Когда деревья были большими, а театр маленьким. История Старые фото

Пишет Лидия Козлова в своем блоге.

С Днём Театра, господа театролетяне! (публикация от 27 марта 2015 года. ЕС) Я приглашаю вас на прогулку в зрительскую часть Нашего Театра, Русского Театра имени Горького. Немного фантазии и мы увидим его таким, каким он был в первой половине 50-х годов.

Сначала было… Нет, долго ничего не было. Совсем не было. Вот смотрите, справа -Пассаж Ариф-Хаджи , а слева на месте театра кусочек - белого забора.
5289008_karlamarksayniver161 (534x338, 84Kb)

В 20-е годы  отгрохали Партийную Школу (видимо, с её балкона и фотографировал Гурович), но вместо театра всё ещё какие-то сарайчики... о

Наконец, под боком у этого здания, первенца пятилеток,  появился самый настоящий строительный забор. Вот он справа в углу! Снимите шляпу, Господа Ташкентцы, за этим забором строится ВАШ ТЕАТР. Значит на дворе уже 1934 год!

Уже никто не помнит каким он был до войны, во время войны… Но знаете, к началу 50-х он мало изменился. Вдоль по улице Маркса тянулся светлый плоский фасад. Окна ? Окна были довольно крупные, но куда меньше, чем витрины старых магазинов на той же улице.  В окнах  выставлялись планшеты, на которые крепились фотографии сцен из спектаклей (размером с крупную фотографию из домашнего альбома). И строго обязательно оба состава исполнителей: слева - один, справа –другой! Вход находился посередине, как раз там, где потом сделали буфет. Не помню, одна была дверь или две-три? Открывалась днём одна, тёмная, двухстворчатая . В верхней части – множество застеклённых  квадратиков.  А дальше...  Дальше фотографий больше нет!!! Предлагаю вниманию терпеливой и снисходительной публики почеркушку,накарябанную моими собственными руками.

Если кто-то не понял, то это план театра. Дальше  прямо с Маркса  входим в весибюль (он же кассовый зал). Опять же тёмный, в мавзолейных тонах. Вообще, в театре ничего светлого не было. Видимо, архитектор был пессимистом. Украшали вестибюль макеты декораций старых спектаклей. Центральное фойе шло параллельно улице, справа торчал четырёхгранный столб с четырьмя зеркалами по сторонам.  Слева  это фойе завершалось крутым пандусом. С него замечательно скатывался трёхколёсный велосипед (вместе со мной, конечно). В этой низинке на ширину зрительного зала помещался гардероб. Рядами стояли монументальные антикварные вешалки с отделениями для калош и шляп.  В правое фойе выходили двери большого репетиционного зала, который обычно занимали художники со своими живописными задниками. Затем через небольшой коридорчик с вешалкой можно было попасть в кабинеты директора и главного режиссёра и находился ещё один зал. Его большие окна  выходили прямо в соседний двор. Жильцы расхаживали туда и сюда по своим делам. Актёры репетировали. Всё это казалось частью какой-то одной жизни.  Театральной? Дворовой?.   Впрочем, так оно и было на самом деле. Где-то здесь заканчивалось здание 1934г. и начиналось обычное ташкентское жильё, присоединённое  и приспособленное для нужд театра. Куда подевались жильцы?

Левое фойе тянулось вдоль зрительного зала. Раньше там висели актёрские фотографии и сидел тот самый Максим Горький...  Дальний торец фойе отделяла ширма. За ней находились …ФУ!!!!  Мужской и женский туалеты. При этом попасть в закулисье можно было только через курилку мужской половины.

Святая святых – Зрительный Зал!  Разумеется тоже тёмный.  Ряды партера занимали жёсткие кресла с подлокотниками, а в амфитеатре стояли стулья особой прочности… И те , и другие чёрного цвета. Стены покрывали толстые тиснённые обои. Каждый год их подкрашивали коричневой краской. Такие же точно видела я в Свердловском Драматическом Театре. Они там даже дольше сохранялись, чем в Ташкенте. Потолок был разделён на квадраты - ячейки. В центре каждого квадрата висел круглый лампион на ножке. Самое удивительное, что слева и справа вдоль зрительного зала, под самым потолком , шла лента окон! Конечно, стёкла замалевали коричневой краской, но ташкентское солнце проникало то тут, то там. Правые двери выходили в фойе, а левые… прямо во двор. Естественно, по залу летали птички, под ступенями амфитеатра жили кошки!  С этой стороны до реконструкции1955 года никакого фойе не существовало, части фасада с портиком тоже в помине не было  Так  заканчивалась зрительская часть театра.

В хозяйственном дворе, между залом и партшколой, находились цеха и склад, стояли автомобили. Сначала только открытая полуторка, потом и автобус с носиком, а к середине 50-х появился даже «Москвич»! Обитала там и своя "Антилопа -Гну" (трофейный автомобиль шофёра Окулича, раскрашенный в во все цвета радуги).

А в глубине, в прилепленном, примазанном  уголке театра, ютились в немыслимой тесноте все актёры, гримёры, костюмеры, реквизиторы… Но об этом в другой раз. От гримёрок той поры остался у меня только вот этот снимок. Стены в побелке, видите, прикрыты картоном! Остальное в объектив не попало. Маленькие зеркала, стол в виде единой доски с выдвижными ящиками. Актрисы тогда прямо на стену, над зеркалом, прикрепляли репродукции из «Огонька». Их покупали на Алайском Базаре, возле Молочного павильона. Самая интересная деталь на этой фотографии – ШЛЯПА. Подлинный головной убор, реквизированный у какой – нибудь «буржуинки». Он долго жил в театральной костюмерной. Последний раз видела его на голове Клавдии Григорьевны Ефремовой в «Истории пустой души». 5289008_dvorik333 (445x700, 63Kb)

Как же здесь душно! На воздух! В самую светлую,  очень любимую зрителями и актёрами часть Нашего Театра , во внутренний дворик… начала 50-х годов.

Сюда можно попасть через З или 4 (?) двери левого фойе, так как выходили зрители во время антракта.

Вот они двери во всей красе! А кто же перед ними? Слева - очень хорошая актриса, "героиня" того театра, Лидия Михайловна Петрова. Почему-то её редко вспоминают... Супруга её, Наума Никомарова, как-то помнят, а её обходят молчанием. А зря!  Это невероятно, но я помню, как она умирала в "Коварстве и любви"... В серединке Валя Довгаль, помощник режиссёра. А справа в белом платье с красным пояском моя маменька. В этой фотографии есть второй план, подтекст, довольно грустный. Я - один младенец на троих. А ведь маме моей около 40-а. В театре старом  жил чудовищный предрассудок: актрисы не должны иметь детей! Иначе какая же ты артистка? Правда, уже следующее поколение наплевало на эти глупости! А актрисы национального театра, Слава Богу, всякую белиберду никогда в голову не брали!

Во дворик можно выйти и из дверей правого фойе. Как раз слева от двери находились окна старой бухгалтерии.

В центре  дворика, мощёного кирпичами, был самый настоящий ташкентский мини -фонтан. Рыбок там не было, конечно, но вода была,  можно было пластмассовых запустить. А вот вечером, для уважаемой публики  фонтан "фонтанировал"!

За моей спиной - крылечко склада, где хранились костюмы. В том числе, и с немецкими штампами на изнанке.  Высоко под потолком, на длинных горизонтальных палках, висели такие сокровища! Когда мне удавалось туда просочиться, я никому не надоедала.  Ныряла под подол какого-нибудь длинного платья и замирала...

А вот здесь виден и сам фонтан. Стена сзади - это центральное фойе. Угол деревянного сарайчика принадлежит складу реквизиторов. Самое интересное, что через него была переброшена немыслимая лестница на крышу. Потом на кровле ещё лежали деревянные мостки, вроде трапа. Весь этот маршрут максимальной сложности приводил в пошивочный цех, который за недостатком месте помещался в бывшем световом фонаре! И всё... Фотографии кончились. Не густо, но лучше чем ничего!

На прощание послушайте голос старого ГОНГА! Звонки звонками, а начинался спектакль именно с него: "БОМММММММ!"  Слышали? Волшебный звук!

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

  • вася:

    где-то года 2 3 назад в фромузе промелькнуло ,что в начале это был студенческий театр-клуб. вполне реально -рядом гу.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.