Памятник Хамзе около ТашМИ История Литература Старые фото

Гуля Мамасадикова:

«Отправляю вам фото памятника величайшему деятелю нашей Родины Хамзы Хакимзаде Ниязи. К сожалению, этот памятник был снесен несколько лет назад. Надеюсь, что Родина не забудет его заслуги и его памятник восстановят там, где ему и место : в Коканде, рядом с его музеем.»

Памятник Хамзе около ТашМИ

Родился в семье лекаря. Учился в мактабе, затем в медресе.
Организовав бесплатную школу для бедноты, преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. Основное произведение дореволюционного творчества Хамзы, рукописный стихотворный «Диван» (1905—1914) на узбекском и таджикском языках, был опубликован посмертно. В некоторых газелях «Дивана» наряду с традиционными образами неразделённой любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубликованные произведения Хамзы: стихотворение «Рамазан» (1914), повесть «Новое счастье» (1915), пьеса «Отравленная жизнь» (1916). В 1916—1919 Хамза выпустил семь сборников стихов, отразивших переход поэта с позиций революционно-демократического просветительства на позиции революционной борьбы. Стихи, включенные в сборнике «Душистая роза» (1919), стали первыми образцами пролетарской поэзии на узбекском языке.

После Октябрьской революции 1917 Хамза учительствовал в Коканде и Фергане, организовал передвижную театральную труппу, обслуживавшую части Красной Армии на Туркестанском фронте, работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже — Облполитпросвета. Член РКП(б) с 1920 года. В 1918 он создал пьесу «Бай и батрак», ставшую первым произведением узбекской советской драматургии. Популярностью пользуются пьесы Хамзы «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборнике «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (1931); часть песен записана от известных узбекских певцов. Хамза вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства. Хамза был убит бандой религиозных фанатиков.

Хамза — основоположник литературы социалистического реализма на узбекском языке. Он обогатил классическую поэтическую метрику (Аруз) за счёт форм народного стиха (Бармак). Хамза оставил заметный след в истории развития социалистической культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театральный деятель, композитор и музыкант.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

6 комментариев

  • Vlad.A:

    Возле ТашМИ другой памятник был. а этот памятник Хамзе в Коканде стоял

      [Цитировать]

  • Ольга:

    У ТашМИ стоял вот этот памятник

      [Цитировать]

  • Ольга:

    еще фото:

      [Цитировать]

  • Гоша:

    Поставили памятник, а на следующее утро у него голова отвалилась. печальный был знак.

      [Цитировать]

    • Надежда:

      Очень прошу уточнить всё же: первый памятник стоял (или стоит?) в Коканде, а второй стоял и был уничтожен в Ташкенте?
      В Википедии также сказано, что уничтожен памятник возле могилы, это так?
      А у которого памятника на второй день голова отвалилась?
      Я полагаю, что памятник на первой фотографии имеет художественную ценность, а на второй скульптура выглядит довольно уродливо.
      Вообще из биографии Хамзы можно сделать вывод, что этот талантливейший человек был неугоден ни при каком режиме. Его гнали и при царе и при советской власти, которой он самозабвенно служил. Его послали на верную гибель в Шахимардан, потому что расправится с ним посредством отлучения от театра и исключением из партии не получилось, а вот руками фанатичного духовенства — легко. И никто не виноват, борьба, дескать, требует жертв…
      И даже после смерти его книги издавались довольно некачественно, в имеющихся у меня экземплярах 1950-1960-х гг. от издательства имени Гафура Гуляма даже страницы перепутаны: некоторые повторяются, а некоторые совсем отсутствуют.
      Конечно, были у него и последователи и поклонники среди деятелей театра и кино. Недаром такой мощный сериал, как «Огненные дороги» вышел на закате советской власти! (Более раннего фильма 1960 года я не смотрела).

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.