Старые машины «Скорой помощи» История Старые фото

Лидя Козлова:

«В фильме "Очарован тобой" на 52 минуте машина Скорой Помощи поворачивает на Маркса от Сквера и секунд 20 едет вдоль фасада Театра. Жаль, что снимали на приличной скорости.»

Это фото напомнило эпизод из детства. На улице Достоевского за невысоким забором мы с пацанами рассматривали склад старых машин «Скорой помощи» — там были ЗИМы, Победы, Шкодв, еще какие-то машины заброшенные и ржавевшие. Это был заброшенный хоздвор 15-й горбольницы, наверное. Или какой-то другой организации, я так и не понял, какой именно, так как ни с Достоевского ни с Новомосковской въездов не было. В память о старых машинах Скорой помощи копирую интересный материал отсюда.

ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР 1945 — 2000

В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его "штатное место".
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.
ЗИС 110А "Скорая помощь"  (ZIS-110A ambulance) 1947
ЗИС 110А "Скорая помощь"  (ZIS-110A ambulance) 1947
ГАЗ-12Б ЗИМ "Скорая помощь"  (GAZ-12B ZIM ambulance) 1950 В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения.
Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., был несколько "скоромнее" по динамическим качествам, чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым) потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.
Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе, любой, а не только партийные боссы:-)
ЗИМы, как, впрочем, и ЗИС-110 могли переделываться в кустарных условиях из пассажирской в скорую (при передаче машин от партийных и советских органов в здравоохранение, что наблюдалось, например, в Якутске), так и наоборот — из скорой в пассажирскую -после того, как отходившая свое машина списывалась и продавалась по остаточной стоимости населению. Поэтому, собственно, этих машин в первоначальной "скоропомощной" судьбой и не видать на выставках старинных машин. А жаль...
Куда более скромный автомобиль — Москвич 400-420М — медицинская модификация Москвича-400 (фактически копия Опель Кадет К38) — стал помогать службе неотложной помощи и в прочих медицинских нуждах. В 1948 году Мосгорздравотдел закупил около 200 Москвичей, которые стояли практически у каждой городской поликлиники.

Безусловно, использование Москвича-400 в качестве машины скорой помощи было немыслимо, но в других медицинских целях — почему нет? Главное — машина была самой экономичной в те годы среди советских машин: 23-сильный двигатель потреблял всего 9 литров бензина А-66.

Москвич-400-420М медицинский (Moskvich MZMA 400/420M ambulance) 1947
ГАЗ М20 Победа "Скорая помощь"  (GAZ M20 Pobeda ambulance) Cуществовала и медицинская модификация знаменитой "Победы" ГАЗ-М20 (фото слева прислал недавно Николай Марков из Тулы). В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня (посмотреть).
Нет сведений о наличии у этой машины собственного буквенного индекса, обозначавшего ее принадлежность, также как и информации о производстве данной модификации на Горьковском автозаводе. Возможно, эта машина переделывалась из серийной на авторемонтных заводах и в гаражах скорой помощи по чертежам ГАЗа. Кроме того, обычные (пассажирские) Победы часто использовались для работы в качестве машин неотложной помощи и других нужд больниц и поликлиник.

Произведенная по лицензии в Польше "Варшава" тоже имела санитарную модификацию (справа).

Санитарный автомобиль ФСО Варшава, Польша (FSO Warshawa ambulance, Poland)
Санитарный ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 (PAZ-653 based on GAZ-51 ambulance) 1956 После войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе легендарного ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе).
В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара).
Существовал и более ранний (вероятно до 1956 года выпуска) вариант санитарного ПАЗ-653 (справа), несколько отличавшийся внешне, в том числе дерево-металлической кабиной.
Санитарный ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 (PAZ-653 based on GAZ-51 ambulance) 1947?
Санитарный ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 (PAZ-653 based on GAZ-51 ambulance) 1956 Эти автомобили я помню: в детстве на таком грязно-бежевом фургончике с надписью "Спецмедпомощь" менты собирали пьяных у станции метро "Речной вокзал" и, надо думать, здорово "помогали".
Одна из машин до недавнего времени была еще жива (на фото - ПАЗ-653, Екатеринбург)
АС-1 (ГАЗ-63 с санитарным фургоном ПАЗ-653) / (AS-1 = PAZ-653 based on GAZ-63 military ambulance) 1956 Такие же кузова ставились на полноприводное шасси ГАЗ -63 и использовались в Советской армии под названием АС-1 (слева).
Справа представлен более поздний вариант военного санитарного автомобиля - АС-3, который мог монтироваться как на шасси ГАЗ-51, так и ГАЗ-63. Рама удлиннялась, в задней подвеске убирались подрессорники и вводились четыре гидравлических амортизатора (по два с каждой стороны) Металлический кузов-фургон оснащался носилками в 3 яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке) и был рассчитан на 7 лежачих и 2 сидячих мест или 14 сидячих (+ в кабине места водителя и санитара). Кузов оснащался приточно-вытяжной вынтиляцией, отоплением за счет системы охлаждения двигателя и переговорным устройством между будкой и кабиной, а также вещевыми ящиками.
АС-3 (ГАЗ-51 с санитарным фургоном) / (AS-3 military ambulance based on GAZ-51 ) 1965?
Основным автомобилем Скорой помощи городов (т.н. линейным) в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах "Волги" ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого (или красного?) цвета.
С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделом станции.
РАФ-977И Скорая помощь (RAF-977I ambulance) 1960
РАФ-977ИМ Скорая помощь (RAF-977IM ambulance) 1969 Более поздняя модификация, внешне отличавшаяся широкими боковыми окнами и широкой боковой дверью, — РАФ-977ИМ. Эти машины долгие годы обслуживали наши города.
Кстати, автомобиль-фургон - прямой потомок семейства РАФ 977 - практически до конца 20 века производился на Ереванском автозаводе и назывался ЕрАЗ-762 (1966-1994 гг).
РАФ-977ИМ Скорая помощь (RAF-977IM ambulance) 1969
В начале 60-х годов на московской скорой были организованы специализированные бригады (а с 1962 г. — специальная подстанция). Кардиологическая бригада, созданная для помощи при инфактах миокарда, доставляла больных сразу в специализированные отделения ведущих московских клиник, минуя премное отделения. Первым автомобилем был автобус ГЗА-651, выпускавшийся Горьковским заводом автобусов на базе все того же ГАЗ-51, переоборудованный под скоропомощные нужды (фактически - первый реанимобиль). Интересная деталь: больного везли по городу бережно - на полуспущенных колесах, не быстрее 40 км/ч.
Такие автобусы работали не только в Москве, но и Питере.
По некоторым данным, существовал и другой медицинский автобус на базе ГЗА-651 - Передвижная клинико-диагностическая лаборатория - ПКДЛ.
ГЗА-651 Скорая помощь - специализированная кардиологическая бригада (GZA-651  cardiological ambulance) 1960

ГЗА-651 Скорая помощь - специализированная кардиологическая бригада (GZA-651  cardiological ambulance) 1960

Шкода-1201 санитарный автомобиль (Skoda-1201 ambulance) В конце 50-х - начале 60-х из Чехии большими партиями поставлялись санитарные машины Шкода-1201.
Как показывают объявления о продаже ретро-техники, некоторые из этих машин живы до сих пор.
Шкода-1201 санитарный автомобиль (Skoda-1201 ambulance)
ГАЗ-22 санитарный автомобиль (GAZ-22) Предсерийные образцы санитарных универсалов Горьковский автозавод построил на базе машин ГАЗ-21 второй серии (слева). Позднее в большом количестве выпускались санитарные "Волги"-универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (индекс изменился после модернизации базовой машины) - на фото справа. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.
К сожалению, среди значительного количества 21-х "Волг", сохранившаяся до наших дней, "санитарка" пока не попадалась...
ГАЗ-22Д - санитарный автомобиль (GAZ-22D, 1969)
ГАЗ-69 (GAZ-69) Военные, как известно, не могут спокойно пройти мимо техники, дабы не придумать, как приспособить ее к использованию в случае, "если коварный враг внезапно нападет".
В инструкциях по использованию джипа ГАЗ-69 встречаются рисунки, регламентирующие переоборудование машины под санитарные цели — в джипе можно было разместить одни носилки.
ГАЗ-69 - санитарный вариант (GAZ-69)
Во второй половине 1970-х появились новые "РАФики" — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе "Волги" нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях.. РАФ-22031 Скорая помощь (RAF-22031 Ambulance)
РАФ-ТАМРО Реанимобиль (RAF) На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались высокой крышей и высоким качеством сборки медицинского салона. Окраска машин проводилась по финским правилам — в ярко-желтые цвета, которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно с этих машин началась "мода" окрашивать скорые в ярко-лимонные цвета (что нашло свое отражение в ГОСТах)
Завод РАФ по образу и подобию РАФ-ТАМРО позднее сам стал выпускать реанимобили с высокой крышей по 200 штук в год. Эти машины носили индекс РАФ-2914. Внешне машины отличались "мигалками-кубиками", расположенными по краям надстройки крыши. Они обходились бюджету существенно дешевле финских, но и качество их было похуже. РАФ-2914 Скорая помощь Реанимобиль (RAF-2914 Ambulance)
РАФ-Стилс перспективная модель Скорой помощи 1980-х (RAF Stils) В "перестроечное" время завод РАФ строил всякого рода прожекты (на фото РАФ "Stils"), но Советский Союз развалился, Латвия стала "самостийной" и завод умер...
А какие машины могли бы быть...
УАЗ-450А (UAZ-450A)Обратите внимание, что водительская дверь открывается как у горбатого Запорожца - навстречу движению:) В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до сих пор основу парка скоряг составляют УАЗики: УАЗ-450А (слева) и модернизированная (c 1966 г.) машина УАЗ-452А (справа), которую позднее стали именовать УАЗ-3962. Первая оснащалась видоизмененным нижнеклапанным двигателем ГАЗ-69 и трехступенчатой коробкой. Вторая — верхнеклапанный мотор, четырехступенчатую коробку передач и ряд других отличий. Машина активно используется в армии и имеет имя собственное - "таблетка". Эти модели давно устарели, не соответствуют современным требованиям по безопасности, и в ближайшее время их выпуск будет прекращен. Говорят, что санитарный УАЗ-450А отгкрывает заводскую экспозицию УАЗа. УАЗ-452А - санитарный вариант (UAZ-452A)
Медицинский УАЗ Выездной педиатрической поликлиники в Кировской области (1990) Автору довелось познакомиться с внедорожными качествами этих машин во время работы в 1990-91 годах в составе медицинской бригады "ВЫЕЗДНАЯ ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова при обследовании детей в отдаленных сельских районах Кировской области (слева).

Кроме того, финская фирма ТАМРО строила реанимобили и на шасси УАЗов (справа). К сожалению, данных о том, сколько было выпущено таких машин и в каких регионах они работали, у меня нет.

Кроме того, на базе УАЗов строились и другие машины скорой помощи, например, САРЗ-2925 на Самарском авторемонтном заводе.
(страница про САРЗ-2925)

УАЗ-ТАМПО реанимобиль (UAZ-TAMPO ambulance)
УАЗ-27722 "Симба" Скорая помощь (UAZ-27722 SIMBA Ambulance Перспективной машиной на замену УАЗикам-"буханкам" на Ульяновском автозаводе планировали полукапотный УАЗ-27722 "Симба". Однако экономические реалии, видимо, поставили крест на производстве этой машины, так что ее мы не увидим на дорогах никогда. Какая машина заменит старые УАЗы, пока неясно. Любопытно, что название "Симба" присвоено и одной маленькой машинке концерна FIAT.
Медицинский ГАЗ-24-03 "Волга" (GAZ-24-03 "Volga") "Волга" ГАЗ-24-03 (слева), как и ее "наследница" — ГАЗ-310231 (справа) тоже служили в качестве медицинского автомобиля. Разница между моделями определяется отличиями базовых моделей, поскольку "медицинская часть" практически одинакова. Машина в основном используется как санитарная и на станциях неотложной помощи. Многие из этих машин никогда не "видели" больных на носилках, потому что использовались как подсобный транспорт, который всегда "под рукой". Забавно, что эти «Волги», имеющие 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, по размерам салона вообще не могут применяться как медицинские. Медицинский ГАЗ-310231"Волга" (GAZ-310231 "Volga")
Медицинский ГАЗ-24-03 "Волга" TAMPO (GAZ-24-03 "Volga"TAMPO) На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Такие машины эксплуатировались, в частности, в Ленинграде. Какого-либо специального индекса, насколько мне известно, они не имели.

Медицинский ГАЗ-24-03"Волга" TAMPO (GAZ-24-03 "Volga"TAMPO)

ЗИЛ-41047 Скорая помощь для Генсека (ZIL-41047 Ambulance) Во времена "застоя" представительский автомобиль ЗИЛ-41047 (возможно, до нее была еще модель ЗИЛ-41042) был переоборудован под "Скорую помощь", но пользовался им уже не народ, а "лично дорогой Генеральный секретарь товарищ" и его соратники по ЦК партии. Этих машин было несколько, обслуживались они в Гараже особого назначения (ГОНе), и часть из них жива до сих пор. ЗИЛ-41047 Скорая помощь для Генсека (ZIL-41047 Ambulance)
ЗИЛ 118 "Юность" реанимобиль, 1965 (ZIL-118 "Yunost" ambulance) Другой представительский автомобиль - автобус ЗИЛ-118М "Юность" стал базой для создания "народного" реанимобиля во второй половине 60-х. Интересной была крыша, которая могла подниматься вверх. При этом крыша соединялась с основанием мягким герметичным "рукавом". Подобная конструкция подъемной крыши применялась на старых микроавтобусах Volkswagen, приспособленных для ночлега туристов. интерьер ЗИЛ 118 "Юность" реанимобиль, 1965 (ZIL-118 "Yunost" ambulance)
ЗИЛ 119 "Юность" реанимобиль, 1970 (ZIL-119 "Yunost" ambulance) В 1970-х реанимационным оборудованием оснащался более современный представительский автобус ЗИЛ-119 "Юность" (носившая также индекс ЗИЛ -118К). Как видно, интерьер заметно "продвинулся", приблизившись к современному. Вопросы без ответа: где была оборудована машина (на ЗИЛе? в Финляндии?) и сколько их было? Может, уцелели еще где-нибудь на задворках? интерьер ЗИЛ 119 "Юность" реанимобиль, 1970 (ZIL-119 "Yunost" ambulance)
Мерседес-Бенц реанимобиль, Москва 1980-е (Mercedes-Benz ambulance, Moscow) В 1970-90-е годы для специализированных бригад Скорой помощи закупались Мерседесы разных моделей (слева - семейство T2 alt, модель L 508D или L 406D; справа - семейство T1, модель 310D). Преимущества перед РАФиками очевидны - большой объем кузова, фирменное оборудование кузова и мерседесовская надежность. Мерседес-Бенц токсикология реанимобиль, Москва 1990-е (Mercedes-Benz ambulance, Moscow)
В середине 1990-х отделение Латвии и гибель завода РАФ привели к прекращению поставок скоропомощных РАФиков. Износ парка (нормативный срок службы машины —- 5-7 лет) во весь рост поставил вопрос о необходимости закупки новых машин. Подходящего российского шасси не было. Москва, стремясь как-то выправить буквально катастрофическое положение с гибнущим парком Скорой помощи, закупила Мерседесы семейства T1, модель 210. Впрочем, извечное стремление дешево купить хорошую вещь привело к тому, что для линейной службы закупили самые дешевые фургоны, наспех переоборудованные под нужды скорой. Жесткая подвеска грузовичка отражается не только на больном, но и на персонале. В первые годы эксплуатации эти белые фургоны из спецокраски имели лишь цифры 03 на бортах, да крестики на задних стеклах. Эти Мерседесы ("табуретки" - так их именуют на Скорой) служат до сих пор, хотя их все меньше и меньше на улицах Москвы.
Здесь можно увидеть скан статьи, посвященной закупке Мерседесов-210 для московской скорой из старой газеты Авто (21-27.06.1994, №27), который прислал Роман Фролов (117 Кб).
Мерседес-Бенц,  линейная Скорая помощь, 1994 (Mercedes Benz, ambulance, Moscow, 1994)
БАЗ-3778  Скорая помощь (BAZ-3778 Ambulance) Попытки создать "полуторку" привели к появлению грузовичка на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). Соответственно появилась и скоропомощная модификация БАЗ-3778. Однако серийное производство наладить на заводе толком не смогли. Выпущенные машины отличались крайне низким качеством изготовления. В итоге завод уступил рыночную "пальму первенства" производства в классе малых грузовичков и фургонов Горьковскому автозаводу.
Многочисленные попытки Московского завода АЗЛК (ныне — ОАО "Москвич") войти в рынок привели к появлению на свет в 1997 г. санитарного фургончика АЗЛК-2901. Машина изначально разрабатывалась в кооперации с Киевским авиационным заводом (верхнее фото). Но таможенные барьеры не позволили довести работу до промышленных партий.
На основе данного прототипа, по заданию Минздрава РФ в 2001 г. совместными усилиями компаний НПО "Экран", "Самотлор-НН", "КАФ" разработан и построен АСМП Москвич-2901-М, использующий базовый пикап Москвич-233500 с медицинским кузовом, выполненным по «Sandwich»-технологии (нижнее фото).
Агония завода "Москвич" поставила крест на этой машине.
Редкая даже в свои "лучшие годы" машина где-то сохранилась до недавнего времени. На фотографиях - машина, встреченная мной весной 2003 года в Филях. Годы не красят... Еще одна машина хранилась в музее завода "Москвич" и две в 2007 г. были отправлены со стоянки московского НПО "Экран" в г.Обнинск Калужской области (страница про АЗЛК-2901).
Москвич АЗЛК-2091 Скорая помощь, Москваб 2003 (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow, 2003)

Москвич АЗЛК-2901М Самотлор-НН Скорая помощь, Москва (Moskvitch AZLK-2901M, ambulance, Moscow)

ГАЗ-32214 ГАЗель Скорая помощь (GAZ-32214 GAZelle Ambulance) В последнее время основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ-32214) — прямая наследница той самой знаменитой "полуторки" ГАЗ-АА. Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как специализированная. Реанимобиль — обычно машина с высокой крышей. Несмотря на известные недостатки базового шасси, альтернативы этой машине в ближайшие годы для нашей небогатой медицины не предвидится: как известно, цена определяет выбор. ГАЗ-32214 ГАЗель Скорая помощь - реанимобиль (GAZ-32214 GAZelle Ambulance)
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993;
А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919—1994", М., 1994;
Л.Д.Гоголев "Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей", М., 1990;
Брошюры АРТ-ЦДТС из серии "Музей техники": "Грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63", "Автомобиль ГАЗ-М20", Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69/69А";
Журнал "Игрушки для больших",
материалы и сведения, любезно предоставленные
Андреем Богомоловым (autogallery.org.ru),
Станиславом Кирильцем (kiriletz.de),
Максимом Шелепенковым,
Константином Сазоновым (SazMed),
Артемом Рубаном,
Николаем Марковым,
а также сайты www.autoreview.ru, www.avtoyakutsk.narod.ru, www.autocitychannel.com , www.autohistories.com,
архив автора и другие источники.
ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ AMBULANCES.RU
В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.