фильмы,  но и продать их.

Организацией работы международного кинорынка занималась единственная в СССР организация, назначение которой и было пропаганда и продажа советских фильмов по всему миру.  Это было уже хорошо известное моему читателю Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм». Оно имело большой опыт участия в подобных мероприятиях и их проведении.

Просмотры фильмов кинорынка проходили в новом Доме кино, строительство
которого  было завершено перед началом кинофестиваля.

( На фото - Ташкентский Дом Кино )

Для информации - строительство домов Кино в столицах союзных республик
осуществлялось в основном на деньги Союза кинематографистов СССР.
А это были в своей основе  деньги заработанные Бюро по пропаганде
советского киноискусства, выпускавшее разнообразную рекламную продукцию,
в том числе открытки с фото актерами.  Иначе говоря строились Дома Кино
по всей  стране за деньги всех тех, кто покупал эти открытки  и другие
издания Бюро и ходил на многочисленные их мероприятия, на встречи с
актерами и режиссерами..

Большой зрительный зал в новом Доме Кино был рассчитан на 900 мест.
Удобством проведения в Доме кино кинорынка было то, что в нем были
еще два зрительных зала на 250 и 50 мест. В обычное время в них
проводились просмотры для членов Союза кинематографистов и  закрытые
профессиональные просмотры фильмов.

А на кинорынке  часто возникала необходимость показать фильм
небольшому числу продюсеров в нем заинтересованных.

Ташкентский  кинорынок был доступным для всех кинематографий, в том
числе и молодых,  начинающих снимать свои фильмы. Первый показ
представляемых на кинорынок иностранных фильмов осуществлялся бесплатно,
расценки за услуги были  не большие.

Немаловажной была возможность для всех участников фестиваля заключения
сделок не только с советскими партнерами, но и между собой.

В этом Ташкентском Кинофестивале впервые участвовали кинематографисты из
Филиппин, Никарагуа, Сейшельских островов.

Интерес к этому  кинорынку проявляли и западноевропейские кинопрокатчики,
а также представители  кинобизнеса  США и Канады.

Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм» приготовило интересную программу
новых советских фильмов. Среди них   продукция республиканских студий
последних лет, фильмы для детей и юношества, показ видеокассет на
всевозможные темы, серийных программ телевидения, мультфильмов.
Там же на кинофестивале при кинорынке работал и офис компании
«Совинфильм», которая занималась оформлением договоров, контрактов между
компаниями, актерами и продюсерами и прочими документами.

*  *  *

Из - за того, что кинофестиваль в Ташкенте проходил после Каннского
фестиваля, и по некоторым другим причинам на нем не часто появлялись
кинозвезды первой величины. Поэтому появление актеров и режиссеров
известных в мире, всегда было для Ташкента событием.

И не случайно в 1980 году его гостем был Олег Видов.

И вот одно из воспоминаний о том времени и случайной  встрече с Олегом Видовым:

« На другой стороне Пушкинской площади в Ташкенте – памятник строителям.
За ним были дома, а позже скверик за гостиницей «Узбекистан».
После того, как была построена эта гостиница ( и мы уже стали постарше),
появились удовольствия, иллюзорно приближавшие нас к статусу взрослых –
бар, курение. Гостиница « Узбекистан » принимала большой наплыв
иностранных гостей в дни фестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки,
который регулярно проводился в Ташкенте. У гостиницы в дни фестиваля вечно
толкался народ, встречали то Раджа Капура, то еще кого-нибудь. Моя робкая
одноклассница рассказала, как на улице буквально столкнулась с Олегом
Видовым – еще бы, целое событие! »

На фотографии Олег Видов и  актриса Кобо Абе
у входа  в гостиницу « Узбекистан »

Эве Киви приехала в Ташкент  перед съемками на Мосфильме в фильме
Виктора Георгиева «Идеальный муж» в роли графини Безилдон.

( Кадр из фильма  - « Идеальный муж » - Игорь Дмитриев – виконт де Нанжак,
Алла Будницкая - миссис Марчмонт Эве Киви – графиня Базилдон )

А у Олега Видова предстояли съемки на «Ленфильме» у Ян Фрида в
« Благочестивой Марте » в роли поручика - племяника капитана Урбино.

Среди участников и гостей в Ташкенте в 1980 году  были:

Омар Гарсия из Аргентины
актриса Моника Прадо из Мексики,
актер  Омар Гарсиа  из Аргентины,
режиссер Армандо Роблес Годой из  Перу.
режиссер  Сандра  Холмс  из Австралии.
Харбхаджан Сингх из Индии,

А среди  советских кинематографистов были :

актер Олег Видов
актриса Ирина Мирошниченко
актриса Эве Киви
актриса Светлана Петрсьянц
актриса Светлана Суховей,
актриса Савриниссо Сабзалиева
актер Михаил Глузский,
актриса Лидия Федосеева-Шукшина
актер  Уйменкул Чокморов
актриса Ирина Шевчук
актер Янковский и много других,

( ( На фото - Олег Видов с газетой «Вечерний Ташкент» в руках,
рядом с актрисой Эве Киви и гостем из Африки.)

( На первой половине фотографии Омар Гарсия из Аргентины,
Олег Видов и  Светлана Суховей.

А на второй – Харбхаджан Синг из Индии,
Лидия Федосеева-Шукшина и Ирина Шевчук. )

Программа пребывания в Ташкенте у Олега была насыщенной.
Он по-прежнему был кумиром  многих зрителей.

*    *    *

Для гостей и участников были организованны экскурсии, посещением музеев,
знакомство с древними памятниками Узбекистана в разных городах и конечно
поездка в Самарканд.

(На фото встреча гостей на железнодорожном вокзале в Самарканде.)

Во время однодневного пребывания в Самарканде гостям показали самые
интересные его достопримечательности. А их в этом древнейшем городе
много.

Осмотрели они также и  знаменитый   Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда .

На фотографии виден комплекс этих древних построек начала 15 века
(10404-1406 гг.).
Среди них:
Мавзолей матери сулььана,
Мавзолей Шади-Мульк 1372 года,
Мавзолей Ширин-Бика-ака 1385 года и другие. .

Во время этой экскурсии была сделана фотография на которой Олег вместе
с актрисой из Мексики спускаются по ступеням после посещения этого
ансамбля мавзолеев. Посмотрите на верхнюю фотографию справа.
И вы увидите то место, где была сделана эта фотография с Олегом.

Все, кто бывал в Самарканде на экскурсии, помнят это место. По этим
ступеням все мы проходили.

Я в Самарканде был три раза. Необыкновенный город. Его древнюю
архитектуру забыть невозможно. Мало где на Востоке сохранились такие
памятники. Позже, в 90 годы, мне пришлось посетить разные страны на
востоке, но нигде я не увидел такой прекрасной архитектуры и в таком
состоянии, как в Самарканде и Бухаре.

Я помню мой первый приезд в Узбекистан в 1968 году и позже в середине
80-х. И было видно, что постоянно происходит реставрация этих
многочисленных памятников. Невозможно забыть красочную мозаику, которой
они украшены.

Сандра Холмс из Австралии  была в
восторге от увиденного в Самарканде,
и  старалась, как можно больше  сделать,
фотографий этих памятников архитектуры.

( Фото на фоне  Медресе –Мечеть Тилля-Кари)

А я хочу немного добавить от себя. Я видел в каком состоянии были
архитектурные памятники в 1968 году. А потом приезжая в середине
семидесятых и восьмидесятых видел как они менялись.  Современный
Узбекистан должен сказать спасибо тем советским атеистам – русским,
которые сидя в Совете министров, в Госплане СССР выделяли деньги на
реставрацию этих, в основном религиозных в прошлом построек.

На деньги атеистического центра тогда в СССР многое делалось на
территориях разных республик. А услышат ли когда-нибудь те советские
атеисты « Спасибо » в свой адрес, пусть будет на совести всех тех,
кто пожинает плоды того отношения русских – советских атеистов к
культурам всех народов бывшего СССР.

*   *   *

А на Кинофестивале  была организована  даже экскурсия в ташкентский музей Ленина

и   посещение   промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

( На фото -
Участники кинофестиваля во время посещения
хлопководческого хозяйства.)

Учитывая что среди участников Кинофестиваля было много представителей
стран  Африки и Азии, где распространен ислам,  была организована
встреча и выступление  муфтия Зияутдина Бабаханова.

*   *   *

Одним из фильмов показанных на Кинофестивале был «Ранние журавли »
режиссера Болотбек Шамшиева.

Он был снят на киностудии  «Киргизфильм» в 1979 году по повести
Ч. Айтматова.  В 1980 году этот фильм был награжден два раза:

на Ташкентском кинофестивале – Премия журнала «Звезда востока »
и на 13-ом Всесоюзном Кинофестивале в Душанбе – « Главный приз ».

На фото исполнитель главной роли в этом фильме Суйменкул Чокморов
во время интервью в гостинице « Узбекистан »

*   *   *

После  возвращения из Ташкента Олег отправился в Ленинград на съемки
ТВ-фильма «Благочестивая Марта». Ему предстояло встретиться со своими
старыми друзьями: Эмануилом Виторганом, Маргаритой Тереховой, и опять
работать с Ян Фридом  - режиссером  «Летучей мыши». А так же сниматься
и подружиться с другими актерами.
И среди них будет прекрасная Светлана Тома.

*    *    *    *    *

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

2 комментария

  • AK:

    «.. Интерес к этому кинорынку проявляли и западноевропейские кинопрокатчики,
    а также представители кинобизнеса США и Канады. ..» — в Панорамке тогда показали американский фильм о боевых роботах — «Идеальный солдат», потом его крутили в прокате, но сюжет был вялый, больше похож на ведомственный фильм для рекламы американской армии.

      [Цитировать]

  • Bekhzod:

    В честь фестиваля группа «Ялла» написала песню «Салют, фестиваль!»

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.