Куда исчезли сарты? История

Из блога Адаш ИСТАД

В современных условиях народы Центральной Азии должны искать сходства, а не различие. Исследование вопроса «Куда исчезли сарты?» может служит упрочению дружбы между народами, убежден автор статьи писатель Адаш ИСТАД.

О сартах, как народности я впервые услышал в начале 70-х годов на чайхане Навои, который находился на площади Регистан в Самарканде. Тут постоянно играли в шахматы. Двое незнакомых мне мужчин играли, а я наблюдал. Они разговаривали между собой на узбекском языке. Когда один из них после очередного хода соперника произнес слово «хош» и продвинул пешку его напарник сказал: «Оттого, что сказали «хош», вы из сартов!». Слово «хош» (хуш) таджикское и означает «хорошо». Соперник наверное был из узбеков, знающих свою родословную и намекнул противнику своему, что он узбек, а он сарт.

Сколько было сартов в одной только Самаркандской области?

Обратимся сначала к статистике.

В Самаркандскую область по переписи 1897 г. входило 4 уезда с 6-ю городами (Самарканд, Пенджикент, Джизак, Катта-курган, Ходжент и Ура-тюбе) из которых Пенджикент и Ура-тюбе без уездьные. Населения Самаркандского уезда (куда входил г. Пенджикент): 342 тыс. 197 чел.

г. Самарканд-55 тыс. 128 чел. г. Пенджикент-3658 чел. В Ходжентском уезде проживало 185 тыс. 135 чел. включая Ура-тюбе, а в Ура-тюбе-20621чел.

Всего по Самаркандской области проживало 860.021 чел.

На таджикском языке по области говорили 124 тыс. 316 мужчин и 106 тыс. 068 женщин, а в городе Самарканде 19821 мужчин и 17024 женщин. На персидском языке в городе говорили 506 мужчин и360 женщин. На узбекском языке по области говорили 278 тыс. 806 мужчин и 228 тыс. 781 женщин.

А в городе Самарканде узбекский язык считали родным 3 тыс. 185 мужчин и 2 тыс. 321 женщин. В статистической таблице есть и сартский язык.

Их количество по области 9 тыс. 800 мужчин и 8 тыс. 273 женщин, а в городе Самарканде 262 мужчин и 25 женщин.

В Джизакском уезде количество сартов составило 9 тыс. 19 мужчин и 7 тыс. 906 женщин.

В уезде без городов количество сартов 1167 и 1057 соответственно. В Ходжентском уезде 142 и 173, а в г. Ура-тюбе всего 3 человека. В процентном соотношении к общему числу населения Самаркандской области преобладающие языки составляют:

по области в городах в уездах без городов
Узбекский 59,02% 2,14% 56,88%
Таджикский 26,72% 9,95% 16,77%
Киргиз-кайсокский 7,34% 0,02% 7,32%
Тюркский 2,33% 0,00% 2,33%
Сартский 2,10% 1,83% 0,27%
Русский 1,63% 1,23% 0,40%

В справочниках указывали, что для практической деятельности европейца в Самаркандской области очень важно знания одного из ведущих четырёх языков, главным же образом сартского, как ассимилирующего все языки этой группы, за исключением русского. В этой переписи ягнобцы ошибочно названы матчинцами, а их общее название - галча, что в переводе с согдийского означает горец. А об их языке ничего нет, так как наверное туда не могли добраться.

Среди городского населения наиболее грамотными были жители г. Самарканда, среди которых грамотных мужчин было 23,06%. Наименее грамотны были жители городов Пенджикент и Джизака.

У сартов к общему числу грамотных было 5,9% мужчин и 0,9% женщин, у таджиков 7,3% и 0,7%, у персов 5,6% и 0,0%, у узбеков 2,4% и 0,1%. А у татар 30,1% и 11,4%.

Грамотностью считали умет писать и читать на родном языке. В таблице грамотности Самаркандской области после малороссов (54,5% мужчин) великороссов (42,9% мужчин) таджики с 7,3 процентами грамотных мужчин заняли третье место.

Сарты с 5,9 и 0,9 процентами на четвёртом месте. Тюрки с 2,4 и 0,1 процентами на пятом. Узбеки с 2,3 и 0,1 процентами на шестом, а киргизы с 1,7 и 0,4 процентами заняли седьмое место.

В 1904 году русско-туземных школ в городах было 7 и в селениях тоже 7. Одна школа на 72 тысяч человек!

Царское правительство в течении почти сорока лет господства на регионе не открывая русско-туземных школ не давал возможности развиваться национальному самосознанию народов Средней Азии. Появление сартов тому доказательства.

Академик В. В. Бартольд в статье «Сарт» написанный для «Энциклопедии ислама» пишет, что сарт первоначально древнетюркское слово означавшее «купец»; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик и у Махмуда Кашгарского. А корни этого слова в санскритском «Сартховаха» - купец, водитель каравана. Когда ирано-язычные народы в Центральной Азии захватили в свою руку торговлю с кочевыми народами, слово сарт стало употребляться тюрками и монголами как названия народа, в той же значении, что и таджик (тоджик). Когда правитель карлуков Арслан-хан подчинился монголам, они его назвали «Сартактай» т.е. таджик. Монголы тюрков принадлежавших к персидско-мусульманскому типу культуры называли «Сартактайем», даже у них есть легенды о богатыре Сартактая-строителе чудных каналов, мостов и плотин. Бабур, если говорит о населении Андижана употребляет слово «тюрк», если о Маргинане, то «сарт». По мнению исследователя А. Самойловича Бабур отмечает сартов от таджиков когда говорит, что население города Кабула и несколько селений состоит из сартов, когда в других селениях и вилаятах живут другие народы, в том числе таджики. Алишером Навои сопоставляется сартский язык с тюркским. Абулгази в «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче. Бартольд подчеркивает, что это разделение сохранилось до сих пор. В Бухаре под сартом подразумевалось земледельцы и городское население.

В Коканде правительственное постановление начиналось словами «Сартов и казахов ставим в известность, что». Здесь под словом сарт подразумевали все оседлое население. В официальном языке слово сарт означал тюркизированное оседлое население в противоположность таджикам, которые свой язык сохранили. Согласно исследованием Радлова сартами называется «сейчас говорящее по-тюркский городское население Средней Азии, в противоположность крестьянам-узбекам». Не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками. Бартольд правильно подчеркнул, что оседлый житель Средней Азии чувствует себя в первую очередь мусульманином, определенного города или деревни, мысль о принадлежности к определенному народу не имеет для него никакого значения. Лишь в новейшее время под влиянием европейской культуры (через посредство России) возникло стремление к национальному единству. Действительно так. Если до недавнего времени спрашивали белобородого самаркандского старика какое у него национальность, он отвечал: — Слава Аллаху, мусульманин.

Далее Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как сарык ит (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).

Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году в номерах 22, 23, 25 и 26 вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Это заглавие говорит о том, что без глубокого этнографического научного анализа спор зашёл в тупик. Новая советская власть не признавал такое явление как сарт. Так как между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и остался один языковой барьер, то по своему языку бывшие узбекоязычные сарты определили свою национальность. Они растворились в узбекскую нацию.

Только–ли узбеко-таджикское явление сартизация? Думаю, что нет. На окраине Самарканда живут туркмены. Их школа на родном языке закрылась в советское время. Они давно перешли на узбекский язык. В годы независимости авторитет и влияние узбекского языка возрос во много раз. Таджики и представители других народностей все больше и больше дают детей в школы с узбекским языком обучения. Но эти интернациональные по сути явления остались в стороне от этнографической науки. Не входит–ли изучение этой проблемы в сфере деятельности ЮНЕСКО?

Автор: Адаш ИСТАД.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

52 комментария

  • Andrey:

    Почитайте это:

    Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь: Этнографические очерки о тюрко-монгольском населении Туркестанского края

      [Цитировать]

  • Янина:

    Да,точно,когда в детстве я спросила — почему на узбека нельзя сказать «сарт»,т.к. это сильное оскорбление, мне объяснили: потому,что это слово сложилось из двух слов — сары(жёлтый) и ит(пёс), а в нашей многонациональной стране нелзя оскорблять людей ни по национальным,ни по внешним признакам.

      [Цитировать]

    • LVT:

      Нам в младших классах (1-2?) учительница разъясняла, что слово это употреблять нельзя. Тоже говорила, про оскорбительный подтекст.

        [Цитировать]

  • работал по направлению на мангышлаке, в казахстане, казахи (адайцы) называли меня сартнынг баласы. честно говоря мне ферганскому парню это было не понятно. как я понял из расспросов, так называли кочевые народы, преимущественно в казахских степях, тех, кто приезжал из ср.азиатских городов как купцы, торговцы. Говорили они на тюркском, но были преимущественно ираноязычными, таджиками, скорее всего. отсюда пренебрежительное отношение кочевников к оседлым, жителей кишлаков к горожанам и т.д. и т.п. и еще в Бухаре, возможно и в Самарканде, в городе, тех кто говорил на тюркском, узбекском, называли кишлачником (к,ишлок,и), считалось горожанин должен говорить на фарси (таджикском), но не как по национальности, а исключительно сословно. поэтому трудно назвать какой-то народ сартами, но скорее это были исключительно городские жители (возможно только купцы торговавшие в киргизских-кипчакских степях), и, возможно, именно таджики, говорящие на тюркском.

      [Цитировать]

  • этимология этого слова кануло в лета, трудно сказать что оно означает, вовсе не сары ит, а еще вспомните саков, еще до рождества Христова, тоже значит собака, тока теперь на фарси. можно много фантазировать и про слово «узбек», а есть имена Гов+Хар, на таджикском малоприятного, а это имя девушки и драгоценный камень, а еще анекдот Момоев Курбон — Мамаев Курган….

      [Цитировать]

    • AK:

      торговцев раньше называли «сарацин», это в Европе, а в Средней Азии это слово сократилось до «сарт». На Волге есть город Саратов — это тоже о том же (а вовсе не «желтые горы»), Волгоград раньше был Царицин — так же от слова «сарацин»

        [Цитировать]

      • Янина:

        по поводу Царицына:
        С падением кипчакского царства, а затем Казани и Астрахани, на берегах Волги начали возникать русские поселения. Это были небольшие крепости или сторожевые пункты, один из которых и расположился на Волжском острове против устья реки Царицы. По имени реки и остров стал называться Царицыном.
        Царица представляла собою в то время многоводную реку длиною около 10 кило-

        метров, бравшую начало на возвышенности водо- раздела Волги и Дона и протекавшую с запада на восток. В районе этой реки на протяжении нескольких столетий были сосредоточены большие татарские поселения.
        . О происхождении названия реки существует много преданий. Возможно, что оно возникло из созвучия татарских слов «сари-су», что означает «желтая вода» или «сари-чин», т. е. «желтый остров»

        — со словом «Царицын». К другим легендам относится предание о том, что дочь хана Золотой Орды, принявшая христианскую веру, была сброшена с крутого обрыва в реку, названную «Царицева». Имеются также предположения, что городу дал название Иван Грозный, поставивший здесь в 1556 году небольшую крепость в честь своей супруги Анастасии.
        Сарацины,где вы,ау!

          [Цитировать]

        • Янина:

          Предыстория Саратова

          Непосредственным предшественником Саратова являлся один из первых городов Золотой Орды — город Увек, основанный в 40 — 50 гг. XIII в.7. Город впервые упоминается Марко Поло под 1262 как город Укака. Впоследстие о нем писали арабские географы. Несмотря на разрушение Увека Тимуром в 1395 8, на этой территории продолжали существовать поселения и к середине XVI здесь находился городок под названием «Сары-атав» (в переводе с татарского — «жёлтый остров») 9. Он упоминается в так называемой «Булгарской истории», написанной в 1580 — 1581 мусульманским проповедником Шерефетдином Булгари.
          Вот и опять САРЫ т.е. жёлтый!

            [Цитировать]

          • AK:

            Светлана Данилевская — «Сорочинская»
            http://www.proza.ru/2014/05/18/1485
            ..
            Но и в Старой Казани есть базар, который до нынешнего времени называется- Сорочьий базар. Есть деревня Сорочий Мост в Орловской области, Сорочий Лог- в Алтайском крае, Сорочьи горы в Татарстане, Сорочинск в Оренбургской обл, город Сорока в Молдавии, поселок Сорока на Беломорье, в Виницкой, Сумской, Тернопольской, Ярославской и Самарской областях, и даже больница в израильском городе Беер-Шева!
            ..
            Сара;- «деньги», см. са;ры, курск., сиб., оренб. (Даль). Из тюрк.; ср. тур., тат., кыпч., кирг., казах. sary «желтый», тур. sary altun «чистое золото»
            Са;рина -«копейка». смол. (Добровольский). От сара; (см.).
            А Царь от цезаря? Царь-Сар… золото, деньги.. Саргон. Хотя скорее всего это не имя, а один из титулов.
            ..
            И вот что удивительно, в Сорочьих Горах до сих пор детям рассказывают перед сном про грозных арабов, бегавших с ружьем по берегу Камы и внушавших дикий ужас на местных обитателей.
            ..

              [Цитировать]

        • AK:

          в слове «сара-чин» слово «чин» имеет более важный смысл чем бесчисленные безымянные острова на Волге.
          «Чын» (тюрк) и «чинный» (рус) в бытовом смысле — «правильный», но в более коренном и древнем смысле это «официальный», «государственный».
          Из-этого можно предположить что «сарацин» был не просто купцом, а «аристократом», «олигархом» или даже сборщиком налогов (их не отличишь когда они появляются в окружении головорезов :) что естественно вызвало вариацию «сары-ит»

            [Цитировать]

  • edisit:

    Я не лингвист, но слово «сарт» явно не тюркского происхождения: две согласных должны быть разделены гласной. В современном турецком языке слово «sert» обозночает — твёрдый, строгий. Между языками Средней Азии и Анатолии часта такая смена звонких гласных.

      [Цитировать]

  • ну, так можно многое наговорить, если вы не лингвист, откуда вам известно про 2 согласные? цифра 4 — торт, дорт, это тоже не тюркское :)

      [Цитировать]

    • edisit:

      Знания турецкого языка получил на курсах ТОМЕР в Анкаре.
      Прочитал Алихана Амана.
      Вывод сделал такой — казахи, живушие в Чала-Козок по бетонке, и есть те самые сарты.

        [Цитировать]

      • edisit:

        О том, что тюркское tört/dört «четыре» вторичное наименование, говорит и его отсутствие в чувашском языке, где четыре обозначается словом tăvattă. Предки чувашей, булгары, раньше других отделились от тюркской общности и поэтому сохранили старое наименование, не ведая о новообразовании и сохранив, очевидно, первоначальную форму числительного «четыре». Можно предполагать, что это довольно сложное слово было редупликацией ностратического числительного «два», дериват которого сохранился в праиндоевропейском – *dvou, т.е в пратюркском четыре могло иметь форму *dvadva, из которой развилось чув. tăvattă, а от него и лат quattuor.

        http://www.v-stetsyuk.name/ru/Hypotheses/Numerales.html

          [Цитировать]

  • Тут уважаемый писатель и блогер-плововед Адаш Истад пишет следующее:
    «В 1904 году русско-туземных школ в городах было 7 и в селениях тоже 7. Одна школа на 72 тысяч человек!
    Царское правительство в течении почти сорока лет господства на регионе не открывая русско-туземных школ не давал возможности развиваться национальному самосознанию народов Средней Азии. Появление сартов тому доказательства.»
    В то же время, в соседнем посте «Радетель Туркестана» можно прочитать такие строки (это только про Ферганскую область):
    «Или вот к вопросу о «русификаторской политике царизма», поднятого было с новым пылом прорабами перестройки: кроме двух десятков русских и «русско-туземных» учебных заведений в Области действовало мусульманских школ: а) мактабов мужских 1543 с 21.549 учениками; женских – 269, обучалось 3.050 учениц; б) мадраса 197, обучающихся – 6.401; в) кары-хана 231, учеников 1.654; г) даляиль-хана 1, учеников – 58.»
    Кто-то из уважаемых авторов, очевидно, заблуждается сам и вводит в заблуждение читателя.

      [Цитировать]

    • AK:

      «.. Если до недавнего времени спрашивали белобородого самаркандского старика какое у него национальность, он отвечал: — Слава Аллаху, мусульманин. ..»

      Турция совместно с саудитами пытаются возродить Халифат где все мусульмане-сунниты независимо от места проживания — граждане этого государства (по аналогии — евреи граждане Израиля, русские граждане России, европейцы граждане ЕвроСоюза, американцы граждане США, китайцы граждане КНР, индийцы граждане Индии..)

        [Цитировать]

    • AK:

      с учетом населения Ферганской долины 1.7 млн.чел обучение 33 тыс.учеников дает цифру 2%, что очень много для «неграмотного» населения.
      Вообще Российская статистика всегда давала цифры грамотности именно в «русском» смысле.
      То что среди русских Туркестана грамотность была 45..55% не отменяет статистику грамотности в Центральной России порядка 10..20%, а на Поволжье, где все татарские дети обучались при деревенских мечетях грамотность по русской статистике была 1..2%

      Поэтому вызывают сомнения слова автора «.. Грамотностью считали умет писать и читать на родном языке ..», скорее каждый двадцатый житель Туркестана мог написать свое имя на русских документах русскими буквами, и конечно среди местных были умеющие читать, а некоторые и писать по-русски (благодаря «хлопковому буму» :)

        [Цитировать]

  • это какие недавние времена? конец 19 века? АКсакал? или с ш.. забыли М прибавить, попросту калаш, орудие убийства, эко загнул! по теме? или путпропоганда? ясно ведь сказал он, что испытывали оружия не на полигоне, а в реалии, которое предоставил асад, дело сделали, теперь можно отдыхать и уводить войска, а на арабов, как и на сартов, начхать всем путинцам и иже с ними.

      [Цитировать]

    • AK:

      Уважаемый, я что сказал что Халифат это плохо? В 10 веке все ученые делали свои работы на арабском, Багдад был центром науки, даже Европа в 13-16 века начала свое Возрождение с переводов на латынь этих трудов.
      Но кто повесил Хусейна вроде за бомбежку какого-то курдского села, а Турция бомбит эти села беспрерывно? Кто разбомбил Югославию, за попытку удержать республики, а Украина вроде законно воюет с Донбассом? Кто зверски убил Каддафи, хотя он вроде дружил со своими убийцами? Кто дважды свергал законного президента Украины? Кто все время говорит о недемократичности Асада? Те кто финансировал БенЛадена, кто ставил в Турции ракеты против СССР, те кто организовали ИГИЛ. Так кому нужен этот Халифат? Убийцам, канибаллам и любителям долларовых грантов!

        [Цитировать]

      • edisit:

        Но кто повесил Хусейна вроде за бомбежку какого-то курдского села…

        16 марта 1988 авиация Саддама применила химическое оружие против мирного населения села Халепче. В тот день умерло порядка 5000 жителей в основном детей и женщин. Ад пришел в их дома с запахом зелёного яблока.

        Армия Турции бомбит лагеря террористов ПКК в горах Северного Ирака

          [Цитировать]

        • AK:

          как-то бессмысленно это, вот если бы амеры это сделали ни у кого в мире не возникли бы вопросы — это правда? за что? а правда они атомными бомбами швырялись?

            [Цитировать]

  • а кто сделал таллинскую телебашню, баку, алма-ату, преднестровье, карабах, южную осетию, абхазию, крым, преднестровье, афганистан, фергану, ош, а кто имеет 27% рынка оружия в мире, для чего производить оружие, для музея столько, наверное чтобы продавать, что-бы люди убивали друг друга на радость раши и шша (33% рынка оружия). есть еще третьи страны, у них тоже есть свое! а может лучше завоевывать мир как китайцы — рынком товаров! от вас уже украинцы отвернулись, кто ж остался с вами-ли? северная корея? и нищие страны снг? в америке темнокожий стал презом! у вас даже государствообразующая вторая нация никогда не станет презом рф. у вас период как у германии, испании, японии в 37-45 годах! у вас кто не с вами, тот против вас, все славяне-братушки ваши в, как вы называете гейропе, украинцы и те теперь против в вас, опомнитесь, вокруг вас такие же люди, а не чурки!!!

      [Цитировать]

    • Усман:

      не талинскую, а вильнюсскую. цэрэушники. главное в пропаганде — чтобы осадок остался.

        [Цитировать]

    • AK:

      В статье про Георгия Арендаренко описан сумасшедший ишан —

      Радетель Туркестана

      его считали пацифистом потому что он выступал против оружия.. пока его ученики не прирезали 30 спящих русских солдат кухонными ножами

        [Цитировать]

      • Я не пойму, это (АК) просто бот, который лепит ахинею по ключевым словам?
        Или весна настигла?

          [Цитировать]

        • genezone:

          Салот Сар:

          Я не пойму, это (АК) просто бот, который лепит ахинею по ключевым словам?
          Или весна настигла?

          А мне кажется, что бот, как раз-таки, Гапал Эргашев.
          Как на мэйл.ру, в большинстве тем, комменты закрыли, так он сюда перебрался.

            [Цитировать]

          • genezone:
            А мне кажется, что бот, как раз-таки, Гапал Эргашев.

            Подождём ответов.)

              [Цитировать]

            • AK:

              будем придерживаться темы (ключевые слова)

              Сар-ит — «золотая собака» потому что купцы из-за каждой копейки грызутся как собаки, а в Средней Азии культуру формировали суфии — философы.
              Эта культура проявлялась и в анекдотах о Насретдине Афанды («афанды» — непрактичный дурачек, нарушитель этикета) и каждый, живший в наших краях,
              может вспомнить свою подобную историю неприятия культуры «золотого тельца».
              Вот, к примеру, что мне рассказывал один узбек из Таш.области.
              Отец его послал в город продать персики. В этот день на базаре не было конкурентов и он продал их по цене в несколько раз больше и радостный вернулся домой. Отец спросил откуда столько денег, потом отделил часть и большую выбросил в арык со словами — «это ворованные деньги». Вот так учили детей не поддаваться соблазну урвать лишнего.

              В 80-х, в эпоху расцвета мещанства, воплей партии о «всемерном повышении благосостояния советского народа» я думал, что только узбеки сохранили культуру в истином значении этого слова. Но оказалось и россияне, простые люди, так же являются носителями этих древних принципов. И их не сломили испытания голодом 90-х и даже испытания нефтедолларом 2000-х.

              Те же «сар-ит» делают нынешнюю политику на Ближнем Востоке, а в интернете захлебываются от возмущения Россией сбежавшие на Запад моськи.. :)

                [Цитировать]

    • Гапал Эргашев:

      «а кто сделал таллинскую телебашню, баку, алма-ату, преднестровье, карабах, южную осетию, абхазию, крым, преднестровье, афганистан, фергану, ош» и т.д.

      А кто «сделал таллинскую телебашню, баку, алма-ату, преднестровье, карабах, южную осетию, абхазию, крым, преднестровье, афганистан, фергану, ош…»? Расскажите пожалуйста. И, по-возможности, с пруфами на не совсем «желтушные» источники. Очень интересно, с удовольствием просвещусь.

        [Цитировать]

    • Fyfnjkbq:

      Главное, чтобы сарты- узбеки вернулись домой, в узбекию. А остальное не твое дело.

        [Цитировать]

  • Джага:

    Погуглите — Алихан Аман «Об этимологии, значениях и истории слова „сарт“»

      [Цитировать]

  • Хайдарыч:

    В узбекском языке слово «сарт» никакого оскорбительного звучания не имеет. Себя никто уже сартом не идентифицирует, употребляется редко, сохранилось слово в присказках, например, как приведенная в статье ««Хўш» деганингиздан билдик — сарт экансиз» — «Из того, что говорите «хош», заключаем, что вы сарт», или про чрезмерно активных людей говорят «Эринмаган сарт» — «Неугомонный сарт». Другое дело, что в языке соседних кочевых народов слово употреблялось с уничижительным оттенком, а у узбеков его употребление практически сошло на нет, из-за этого распространилось ошибочное мнение, что это слово оскорбительное.
    Есть некоторая аналогия со словом «жид», которое изначально было нейтральным, т.е. просто синонимом слову «еврей», а к XX-веку приобрело оскорбительный характер в языке ряда славянских народов https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B4. В казахском языке «сарттын баласы» употребляется вобщем-то в нейтральном смысле, а в Киргизии, в свете последних событий, имеется тенденция придать слову «сарт» максимально оскорбительный характер. Абсолютно не имеющая никаких подтверждений байка про «сары ит» — «желтую собаку» — выражение этой тенденции. Конечно же термин имеет древнее происхождение, связанное с образом жизни и родом деятельности.

      [Цитировать]

  • и потом отдать роssии предгорья ферганской долины: все равно одна страна. какая разница где живут сарты, да? а где ударение в твоем нике? или это хфамилия?

      [Цитировать]

  • edisit:

    Тем, кто действительно интересуется вопросом.
    Может Вы сможете найти в архивах помеченное.
    Это существенно должно прояснить проблему.

      [Цитировать]

    • AK:

      из всего списка у меня только Коран Саблукова (препринт) — лучший перевод (сравнивал с 4 другими)
      Вообще столько книг и такого высокого качества, причем выпускались без компьютеров, толи маньяки-трудоголики жили тогда, то ли здоровья у них было в 10 раз больше, а может каждый занимался своим делом и никто не мешал, не заставлял заниматься тем, чем обязаны заниматься сейчас все (оформления различных документов, справок, платежей)

        [Цитировать]

  • edisit:

    http://www.centrasia.ru/news.php?st=1459079460

    Узбеки – их происхождение, государства и цивилизация, — академик Р.Абдуллаев

    Что означает термин «САРТ» и как можно относиться к этому понятию? Термин «САРТ», как я отмечал это в своих статях [3-4] – это кличка (прозвище), не узбекского, таджикского или другого народа, а предпринимателей Центральной Азии, существовавшая до национально-территориального размежевания в Средней Азии, живших и осуществлявших свою деятельность в городах этого региона, занимаясь торговлей, различными видами ремесленничества и т.д. Поэтому к этому термину можно было бы относиться, также как, например, к кличкам «МОСКАЛЬ» и «МАСКАЛ», которым этнических русских называют белорусы, украинцы и поляки. Или же «КАЦАП» – кличка, относящаяся к числу этнофолизмов и которая происходит от тюркского слова QASSOP – мясник, которым этнических русских называют только украинцы. «ХАХОЛ» – прозвище, также относящееся к числу этнофолизмов и «экспрессивных этнонимов», которым украинцев называют не только этнические русские, но и другие народы. В мире такого рода кличками или прозвищами называют и других народов.

    Однако когда речь идет о сартах, этот вопрос следует рассматривать не с точки зрения этнонима и этнофолизмов, погружаясь в догадки: какой народ называли этим словом? А следует рассматривать термин «САРТ» исключительно с точки зрения этимологии этого слова. Ибо прозвище сарт, в отличие от многочисленных прозвищ, например этнических русских, касается не только узбекских предпринимателей времен до национально-территориального размежевания в Средней Азии, но и других народов Центрально Азии, таких как Казахи, Кыргызы, Тюркмены и Таджики

      [Цитировать]

    • Fyfnjkbq:

      Кацап — первоначально это старообрядец. А не как не мясник. Слово из курской и орловской губерний.

      Думаю все остальные выкладки такие же))).

      А что до сартов… Моголы называли так племена позже названные узбеками. Уж не знаю как переводится. Все спекуляции на тему, это просто узбекский шовинизм, мол это не мы, это другие)).

        [Цитировать]

    • J_Silver:

      «Академик» Абдулллаев — это как анекдот! Забавный персонаж, местный фрик…

        [Цитировать]

      • Усман:

        Мудрый ученый. Узбеки от хана Узбека, сарты от хана Сартака, русские от хана Уруса. Петр I, Ленин и вообще все были узбеками. Отсюда надо делать логический вывод, что Узбекистан должен войти в состав России.

          [Цитировать]

  • да, по-моему это ты шовинист, самоназвание узбеки идет от золотоордынского хана Узбека, завоевавшего ср.азии, а моголы это потомки Бобуровского войска, завоевавшего Индию. Узбеки, казахи, киргизы — это сложившиеся нации в эпоху диктатуры, в узбекскую нацию входят более 90 различных племен и родов. Сарты — это сословное название всех купцов, торговавших со степняками кочевниками

      [Цитировать]

    • Усман:

      Союз племен, но никак не нация. Нация — продукт капитализма. Маркса-то совсем в помойку не выкидывайте. Что вы хотите доказать? Что монголы — коренной этнос Узбекистана?

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.